Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:00, реферат
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность; все методы психологии опираются на основные закономерности предмета науки. Таким образом, целью написания данного реферата является рассмотрение методов психологического исследования, проведение их классификации.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………4
1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ………………... 5
1.1. Не экспериментальные психологические методы …………………….. 5
1.1.1. Наблюдение ……………………………………………………………. 5
1.1.2. Анкетирование ………………………………………………………… 10
1.1.3. Беседа …………………………………………………………………. 11
1.1.4. Монографический метод …………………………………………….. 12
1.2. Диагностические методы ………………………………………………. .12 1.3. Экспериментальные методы …………………………………………... ..14
1.3.1. Естественный (полевой) эксперимент ……………………………… ..15
1.3.2. Моделирующий эксперимент ……………………………………….. ..15
1.3.3. Лабораторный эксперимент …………………………………………. ..16
1.4. Формирующие методы ………………………………………………… ..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….. .21
Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов.
К
формирующим исследовательским
методам в психологии относятся
различные разновидности так
называемого социального
Использование
формирующих исследовательских
методов связано с перестройкой
определенных характеристик учебно-
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
1.
Массовый эксперимент, т.е.
2. Длительный, пролонгированный эксперимент.
3.
Эксперимент не ради
4.
Эксперимент комплексный,
Таким
образом, формирующий эксперимент
является существенной перестройкой психолого-педагогической
практики (как совместной деятельности
исследователя и испытуемого) и,
в первую очередь, перестройкой ее содержания
и методов, приводящей к существенным
видоизменениям хода психического развития
и характерологических
Итак, мы рассмотрели методы, которые используют ученые для проведения психологических исследований с целью раскрытия закономерностей науки, познания её предмета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе было показано, что психология действительно обладает целым арсеналом методов, позволяющих эффективно проводить психологические исследования, эти методы были подробно рассмотрены в реферате.
Я
пришла к выводу, что если необходимо
исследовать естественное поведение
без вмешательства извне в
ситуацию, чтобы получить целостную
картину происходящего и
Любой из рассмотренных в реферате методов психологического исследования имеет свои недостатки, но всё же проведение эксперимента без их использования невозможно.
В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Таким образом, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект,
2003. – 435 с.
2. Ганзен
В.А., Балин В.Д. Теория и
3. Ительсон
Л.Б. Лекции по общей
4. Краснов А.Н. Общая психология. – М.: Феникс, 2006. – 536 с.
5. Немов Р.С. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005. – 386 с.
6. Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический проект,
2004.– 411 с.