Методы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажения, субъективного толкования и скороспелых выводов. Методы эти позволяют не только описывать психические явления, но и научно объяснять их.
Основные методы психологии- наблюдения и эксперимент. Применяются и вспомогательные методы: метод беседы, анкетный метод, анализ процесса и продуктов деятельности, метод интервью, метод опроса и также тестовый метод

Содержание

Методы наблюдения……………………………………2
Методы беседы…………………………………………..4
Анкетный метод исследования………………………..5
Тесты……………………………………………………....6
Метод анализа продуктов деятельности………7
Методы эксперимента…………………………………..7
Заключение………………………………………………10
Список используемой литературы……………………11

Работа содержит 1 файл

контрольная по психологии 1(2).doc

— 451.00 Кб (Скачать)

      Тесты 

      Широко  применяют в современной психологии метод тестов. Тест — это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Результаты тестов не должны зависеть от того, кто их проводит и обрабатывает результаты.  Прежде чем стать тестом, методика должна пройти длительную и многостороннюю проверку. Именно  благодаря этому результаты, полученные по тесту, являются надежными и позволяют сделать вывод о том, что человек обладает определенными интеллектуальными или личностными особенностями, т.е. сформировать определенный психологический портрет. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (часто это просто бланк с текстами задач) . Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки. Отметим и то, что в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты, - настроение испытуемого, его самочувствие, отношение к тестированию. Неприемлемыми являются попытки с помощью тестов установить предел, потолок возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.

В тестах умственного  развития, или интеллектуальных тестах, ребенку предлагается ряд заданий. Эти задания могут быть даны в словесной или числовой форме и в форме практических заданий – например сложить кубики по определенному образцу, выбрать из предлагаемого набора элементов один, который пропущен в сложном узоре или фигуре, сложить фигуру из отдельных элементов. За правильное выполненное задания ребенок получает определенный балл. Сумма полученных ребенком баллов может быть сопоставлена с возрастными нормами, имеющимися для данного теста.

В этом случае определяется, каков уровень интеллектуального развития испытуемого по сравнению с другими детьми его возраста.

Сегодня в школах широко распространенны тесты проверки знаний и умений, т.е результатов  специально организованного обучения. Они называются тестами достижений. Интеллектуальные тесты в отличии от тестов достижений выявляют общие умственные способности индивида, непосредственно с обучением не связанные. В тех и других тестах, таким образом решающим является правильность ответа испытуемого.

Особое место  среди тестов занимают рисуночные тесты. В психологии известно, что рисунок  – королевский путь к познанию психики ребенка. Анализ детских рисунков играет важную роль в детской психологии. С помощью рисунка испытуемый проецирует свои переживания, мотивы, конфликты. Поэтому такие тесты называют проективными. К проективным методикам относится и методы, основанные на выборе предпочитаемых и отвергаемых испытуемым цветов и их оттенков. 
 
 

Метод анализа продуктов  деятельности 
 

О психической  жизни , об особенностях человека, и  в частности ребенка, можно судить также косвенно- по продуктом его  деят6ельности, т.е. по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения, тематические альбомы и т.д. Так, школьный  психолог, к которому родители и учитель обращаются по поводу не успеваемости ученика, может получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнения им классных и домашних работ, того как он списывает с доски и как пишет сочинения. Сделанные им выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Вообще метод анализа продуктов деятельности часто используется совместно с другими методами, наблюдением, беседой, экспериментом, тестом. 
 
 
 
 
 

Методы  эксперимента 
 

      Очень важную роль в психологических исследованиях  играет эксперимент. В эксперименте экспериментатор, т. е. человек, который проводит опыт, также осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами у испытуемого (человека, с которым проводится опыт). Но если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он, не дожидаясь, пока наступят интересующие его процессы, сам создает необходимые   условия,   чтобы   вызвать   эти   процессы  у   испытуемого. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

Важное преимущество эксперимента заключается в том, что для контроля можно многократно  повторять опыт, а также вмешиваться  в протекание психических процессов. Экспериментатор по своему усмотрению может варьировать (изменять, пробовать разные варианты) условия проведения опыта и наблюдать последствия такого изменения. Это, в частности, дает возможность находить наиболее рациональные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала, можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, прочным и точным. Поочередно меняя одно и сохраняя неизменными все другие условия проведения опыта, экспериментатор тем самым получает возможность оценить влияние на протекание психических процессов каждого из этих условий (например, установить, как влияют различного рода помехи на процесс мышления или каков эффект заучивания учебного материала в зависимости от распределения повторений его во времени).

В психологии применяют  два типа эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный  эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Часто, хотя и не всегда, его проводят в специально оборудованных для этой цели помещениях (лабораториях) с применением сложной аппаратуры. Психологическая лаборатория оснащена специальным оборудованием, которое может быть и очень сложным- специально разработанные установки, аппаратура, подключенная к компьютеру, - и очень простым. Иногда для проведения опыта достаточно бумаги, карандаша и секундомера. . В случае лабораторного эксперимента испытуемый, конечно, знает, что над ним проводят какой-то опыт, но обычно не знает ни цели, ни задач эксперимента. Экспериментатор подает сигналы, команды, показывает картинки, включает лампочки, звонки и другие раздражители. 
Приборы нужны и испытуемому. Он должен нажимать при разных сигналах на разные кнопки или рычаги, поворачивать рукоятки, выдвигать какие-то
штифты
Ребенка обычно помещают в специально оборудованную камеру, он занимает определенное место перед экраном или за специально оборудованным столом. Иногда испытуемый находится в лежачем положении на специальной кровати. 
В некоторых экспериментах к телу ребенка прикрепляются многочисленные датчики, которые улавливают малейшие изменения, происходящие в сосудистой, мышечной и нервной системах испытуемого, и передают сигналы специальным записывающим приборам. Лабораторный эксперимент позволяет с помощью регистрирующих приборов точно измерить время протекания психических процессов, например быстроту реакций человека, скорость формирования учебных, трудовых навыков, процессов возбуждения в коре головного мозга, возникающих под влиянием какого-то раздражителя, под влиянием общего состояния ребенка. 
Его применяют в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях, например при изучении чувствительности органов чувств, при изучении процесса узнавания, процессов памяти (запоминания и воспроизведения), мышления, внимания.

Примером лабораторного  эксперимента может служить исследование процесса узнавания при помощи специальной установки (рис. 1.)

которая позволяет  на особом экране (типа телевизионного) постепенно предъявлять испытуемому  разное количество зрительной информации (от нуля до показа предмета во всех его  деталях), чтобы выяснить, на каком  этапе человек узнает изображаемый предмет. 

На рис. 2 изображен  другой вид лабораторного эксперимента, не требующий ни специального помещения, ни технического оборудования. Вместо незнакомых ребенку аппаратов, лампочек, рычагов, кнопок ему предлагают рассматривать картинки, составлять орнаменты из мозаики, что-нибудь рисовать или рассказывать, отгадывать загадки, т. е. выполнять обычные для него, хорошо знакомые действия со знакомыми игрушками, картинками, числами. К тому же до начала своей экспериментальной работы исследователь обычно знакомится с каждым ребенком и с группой в целом, принимает активное участие в жизни ребят. Поэтому занятия, которые экспериментатор проводит с целью изучения детей, вызывают у них уже не настороженность, а заинтересованность. К тому же до начала своей экспериментальной работы исследователь обычно знакомится с каждым ребенком и с группой в целом, принимает активное участие в жизни ребят.

Лабораторный  эксперимент содействует глубокому  и всестороннему изучению психической  деятельности ребенка. Успехи современной  научной психологии были бы невозможны без применения этого метода. Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам. Такая обстановка исследования очень необычна для ребенка. Поэтому психологи чрезвычайно редко используют лабораторный эксперимент в чистом виде для изучения психики маленьких детей. Указанные недостатки лабораторного эксперимента до известной степени устраняются при организации

 естественного эксперимента, который проводится в обычных, естественных условиях поведения и деятельности человека. Естественный эксперимент сочетает в себе, положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится точность эксперимента. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые (в частности, дети, школьники) не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию,— это обеспечивает естественность их поведения. Благодаря этому отпадают смущение и та преднамеренность ответов, которые зачастую мешают определению индивидуальности при проведении искусственного эксперимента.

Естественные  эксперименты используются при исследовании всех психических процессов и свойств личности школьников, для их изучения могут быть использованы игры, специально организованные уроки, общественные поручения, выполнения домашних заданий. В форме естественных экспериментов проводятся и опыты по изучению межличностных отношений и общения между детьми. Игровое моделирование ситуаций позволяет исследователям при сохранении требований экспериментирования добиться жизненной убедительности получаемых результатов. Нередко в таких экспериментах используются специально сконструированные куклы, поведение которых можно точно запрограммировать и регулировать. Так, в одном из исследований при изучении способности детей к сочувствию и сопереживанию была использована большая кукла, в которую вмонтировали динамик, а в карман фартука положили конфету. Ребенок, играя с куклой, обнаруживал конфету, доставал, разворачивал и собирался полакомиться. Но в этот момент экспериментатор включал магнитофон с записью подлинного детского плача, которым кукла реагировала на действия ребенка. Поведение детей в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей было различным: одни дети, не обращая внимания на плач, спокойно съедали конфету, другие—бросали конфету и убегали, третьи— пытались засунуть конфету в рот обиженной кукле и таким путем ее успокоить и т. д.

Если перед  исследователем стоит задача изучить  такие особенности детей, как  сообразительность, находчивость, смелость, то, организуя с этой целью игру детей, экспериментатор включает в нее соответствующие требования, правила и создает для детей такие затруднения, которые выявляют степень развития у детей этих психических качеств. Желая выявить отношение ученика к себе и товарищам, экспериментатор подбирает (или создает) вариант коллективной спортивной игры, обращая внимание на то, как испытуемый школьник относится к своим успехам и неудачам в игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, как относится к товарищам по команде и соперникам, как. воспринимает похвалу и упреки, какую роль (руководителя или рядового игрока) предпочитает, кому приписывает победу, как относится к побежденному.

Анализ решения  учащимися на уроке специально подобранных  задач дает возможность изучить  возрастные и индивидуальные особенности мышления, установить уровни развития обобщенного и причинно-следственного мышления и т. д. Для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту. В соответствии с задачей исследования экспериментатор подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление интересующих его сторон психической деятельности.

И лабораторный  и естественный эксперимент могут  быть констатирующими и формирующими.

Констатирующий  эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека

Формирующий эксперимент  выявляет закономерности, условия, психологические  механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования. 

Заключение

          Психические явления, в силу их специфических особенностей, можно изучать только опосредованным путем, с помощью различных методов исследования психологии. В психологии используют  целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих  и контролирующих друг друга. 
 
 

Список  используемой литературы. 
 

   1.Крутецкий В.А. «Психология» «Просвещение» 1986 год.

   2.Дубравина И.В. Данилова Е.Е., Прихожан А.М. « Психология» « Академия» 2008 г.

Информация о работе Методы психологии