Методы саморегуляции в конфликтных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 20:52, контрольная работа

Описание работы

Под саморегуляцией в психологии понимается способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку результатов своих действий. Психическая регуляция позволяет человеку преодолевать информационную неопределенность — неизвестность и неясность ситуации.
В жизни нам часто приходится сталкиваться с дистрессом, испытывать неприятные переживания — гнев, обиду, раздражение и злость, сильное волнение. Очень важно научиться управлять этими чувствами, самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние; уметь расслабляться или как-то иначе справляться со стрессорами.

Содержание

а) Телесно ориентированные методы саморегуляции (дыхательные и физические движения, методы формирования стрессоустойчивости)
б) Позитивная психотерапия
в) Психотехники саморегуляции и формирования стрессоустойчивости (концентрация и релаксация)
г) Методы саморегуляции, применяемые в быту

Работа содержит 1 файл

конфликтология.docx

— 37.05 Кб (Скачать)

   Именно так осуществляется управление здоровьем с помощью важнейшего природного механизма — естественных движений.

   Из множества изученных черт и свойств личности наиболее мощными факторами повышения уровня стрессоустойчивости являются:

 

- общий энергетический потенциал личности,

- уровень развития интуиции,

- уровень развития логических способностей,

- эмоциональная зрелость  личности (эмоциональная устойчивость  и уровень эмоционального контроля),

- пластичность (гибкость, готовность  личности к изменениям),

- тип темперамента,

- уровень развития рефлексии  и др.

 

   Уровень стрессоустойчивости зависит от психического здоровья, психического равновесия человека. Следовательно, для формирования стрессоустойчивости необходимо развивать и укреплять «внутренние силы» индивида. Для этого существуют различные программы, центры, где психологи, психотерапевты проводят консультации, тренинги и т.д. Для самостоятельной работы над собой существует специальная литература, а самым ценным лекарством «от нервов», по мнению психологов, является отдых и положительные эмоции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Позитивная психотерапия

 

   Носсрат Пезешкиан в 1968 году основал метод краткосрочной психотерапии, в центре которого заложена динамика личности с ее транскультурными особенностями. Метод называется позитивная психотерапия. Он направлен на мобилизацию внутренних ресурсов человека для принятия позитивных решений в любых, даже самых сложных жизненных ситуациях.

   Свое имя метод получил от латинского слова «Positum» (фактическое, данное). Центральная идея – работа с актуальными способностями человека, а не болезнью, симптомом или проблемой. Актуальные способности – это те стороны личности, которые постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях. Исходя из главного тезиса позитивной психотерапии, здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как правильно справиться с возникающими трудностями, и умеет находить максимально возможное количество решений проблемных ситуаций.

   Позитивная психотерапия – это метод, который дает знания о человеке, учит не сражаться с окружающим миром, а принимать его во всем многообразии.

   Выделяют достоинства позитивной психотерапии:

 

1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке  исходит из того, что каждый  человек от рождения обладает  двумя основными способностями:  познавать и любить. В зависимости  от врожденных физических данных, внешней среды (семейной и культурной), специфики эпохи, в которой  живёт человек, две названные  способности – «знать» и «любить» – дифференцируются. Этим самым создаются неповторимые комбинации основных черт личности. Обе базовые способности находятся в тесной взаимосвязи: уровень развития одной из них поддерживает и облегчает развитие другой. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.

 

2. Метод позитивной психотерапии  основан на глубокой вере в  то, что каждый наделен в полной  мере всеми необходимыми индивидуальными  способностями, чтобы жить счастливо.  Любой имеет доступ к неисчерпаемым  возможностям жизни для своего  личностного роста, индивидуального  раскрытия. Так задумано Творцом,  что все самое ценное спрятано  внутри нас или же в виде  маленьких семян зреет на протяжении  всей нашей жизни. Пезешкиан  писал, что человек – шахта,  полная драгоценных камней. Одна  из задач – отыскать скрытый  ценный клад, поднять его из  недр человеческой души и показать  миру в виде использования  природных задатков и талантов, что в конечном итоге приводит  к самореализации человека. Исполнение  своей жизненной миссии – это  основа удовлетворения в жизни. 

3. Неоспоримым достоинством  метода является его доступность  всем социальным и возрастным  группам. Простота языка, системный  подход, обучение самопомощи привлекает  все больше людей к методу  из разных профессиональных групп.  Принцип простоты и универсальности  дает возможность легко применять  идеи Пезешкина каждому в повседневной  жизни в трудные моменты жизни  без базового психологического  образования. 

 

4. Ценность данной психотерапии  в том, что проблема рассматривается  под углом транскультурного подхода.  Специалист данного метода обладает  особой чувствительностью и ценными  знаниями о разнообразных духовных  и культурных особенностях народов  мира. Принимается, а не оспаривается  уникальность жизненного опыта  отдельных людей и целых народов.  Специфика среды, духовная атмосфера,  в которой родился и вырос  человек, не рассматривается как  предрассудок, а уважается. Транскультурный  подход метода предлагает сконцентрировать  внимание не на различиях, а  на сходстве человеческой расы. В центре метода исследуются  два вопроса: 

1. Что у всех людей  общего?

2. Чем люди отличаются?

 

5. Философия позитивной  психотерапии рассматривает человека  в процессе его изменений комплексно: признается движение и тела, и  души и духа, анализируется их  тесная взаимосвязь. Во время  психотерапии в центре профессионала  индивидуально-биологические, психосоциальные  и духовные аспекты личности. Такой подход помогает обрести  внутреннюю целостность.

 

6. Применение принципов  метода не ограничиваются психотерапией  и консультированием, оно распространяются  на другие прикладные области.  Очень результативно используются  идеи Пезешкиана в образовании,  проведении тренингов, профилактике  здоровья и управлении в бизнесе.  Метод очень хорошо зарекомендовал  себя в сфере коучинговых услуг  на современном рынке.

 

7. Много психотерапевтических  направлений обращает внимание  на патологические нарушения  личности, болезни. В позитивной  психотерапии акцент во всем  процессе взаимодействия психотерапевта  с клиентом делается на человеческих  возможностях как основном и  первичном моменте его исцеления.  Метод видит причину возникающих  проблем личности в подавленных  и неразвитых областях духовного  межчеловеческого общения. Это  приводит к источникам конфликтов, нарушений в жизни. 

 

8. Основой метода стало  три важных его принципа.

   Принцип надежды, который сфокусирован на человеческих ресурсах. Он помогает прочувствовать способности, принять на себя ответственность за все то, что происходит в личной жизни.

   Принцип баланса, который рассматривает жизнь и развитие клиента в четырех важных областях:

 – тело;

 – контакты (отношения);

 – достижения;

 – будущее (фантазии, мечты, идеалы).

   Суть данного принципа – стремление к восстановлению их естественной гармонии. Недостаток внимания или развития одной из сфер человеческого бытия привносит дисгармонию, создает определенный дефицит, что проявляется в жизни как недовольство, отчаяние, удрученность или болезнь.

   Принцип самопомощи, который представлен в методе в виде 5-шаговой метамодели. Ее можно применить как стратегию гармонизации, адаптации и развития личности. Вначале это делает психотерапевт, а затем в процессе самопомощи человек сам применяет ее для себя или же помогает своему окружению: членам своей семьи, коллегам по работе, друзьям.

 

9. Неоспоримое достоинство  метода – его направленность  на развитие и будущее. Метод  обучает формировать будущее  через принятия ситуаций настоящего. Признание полной ответственности  за жизнь помогает каждому  делать конкретные шаги по  изменению своей реальности. Суть  этого принципа можно выразить  народной мудростью: «Если ты  хочешь иметь завтра то, чего  у тебя никогда не было, тебе  нужно принять решение и сделать  сегодня то, чего ты никогда  не делал».

 

10. Важный принцип –  принцип уникальности личности. Жизнь не имеет стандартов. Разнообразие  и многогранность источников  человеческого счастья заключается  в том, что использовать и  получить удовольствие можно  от «того, что есть» в данный  момент, а не от того, что «могло  бы быть». Способность увидеть  в сегодняшней реальности то, что может сделать человека  счастливым, дать ему силы на  конкретный шаг вперед к своим  целям и получить от него  радость делает каждого создателем  собственного «Я» и наделяет  мудростью жизни.

   Позитивная психотерапия может стать одним из путей балансировки своей жизни, она обучает тому, как быть ее Автором. Позитивный подход не означает интерпретацию мира сквозь «розовые очки». Позитивный подход – это позиция, данность, имеющуюся в наличии в данный момент времени. Позитивный – реалистичный и конструктивный, а не наивно радужный.

   Позитивная психотерапия как метод призвана помочь человеку не потеряться в потоке стремительных событий эпохи, найти себя и поверить в то, что как птица рождена для полета, так и человек создан для счастливой жизни.

 

 

 

в) Психотехники саморегуляции и формирования стрессоустойчивости (концентрация и релаксация)

 

   Релаксация (от лат. relaxatio – облегчение, расслабление) определяется как состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Эффект релаксации используется как отдельный элемент в психотерапии (арт-терапия, танцевально-двигательная терапия и др.).

   Техники релаксации помогают человеку прожить лучшую жизнь в условиях цивилизации. Релаксация доступна каждому человеку, для некоторых техник не требуется ни вспомогательных средств, ни особого времени. Умение расслабляться пригодится не только для нейтрализации актуальных состояний напряженности. Без этого и речи нельзя вести о целом

ряде техник, позволяющих  глубже познать себя.

   Полная релаксация – это не просто расслабление мышц, но и еще освобождение сознания. Отключиться от всего неприятного, освободить свой

организм от диктата коры головного мозга, дать ему полную волю.

   Все приемы релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. При этом не требуется совершенного знания и овладения методами. Поскольку психическое напряжение ведет к повышенному мышечному напряжению, то справедливо и обратное.

   Если удается понизить мышечное напряжение, вместе с ним понижается и нервное, так что состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом и часто этого бывает вполне достаточно.

   Таким образом, релаксация – это своеобразное состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в отдельной его системе.

   Перед релаксационными упражнениями необходимо освободиться от стесняющей одежды, снять часы, очки и пр. Помещение должно быть проветрено, без яркого освещения и шума. Наиболее типичное положение тела при релаксации – «поза кучера», но можно заниматься и лежа. Мышцы

должны быть полностью  расслаблены, дыхание глубокое и  равномерное.

   Необходимо помнить, что релаксация – это навык, требующий постоянной, последовательной и постепенной тренировки без спешки и форсирования. Чем глубже релаксация, тем полноценней отдых и тем меньше отрицательное влияние стрессов и напряжения. И еще необходимо одно важное условие – мотивация!

   При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно становятся привычкой и ассоциируются с приятными впечатлениями. Естественно, эти впечатления возникнут не сразу – для овладения навыками

релаксации требуются  упорство и терпение. Критериями правильного  обучения являются удовольствие, получаемое от занятий, и хорошее самочувствие даже спустя продолжительное время после их окончания (как если бы очиститься изнутри). Если подобные приятные ощущения не возникают, или быстро проходят, или же вслед за ними появляется ощущение страха, напряжения, мышечной усталости, значит, произошла какая-то ошибка. Она может заключаться, например, в том, что был выбран не подходящий прием релаксации.

   Методов расслабления достаточно много: методика быстрой релаксации, релаксация с элементами медитации, релаксация с сосредоточением на дыхании, антистрессовая релаксация и др.

   Концентрация - это действенный психологический метод, позволяющий быстро придти в необходимое физическое состояние, а заодно и стабилизировать своё психологическое состояние.

   Концентрация - специальные практики, с помощью которых можно научиться управлять своими чувствами, эмоциями и мыслями. Овладение концентрацией способствует повышению качества жизни за счет оптимальной и быстрой реализации поставленных целей и задач. Способность к высокой концентрации предоставляет человеку возможность выполнить гораздо больший объем своей работы. Умение сосредотачиваться позволяет быстро работать и получать лучший результат. Высокая концентрация – это способ преуспеть в самых разных областях своей деятельности и быть намного успешнее других.

   Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы.  Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или - еще лучше - сразу же после возвращения домой.

Информация о работе Методы саморегуляции в конфликтных ситуациях