Методы психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 02:39, контрольная работа

Описание работы

Психологическая диагностика — прикладная отрасль психологии, поэтому диагност, применяя свои методы, способствует решению тех практических задач, которые возникают в разных сферах жизнедеятельности человека.

Содержание

Введение
1. Методы психодиагностики
2. Использование методов психодиагностики в педагогике
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

методы психодиагностики.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

 

Введение  

     Психологическая диагностика — прикладная отрасль психологии, поэтому диагност, применяя свои методы, способствует решению тех практических задач, которые возникают в разных сферах жизнедеятельности человека.

     Цель  современной психологической диагностики  в ее наиболее распространенных формах заключается в том, чтобы фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия как между людьми, так и между группами людей, объединенных по каким-нибудь (не всегда относящимся к психологии) признакам [1, C.33].

     В число диагностируемых признаков  в зависимости от задач исследования могут входить психологические  различия по воз расту, полу, образованию  и культуре в самом широком  понимании этих терминов, по психическим состояниям, психофизиологическим особенностям и т.п.

     Наиболее  трудными аспектами психодиагностики являются выбор нужных, подходящих для решения конкретной проблемы методик и интерпретация полученных результатов их применения. Специальной подготовки требуют написание психологического заключения (характеристики), а также оценка прогностического значения диагностических результатов.

 

1. Методы психодиагностики 
 

     Английское  слово тест означает «проба» или  «испытание» [3, C.122]. Термин был введен в практику психологических исследований в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как А.Бине совместно с Т.Симоном разработал свою систему для определения умственного развития или одаренности детей.

     Тест  — это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных [3, C.123].

     Метод тестов в первоначальном своем специфическом  значении вызывал целый ряд серьезных возражений. Важнейшие из них следующие. Когда два индивида решают или не решают один и тот же тест, то психологическое значение этого факта может быть самым различным — одно и то же достижение может быть обусловлено разными психологическими процессами. Внешний факт решения или нерешения теста не определяет еще внутренней природы соответствующих психических актов. В первоначальном варианте при помощи тестов пытались делать заключения о личности на основании статистической обработки внешних данных. Эта ошибка еще более усугублялась, когда на основании того же тестового метода пытались ставить прогноз, предполагая, что уровень, установленный посредством тестового испытания на одном этапе развития, будет характеризовать данного испытуемого и впредь. Когда индивидам, прошедшим различные пути развития и формировавшимся в разных условиях, предъявляют одни и те же стандартные тесты и на основе их решения непосредственно делают вывод об одаренности подвергшихся этому испытанию лиц, то допускают явную ошибку, не учитывая зависимость результатов от условий развития.          

     Все это не означает, тем не менее, что  тестирование непригодно для исследования. В настоящее время метод тестов применяют в психологии наряду с  другими методами. С его помощью  стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности, выявить степень пригодности для работы в той или иной области и т.д.

     Диагностическая ценность теста в значительной степени  зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста, т.е. от того, каким образом был сконструирован данный тест: явился ли он результатом большой предварительной экспериментальной работы или был следствием приблизительных, случайных и поверхностных наблюдений? Недостаточно обоснованные и проверенные психологические тесты могут стать причиной серьезных ошибок, способных причинить значительный ущерб в педагогической практике, в области профотбора, при диагностике дефектов и временных задержке психического развития.

     К числу наиболее распространенных средств  познания явлений психологии относятся  всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашивающих [5, C.12].

     Все разнообразие методов опроса, применяемых  в психологических исследованиях, можно свести к двум основным типам:

     1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое исследователем по определенному плану;

     2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения. Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных научных школ и направлений.

     Однако  опросам как методам сбора  первичной информации свойственна известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают.

     В то же время существует множество  сторон, изучение которых невозможно без использования опросов. Область  применения опросов в психологических  исследованиях довольно обширна:

     —  на ранних стадиях исследования, в  процессе работы по разведывательному плану, используется только интервьюирование. С помощью Данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы;

     —  опрос выступает как основное средство сбора первичной информации для получения данных, позволяющих измерить взаимосвязь изучаемых переменных;

     — опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем той или иной формы опроса [4, C.45].

     Выделяют  два вида интервью: так называемые стандартизированные и нестандартизированные.

     В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Исследователю не разрешается  переформулировать какие-либо вопросы или вводить новые, а также изменять их порядок. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Исследователь, который руководствуется лишь общим планом интервью, имеет право сам, в соответствии с конкретной ситуацией формулировать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

     Анкетирование (заочный опрос) тоже имеет свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо либо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в сравнительной небольшой срок. Основное преимущество анкетирования состоит в возможности массового охвата большого количества лиц. Анкета гарант тирует анонимность в большей степени, чем интервью, и потому опрашиваемые могут давать более искренние ответы. Однако анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабочих гипотез. К методу интервью предъявляются не столь строгие требования. Преимущество нестандартизированного интервью — получение более глубокой информации, гибкость опроса; недостаток — сравнительная узость охвата опрашиваемых. Обычно рекомендуется сочетание анкетирования и интервью, так как эта методика наряду с охватом большого числа опрашиваемых в сравнительно короткий срок позволяет получить материал для глубокого анализа.

     Методом изучения продуктов деятельности широко пользуются в психодиагностике для изучения психологии человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментирования, чтобы понять закономерности психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического развития.

     Метод широко и очень плодотворно используется в детской психологии — изучаются продукты детского творчества для психологического изучения ребенка.

     Метод беседы является вспомогательным средством  для дополнительного освещения  изучаемой проблемы. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов. Но при этом такие задания должны быть максимально естественны и нестандартны. Будучи плановой, беседа не должна носить шаблонно-стандартного характера, она всегда должна быть максимально идеализированной и сочетаться с другими объективными методами [1, C.18].

     Разновидностью  метода изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники (в том числе типа «дневников матери»), биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д. Во многих случаях с целью психологического исследования используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности. 

 

2. Использование методов психодиагностики в педагогике 

     В ряде случаев сам психолог может  ставить перед собой практические задачи. Содержание психодиагностической деятельности не зависит от заказчика (того, кто сформулировал запрос), но на этапе интерпретации и сообщения результатов возникает проблема перевода диагностических результатов на язык их пользователя и выработки психологических рекомендаций.

     Очень условно практические задачи, возникающие в сфере воспитания и образования, можно отнести к двум классам, исходя из их главных функций — функции образования и функции воспитания.

     В дошкольных учреждениях в основном осуществляется функция воспитания, хотя есть и отдельные образовательные задачи, связанные с усвоением ребенком знаний об окружающем мире. К основным задачам, решаемым психологом в детском саду путем использования диагностических методик, как правило, относят:

     а) контроль за ходом психического развития детей;

     б) выявление тех, чье развитие отклоняется  от нормального, или имеющих определенные психологические проблемы и трудности (например, повышенная тревожность, нарушение  межличностных отношений и пр.);

     в) оказание психологической, психотерапевтической и коррекционной помощи в социальной адаптации ребенка [5, C.329].

     Возвращаясь к отмеченным выше двум классам практических задач, рассмотрим их в связи с функциями средней школы.

     В целом, огрубление считается, что образовательная  функция школы обращена к познавательной, а воспитательная — к личностной сфере психической жизни ученика. В связи с этим можно сказать следующее:

     - проблемы, которые относятся прежде  всего к образовательной функции  школы, в большей степени решаются  с использованием методик диагностики познавательной сферы (тесты интеллекта, специальных способностей, достижений, критериально-ориентированные тесты);

     - задачи же, относящиеся к воспитательной  функции школы, решаются в большей степени с использованием личностной психодиагностики (опросники и проективные методики).

     Однако  такое разделение весьма условно, как  условно и выделение в целостной  индивидуальности когнитивной и  личностной сфер. Поэтому, например, оценка школьной зрелости или выявление причин неуспеваемости требуют использования как личностных, так и когнитивных методик.

     Перечислим  основные практические задачи, с которыми сталкивается школьный психолог и при решении которых требуется использование диагностических методик:

     1) диагностика психологической готовности  к школе;

     2) контроль за интеллектуальным и личностным развитием учащихся;

     3) выявление причин неуспеваемости, трудностей в учебной деятельности;

     4) выявление учащихся, с которыми  необходимо проводить коррекционную  работу, направленную на повышение  уровня умственного развития;

     5) отбор в специальные классы  и школы (с углубленным изучением  некоторых предметов);

     6) оценка программ и методов  обучения, степени и характера  их влияния на умственное развитие учащихся;

     7) оценка эффективности работы  школы, учителей;

     8) решение проблем так называемых трудных детей (с отклоняющимся поведением, конфликтных, агрессивных и пр.);

     9) профессиональная ориентация;

     10) решение разнообразных проблем  межличностного взаимодействия (нарушенный социально-психологический климат в педагогическом коллективе, конфликтные отношения между учащимися и учителями, отсутствие нормального взаимодействия среди школьников и пр.) [5, C.330].

Информация о работе Методы психодиагностики