Методы психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:00, реферат

Описание работы

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность; все методы психологии опираются на основные закономерности предмета науки. Таким образом, целью написания данного реферата является рассмотрение методов психологического исследования, проведение их классификации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………4
1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ………………... 5
1.1. Не экспериментальные психологические методы …………………….. 5
1.1.1. Наблюдение ……………………………………………………………. 5
1.1.2. Анкетирование ………………………………………………………… 10
1.1.3. Беседа …………………………………………………………………. 11
1.1.4. Монографический метод …………………………………………….. 12
1.2. Диагностические методы ………………………………………………. .12 1.3. Экспериментальные методы …………………………………………... ..14
1.3.1. Естественный (полевой) эксперимент ……………………………… ..15
1.3.2. Моделирующий эксперимент ……………………………………….. ..15
1.3.3. Лабораторный эксперимент …………………………………………. ..16
1.4. Формирующие методы ………………………………………………… ..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….. .21

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 34.81 Кб (Скачать)

     1.1.2. Анкетирование

     Анкетирование, как и наблюдение, является одним  из наиболее распространенных исследовательских  методов в психологии. Анкетирование  обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с  данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

     Существуют  три основных типа анкет, применяемых  в психологии:

     1. Анкеты, составленные из прямых  вопросов и направленные на  выявление осознаваемых качеств  испытуемых.

     2. Анкеты селективного типа, где  испытуемым на каждый вопрос  анкеты предлагается несколько  готовых ответов; задачей испытуемых  является выбор наиболее подходящего  ответа.

     3. Анкеты - шкалы; при ответе на  вопросы анкет - шкал испытуемый  должен не просто выбрать наиболее  правильный из готовых ответов,  а проанализировать (оценить в  баллах) правильность из предложенных  ответов. 

                Бесспорным достоинством метода  анкетирования является быстрое  получение массового материала,  что позволяет проследить ряд  общих изменений в зависимости  от характера учебно-воспитательного  процесса и т.п. Недостатком  метода анкетирования является  то, что он позволяет вскрывать,  как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование – это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д.  

     1.1.3. Беседа

     Беседа - специфичный для психологии метод  исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом  и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические  особенности другого, называется методом  беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.

     Беседа  включается как дополнительный метод  в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и  т.д., и на последнем этапе –  в форме пост-экспериментального интервью. Исследователи различают  клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.

     Соблюдение  всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных  сведений об испытуемых, делает этот метод  очень эффективным средством  психологического исследования. Поэтому  желательно, чтобы беседа проводилась  с учетом данных, полученных при  помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в  ее цели может входить проверка предварительных  выводов, вытекающих из результатов  психологического анализа и полученных при использовании данных методов  первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых. 

     1.1.4. Монографический  метод

     Данный  исследовательский метод, не может  быть воплощен в какой либо одной  методике. Он является  синтетическим  методом и конкретизируется в  совокупности самых разнообразных  не экспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.

     Однако, обычно в психологических исследованиях  используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и  дополняют друг друга. 

     1.2. Диагностические  методы 

     К диагностическим исследовательским  методам относятся различные  тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю  давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные  уровни развития психологических свойств  и характеристик испытуемых.2

     Тест  – это стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет  измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью  тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических  особенностей человека, а его результатом  – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

     Использование определенных и конкретных тестов в  психологии наиболее отчетливо проявляет  общие теоретические установки  исследователя и всего исследования. В отечественной психологии различные  диагностические методы рассматриваются  в качестве средств определения  наличного уровня развития психологических  особенностей. Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют  наличный и сравнительный уровень  психического развития человека, обусловленный  влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом испытании, результаты диагностического испытания  не могут и не должны соотносится  с возможностями человека, с особенностями  его дальнейшего развития, т.е. эти  результаты не имеют прогностического значения.

     Основным  недостатком большинства диагностических  методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой  мотивов (иногда начинает действовать  желание испытуемых угадать, что  от них хочет экспериментатор, иногда – стремление поднять свой престиж  в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических  методик требует тщательного  подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и  сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к  испытуемому, и с психологическим  наблюдением за особенностями поведения  испытуемых в ходе эксперимента.

     Достоинство диагностических методов состоит  в очень широком спектре исследовательских  задач, которые могут решаться с  помощью данных методов, – от исследования степени овладения дошкольниками  различными персептивными и мыслительными  действиями и некоторыми предпосылками  формирования операционально-технической  стороны учебной деятельности и  выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутриколлективных отношений.

     Итак, отличие диагностических методов  от методов не экспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его. Общей особенностью этих двух классов исследовательских методов является то, что они не дают возможности исследователю проникнуть за изучаемое явление, не вскрывают закономерности его изменения и развития, не объясняют его. 

     1.3. Экспериментальные  методы 

     В отличие от не экспериментальных  и диагностических методов психологический  эксперимент предполагает возможность  активного вмешательства исследователя  в деятельность испытуемого с  целью создания условий, отчетливо  выявляющих психологический факт.3 Специфика экспериментальных методов, таким образом, состоит в том, что они предполагают:

     а) организацию специальных условий  деятельности, влияющих на исследуемые  психологические особенности испытуемых;

     б) изменение этих условий в ходе исследования.

     Вместе  с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных  и диагностических методов, непосредственно  включают их в себя в качестве своих  естественных моментов.

     В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

     1. Естественный (полевой) эксперимент. 

     2. Моделирующий эксперимент. 

     3. Лабораторный эксперимент.

1.3.1. Естественный (полевой)  эксперимент

     Естественный (полевой) эксперимент, как говорит  само название этого метода, наиболее приближен к не экспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных, как правило, контрастных условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи не экспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

     Достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни  и деятельности испытуемых. К недостаткам  этого метода относятся сложность  подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех не экспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных. 

     1.3.2. Моделирующий эксперимент

     При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует  в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение  испытуемых в экспериментальной  ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных  сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые  разнообразные исследовательские  задачи.

 

1.3.3. Лабораторный эксперимент

     Лабораторный  эксперимент – особый тип экспериментального метода – предполагает проведение исследований в психологической  лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также  наибольшей искусственностью экспериментальных  условий, применяется обычно при  изучении элементарных психических  функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных  порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических  явлений (процессов мышления, речевых  функций и т.п.). Лабораторный эксперимент  более соответствует предмету психологического исследования.

     Пользуясь экспериментом в психологии, никогда  нельзя забывать того, что всякое вмешательство  экспериментатора, в целях изучения психических явлений, вместе с тем  неизбежно оказывается и средством  полезного или вредного воздействия  на изучаемую личность. Особое значение это положение приобретает при  изучении психологии ребенка. Оно накладывает  ограничение на использование эксперимента, с которым нельзя не считаться. Необходимо также иметь в виду, что данные, полученные в экспериментальной  ситуации, могут быть правильно истолкованы, только взятые в соотношении с  условиями, в которых они получены. Поэтому, чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия  эксперимента с предэкспериментальной  ситуацией и с условиями всего  пути развития данного человека и  интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним. 

     1.4. Формирующие методы 

     Все описанные выше исследовательские  методы (не экспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.

Информация о работе Методы психологического исследования