Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:00, реферат
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность; все методы психологии опираются на основные закономерности предмета науки. Таким образом, целью написания данного реферата является рассмотрение методов психологического исследования, проведение их классификации.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………4
1. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ………………... 5
1.1. Не экспериментальные психологические методы …………………….. 5
1.1.1. Наблюдение ……………………………………………………………. 5
1.1.2. Анкетирование ………………………………………………………… 10
1.1.3. Беседа …………………………………………………………………. 11
1.1.4. Монографический метод …………………………………………….. 12
1.2. Диагностические методы ………………………………………………. .12 1.3. Экспериментальные методы …………………………………………... ..14
1.3.1. Естественный (полевой) эксперимент ……………………………… ..15
1.3.2. Моделирующий эксперимент ……………………………………….. ..15
1.3.3. Лабораторный эксперимент …………………………………………. ..16
1.4. Формирующие методы ………………………………………………… ..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….. .21
1.1.2. Анкетирование
Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:
1.
Анкеты, составленные из прямых
вопросов и направленные на
выявление осознаваемых
2.
Анкеты селективного типа, где
испытуемым на каждый вопрос
анкеты предлагается несколько
готовых ответов; задачей
3.
Анкеты - шкалы; при ответе на
вопросы анкет - шкал испытуемый
должен не просто выбрать
Бесспорным достоинством
1.1.3. Беседа
Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.
Беседа
включается как дополнительный метод
в структуру эксперимента на первом
этапе, когда исследователь собирает
первичную информацию об испытуемом,
дает ему инструкцию, мотивирует и
т.д., и на последнем этапе –
в форме пост-
Соблюдение
всех необходимых условий проведения
беседы, включая сбор предварительных
сведений об испытуемых, делает этот метод
очень эффективным средством
психологического исследования. Поэтому
желательно, чтобы беседа проводилась
с учетом данных, полученных при
помощи таких методов, как наблюдение
и анкетирование. В этом случае в
ее цели может входить проверка предварительных
выводов, вытекающих из результатов
психологического анализа и полученных
при использовании данных методов
первичной ориентировки в исследуемых
психологических особенностях испытуемых.
1.1.4. Монографический метод
Данный исследовательский метод, не может быть воплощен в какой либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных не экспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований.
Однако,
обычно в психологических
1.2.
Диагностические
методы
К
диагностическим
Тест
– это стандартизированное
Использование
определенных и конкретных тестов в
психологии наиболее отчетливо проявляет
общие теоретические установки
исследователя и всего
Основным
недостатком большинства
Достоинство
диагностических методов
Итак,
отличие диагностических
1.3.
Экспериментальные
методы
В
отличие от не экспериментальных
и диагностических методов
а)
организацию специальных
б) изменение этих условий в ходе исследования.
Вместе с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных и диагностических методов, непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.
В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:
1. Естественный (полевой) эксперимент.
2. Моделирующий эксперимент.
3. Лабораторный эксперимент.
1.3.1. Естественный (полевой) эксперимент
Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к не экспериментальным исследовательским методам. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных, как правило, контрастных условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи не экспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.
Достоинства
естественного (полевого) эксперимента
являются следствием его органической
включенности в условия жизни
и деятельности испытуемых. К недостаткам
этого метода относятся сложность
подбора контрастных
1.3.2. Моделирующий эксперимент
При
проведении моделирующего эксперимента
испытуемый действует по инструкции
экспериментатора и знает, что участвует
в эксперименте в качестве испытуемого.
Характерной особенностью эксперимента
данного типа является то, что поведение
испытуемых в экспериментальной
ситуации моделирует (воспроизводит) на
разных уровнях абстракции вполне типичные
для жизненных ситуаций действия
или деятельности: запоминание различных
сведений, выбор или постановку целей,
выполнение различных интеллектуальных
и практических действий и т.д. Моделирующий
эксперимент позволяет решать самые
разнообразные
1.3.3. Лабораторный эксперимент
Лабораторный эксперимент – особый тип экспериментального метода – предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). Лабораторный эксперимент более соответствует предмету психологического исследования.
Пользуясь
экспериментом в психологии, никогда
нельзя забывать того, что всякое вмешательство
экспериментатора, в целях изучения
психических явлений, вместе с тем
неизбежно оказывается и
1.4.
Формирующие методы
Все описанные выше исследовательские методы (не экспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития.