Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:33, реферат
Слово «тест» означает «проба», «испытание». В психодиагностике этим понятием обозначают любую процедуру, которая используется для измерения психологического фактора или оценки некоторой способности. Обычно это ансамбль стандартизированных заданий, время их выполнения часто ограничивается. Результаты тестов поддаются количественной и качественной оценке, что позволяет установить некоторые индивидуально-психологические особенности личности. Проведение теста называется тестированием.
Контент-анализ позволяет преодолеть субъективизм исследователя при изучении документов, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать. Это более или
менее формализованный метод анализа документов, когда на
основе гипотезы исследователя в документальных материалах
выделяются единицы информации (слова, выражения, элементы
рисунка и т.п.), соответствующие или противоречащие гипотезе, а
затем подсчитывается частота их употребления. Например, для того
чтобы определить степень агрессивности какого-либо текста или
рисунка, нужно найти все слова или элементы рисунка, так или
иначе связанные с агрессией, и подсчитать их.
Основная трудность при работе с документальными
источниками — проведение качественного анализа, т.е. выделение
смысловых единиц, что во многом зависит от личной компетентности
и уровня творческих возможностей исследователя. Так как
контент-анализ основан на принципе повторяемости, т.е. частоты
использования различных смысловых единиц (например, опреде-
14
инных понятий, суждений, образов и т.п.), его можно
полноценно применять только тогда, когда есть достаточное количество
материала и времени для анализа. В настоящее время широко
применяются специальные компьютерные методы контент-анализа.
Такой полноценный контент-анализ встречается в деятельно-
( ги менеджера относительно редко, возможно, только при
анализе каких-либо документов. Но элементы контент-анализа могут
служить хорошим дополнением к наблюдению. Для этого нужно
обращать внимание на повторение «любимых» слов или оборотов
речи, жестов, поз. Именно они могут служить наиболее
надежными показателями психических особенностей человека.
1.3.4. Интервью и беседа
Интервью, а также специально организованная беседа о
психологических особенностях и проблемах человека являются
распространенными методами психодиагностики, но в работе
менеджера в чистом виде они практически не встречаются. Однако в
некоторых случаях руководителю, возможно, стоит поговорить «по
душам» наедине с сотрудником, особенно если отмечаются
признаки внешнего или внутреннего конфликта. Такая беседа — дело
несьма сложное: ее успех зависит от многих обстоятельств, — и в
>той книге данная тема не затрагивается.
При общении с клиентом менеджер по продажам особенно
тинтересован в том, чтобы выявить потребности клиента.
Конечно, проще всего спросить об этом его самого. Но сложность
состоит в том, что клиент часто не только не может четко
сформулировать свои желания, но и сам точно не знает, чего он хочет.
Например: что может скрываться за просьбой подобрать интересный тур
или приличное место в гостинице? Задача менеджера состоит в
том, чтобы выяснить, что интересно именно для этого клиента,
какую гостиницу именно он может считать приличной и т. п.
Спросить «в лоб», т.е. попросить объяснить, что такое
«интересный тур» или «приличная гостиница», — самый
неэффективный и даже опасный путь. Большинство людей уверены, что все
думают приблизительно так же, как они, и, следовательно,
продавец должен их понимать, а если не понимает — он плохой
профессионал и нужно искать другого. Поэтому более разумно по
ннешним признакам определить приблизительно запросы и
финансовые возможности клиента и предложить ему для начала
«средний» вариант, который можно изменять в любую сторону как по
цене, так и по насыщенности теми или иными развлечениями.
Продолжая беседу, нужно не только внимательно слушать
клиента, но и следить за его несловесными реакциями, чтобы уточнять
его потребности и возможности. Многие методы наблюдения
описаны в главах 2, 3 и 4.
15
Если менеджер слушает клиента и явно стремится его понять,
у клиента останется приятное впечатление от общения. Даже если
на этот раз он ничего не купит, очень вероятно, что он вернется
и посоветует данную фирму своим знакомым.
И в завершение данной темы необходимо отдельно остановиться
на вопросах этики. В психодиагностике давно уже выработаны
этические принципы психодиагностики, которых необходимо
придерживаться и менеджерам, если они используют
психодиагностические методы в своей деятельности. Конечно, эти
этические принципы основаны на общечеловеческих ценностях и в
самом общем виде сводятся к основному — не навреди! Итак,
знания, полученные с помощью психодиагностических методов:
• должны быть обращены только на пользу, а не во вред кому-
либо, тем более они не могут быть использованы для
манипулирования или психологического насилия над людьми в интересах
любого «дела»;
• накладывают на того, кто ими обладает, дополнительную
ответственность за благополучие людей, которых касаются эти
сведения;
• должны использоваться только в пределах реальной
компетентности, т.е. менеджер должен осознавать пределы своих
психодиагностических возможностей, не брать на себя больших
обязательств, чем может выполнить, и не решать с помощью этих
методов своих личных проблем, не относящихся к
профессиональной деятельности;
• могут использоваться только в рамках моральных и правовых
стандартов, принятых в обществе;
• должны быть абсолютно конфиденциальны: информация не
сообщается никому, кроме людей, которых она непосредственно
касается, — и в минимально необходимом объеме.