Методы психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:00, реферат

Описание работы

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность; все методы психологии опираются на основные закономерности предмета науки. Таким образом, целью написания данного реферата является рассмотрение методов психологического исследования, проведение их классификации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………4
1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ………………... 5
1.1. Не экспериментальные психологические методы …………………….. 5
1.1.1. Наблюдение ……………………………………………………………. 5
1.1.2. Анкетирование ………………………………………………………… 10
1.1.3. Беседа …………………………………………………………………. 11
1.1.4. Монографический метод …………………………………………….. 12
1.2. Диагностические методы ………………………………………………. .12 1.3. Экспериментальные методы …………………………………………... ..14
1.3.1. Естественный (полевой) эксперимент ……………………………… ..15
1.3.2. Моделирующий эксперимент ……………………………………….. ..15
1.3.3. Лабораторный эксперимент …………………………………………. ..16
1.4. Формирующие методы ………………………………………………… ..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….. .21

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 34.81 Кб (Скачать)

     Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения  наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально  новая исследовательская цель требует  применения особых, формирующих методов.

     К формирующим исследовательским  методам в психологии относятся  различные разновидности так  называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент, экспериментально-генетический метод, метод поэтапного формирования и т.п. 4

     Использование формирующих исследовательских  методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного  процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности  испытуемых. По существу, данный исследовательский  метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования  всех других методов психологии.

     Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния  различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

     Формирующий эксперимент это:

     1. Массовый эксперимент, т.е. статистически  значимый (это значит, что его  ареалом является минимум - школа,  педагогический коллектив).

     2. Длительный, пролонгированный эксперимент.

     3. Эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или  иной общетеоретической концепции  в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической  и других отраслях).

     4. Эксперимент комплексный, требующий  совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И  поэтому это есть эксперимент,  протекающий в особых учреждениях,  где все это можно организовать.

     Таким образом, формирующий эксперимент  является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих  характеристик данный тип исследовательских  методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает  новые психологические особенности  испытуемых. Поэтому формирующие  и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они  позволяют направленно формировать  особенности таких психических  процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

     Итак, мы рассмотрели методы, которые используют ученые для проведения психологических  исследований с целью раскрытия  закономерностей науки, познания её предмета.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной работе было показано, что психология действительно обладает целым арсеналом  методов, позволяющих эффективно проводить  психологические исследования, эти  методы были подробно рассмотрены в  реферате.

     Я пришла к выводу, что если необходимо исследовать естественное поведение  без вмешательства извне в  ситуацию, чтобы получить целостную  картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте, незаменимым методом будет наблюдение. Для быстрого получения массового  материала, что позволяет проследить ряд общих изменений, наиболее подходит другая разновидность не экспериментального метода – анкетирование. Учитывая данные, полученные при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование, эффективным методом психологического исследования является беседа. Для  получения количественной или качественной квалификации изучаемого явления, его  измерения применяются диагностические  исследовательские методы,  к  которым относятся различные  тесты. Методы, предполагающие возможность  активного вмешательства исследователя  в деятельность испытуемого с  целью создания условий, отчетливо  выявляющих психологический факт, являются экспериментальными методами психологического исследования. Было выяснено, что экспериментальные  методы включают в себя в качестве своих естественных моментов не экспериментальные и диагностические методы. Экспериментальные методы имеют множество достоинств, так достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. В процессе моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого; данный вид эксперимента позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи. Лабораторный эксперимент отличается наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора и т.п.) и гораздо реже – при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). В особую категорию методов психологического исследования и воздействия входят формирующие и обучающие эксперименты. В силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.

     Любой из рассмотренных в реферате методов  психологического исследования имеет  свои недостатки, но всё же проведение эксперимента без их использования  невозможно.

     В заключении необходимо отметить, что  в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и  исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Таким образом, развитие методического арсенала современной  психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских  методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских  методов - формирующего эксперимента.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Абрамова  Г.С. Общая психология. – М.: Академический  проект,

    2003. – 435 с. 

2. Ганзен  В.А., Балин В.Д. Теория и методология  психологического исследования: Учеб. пособие. – СПб.:  РИО  СПб ГУ, 2001. – 75 с.

3. Ительсон  Л.Б. Лекции по общей психологии. – М.: АСТ, 2000. – 896 с.

4. Краснов  А.Н. Общая психология. – М.: Феникс, 2006. – 536 с.

5. Немов  Р.С.  Общая психология. – СПб.: Питер, 2005. – 386 с.

6. Першина  Л.А. Общая психология. – М.: Академический  проект,

    2004.– 411 с. 

Информация о работе Методы психологического исследования