Методы психодиагностики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 23:33, реферат

Описание работы

Слово «тест» означает «проба», «испытание». В психодиагностике этим понятием обозначают любую процедуру, которая используется для измерения психологического фактора или оценки некоторой способности. Обычно это ансамбль стандартизированных заданий, время их выполнения часто ограничивается. Результаты тестов поддаются количественной и качественной оценке, что позволяет установить некоторые индивидуально-психологические особенности личности. Проведение теста называется тестированием.

Работа содержит 1 файл

методы.docx

— 40.33 Кб (Скачать)

Методы  психодиагностики

1. Тестирование 

Слово «тест» означает «проба»,  «испытание». В психодиагностике этим понятием обозначают любую  процедуру, которая используется для измерения  психологического фактора или оценки некоторой способности. Обычно это  ансамбль стандартизированных заданий, время их выполнения часто  ограничивается. Результаты тестов поддаются количественной и  качественной оценке, что позволяет  установить некоторые  индивидуально-психологические  особенности личности. Проведение теста  называется тестированием.

Современные психологические  тесты, конечно, существенно отличаются от примитивного (хотя, заметим, оказавшегося  полностью научно обоснованным) метода Александра  Македонского, а также  от методов Гальтона. Многие авторы самодельных тестов выбирают (или выдумывают) и описывают самые разнообразные свойства личности. «Популярные» тесты, публикуемые в газетах и журналах под интригующими названиями, обычно  основаны на околонаучных эталонах. Их авторы, к сожалению,  часто не обладают проницательностью Александра Македонского и Гедеона, поэтому к таким тестам нельзя относиться серьезно.

Одна из наиболее привычных тестовых ситуаций — это  ответ на какой-либо вопрос. Обычно при тестировании человеку  предлагается выбрать один ответ из нескольких возможных.  Существуют вопросы, на которые заранее известен правильный ответ  (загадки, головоломки и  т.п.), они используются для тестирования интеллекта. Для тестирования свойств  личности используются  вопросы, на которые однозначного правильного  ответа не  существует, поскольку  они касаются не объективных фактов, а  субъективного восприятия человеком  себя и окружающего мира. Например, в одном из тестов есть вопрос «Согласны  ли вы с тем, что в нашей повседневной жизни масса интересного?».  Ответивший «нет», скорее всего, склонен к депрессии. Следует понимать, что даже такие вопросы, как «Хорошая ли у вас память?», на самом деле также касаются именно субъективного понимания. Речь идет не о клинических результатах проверки памяти, а о том, насколько человек считает свою память хорошей.

Чаще всего невозможно сделать однозначный вывод о  свойстве интеллекта или личности на основании ответа только на один вопрос, так как этот ответ может оказаться  обусловленным не предусмотренными авторами теста факторами (например, просто неправильным пониманием вопроса). Кроме того, свойства редко абсолютно  выражены или абсолютно отсутствуют. В случае, когда свойство присутствует, но не в самой сильной степени, ответы на некоторые связанные с  ним вопросы вполне могут отличаться от эталонных. Поэтому тесты обычно содержат достаточно большое количество вопросов. Чтобы выяснить степень выраженности  некоторого свойства интеллекта или личности, человеку  предлагается несколько вопросов, ответы на которые связаны с этим  свойством. Такой набор вопросов называется шкалой.

В зависимости от того, какую сферу психической  жизни  возможно исследовать с  применением того или иного теста, их делят на тесты интеллекта и способностей, личностные тесты, а также тесты отдельных психических функций.

Сейчас весьма распространены тесты достижений,  представляющие собой разновидность экзаменов, в которых проверяются знания по тому или иному учебному предмету. Такие тесты имеют отношение к педагогике, а не к психодиагностике.

В тестах интеллекта и тестах достижений шкалы представляют собой наборы задач. Если испытуемый решит их за  определенный промежуток времени, то можно сделать вывод, что у него хорошо развит тестируемый вид интеллекта (тесты интеллекта) или что он хорошо владеет определенным учебным материалом (тесты достижений). Тесты отдельных психических функций также представляют собой задания, успешность их выполнения зависит от уровня развития исследуемой функции, например: в тестах на  память требуется запомнить и воспроизвести какой-то материал, в тестах на координацию — выполнить заданное движение и т. п.

В личностный тест-опросник включается обычно несколько десятков вопросов. Каждый из них относится к одной или нескольким шкалам, иногда к двум-трем, но тестируемому, естественно, лучше не знать, к какой шкале относится тот или иной вопрос. Испытуемый должен сразу, не задумываясь, выбрать ответ на  вопрос, после чего записать номер вопроса и номер ответа (или сам ответ). После завершения тестирования вычисляются значения шкал — числа, показывающие степень выраженности  соответствующих свойств. Для этого используется ключ — пояснения,  которые приводятся после списка вопросов. Затем производится  содержательная нтерпретация полученных результатов, т. е.  описание тех психологических характеристик, которые были измерены.

В настоящее время  широко распространена компьютеризация  тестов интеллекта и личностных опросников. Предъявление  заданий или вопросов и получение ответов с помощью компьютера действительно удобны. Однако специальные исследования  показали, что в этом случае тестируемые отвечают на вопросы не  совсем так, как они сделали бы это на бумаге. Строго говоря,  компьютерный вариант любого теста требует отдельной стандартизации, проверки на валидность и надежность, которые, как правило, не проводятся. Поэтому интерпретация результатов компьютерного тестирования требует особого внимания и тщательности.  «Перепоручать» эту процедуру компьютеру недопустимо. Таким образом, компьютер можно использовать для предъявления теста и статистической обработки результатов, но выводы должен делать только специалист-психолог.

Совершенно иначе  построены проективные методики  исследования личности. Это направление  психодиагностики проистекает из психоанализа (З.Фрейд и др.). Как правило, интерпретировать такие тесты довольно сложно. Они  основаны на теоретическом предположении, что субъект, оказавшийся в какой-либо  ситуации, в своем восприятии преобразует  ее сообразно своей  индивидуальности. Поэтому в каком-либо тестовом действии человека (рисунке, рассказе и т.п.) как  бы отражаются («проектируются») его личностные особенности.

Современных проективных  методик довольно много. Так, в  одном  из источников приводится описание 66 методик  для детей и взрослых (см.: Бурлачук Л.Ф., 1997). (Правда, далеко не все из них стандартизированы в России.) В разных тестах людям предлагают интерпретировать различные рисунки, самим рисовать  разные заданные или свободные сюжеты, продолжать тексты,  упорядочивать фигуры или цвета и т.п. Время выполнения такого  тепа обычно строго не ограничивается, оно должно только  укладываться в «разумные пределы».

Результатом выполнения проективного теста обычно бывает некоторый  текст или рисунок. Его интерпретация  выполняется по правилам, но не столь  строгим, как в тестах-опросниках. Это весьма сложная процедура, требующая не только знаний, но и опыта.

В настоящее время  арсенал психодиагностики включает сотни гестов, прошедших всестороннюю проверку, но тем не менее их результаты нельзя абсолютизировать, рассматривая как истину в

последней инстанции. Известный психолог В. П. Зинченко  отмечал, что предпочитает определять коэффициент интеллекта не с помощью  тестов, а по выражению лица, несмотря на огромные усилия по установлению валидности тестов, многие из них так и остаются инвалидными (см.: Зинченко В. П., 1995).

2. Наблюдение 

Наблюдением называется целенаправленное восприятие  внешних признаков, отражающих психическую жизнь человека,  которая не тождественна таким внешним проявлениям, но связана с ними довольно сложными и неоднозначными закономерностями. В психологии найдены возможности выделения ряда показателей (объектов наблюдения), достаточно адекватно отражающих  истинную картину психической сущности человека. К таким объектам относятся выразительные движения тела, рук, мимики,  система движений и действий, обеспечивающих деятельность, а также речь, голос и внешний облик.

Наблюдение всегда начинается с определения его  цели. Это необходимо, так как  наблюдение происходит в естественных  условиях жизни человека, где в  поток любой деятельности  естественным образом включены самые разные психические  особенности и состояния в  их единстве. Если цель определена, то  становится ясно, какие элементы поведения  подлежат наблюдению. Для менеджеров цель наблюдения обычно состоит в  том, чтобы  выявить причины, лежащие  в основе тех или иных форм поведения  людей (сотрудников, клиентов, партнеров  по деловому общению), и в составлении  прогноза этого поведения.

 «Инструментом» наблюдения является восприятие. Психологи установили, что в процессе восприятия человеком окружающего мира вся окружающая реальность делится на фигуры и фон. Фон неопределен и расплывчат, не имеет четких границ, но обладает текстурой (цветом, яркостью, ритмическим рисунком, фоновым звучанием, твердостью, шероховатостью, температурой и т.п.). Из фона выделяются фигуры, которые отличаются четкостью и определенностью границ, а также целостностью, т.е. воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части в данный момент не могут быть наблюдаемы. Кроме того, для восприятия фигур свойственна категориальность — осмысленность восприятия в соответствии с предварительными знаниями об  отнесенности объекта к определенной категории: иначе говоря,  человек воспринимает не совсем то, что находится перед ним, а с «поправкой» на предварительные знания об объекте. Иллюстрации этих свойств зрительного восприятия приведены на рисунках 1 и 2.

Цель наблюдения становится средством управления  восприятием наблюдающего, беспечивающим избирательность видения одних предметов и отнесение в фон других. Правильно поставленная цель наблюдения необходима именно для того, чтобы определить: что во внешности и поведении человека является «фигурой»,  содержащей важную для менеджера информацию, а что «фоном», который в данной конкретной ситуации можно не анализировать.

Основная проблема состоит в том, какие именно  признаки внешности и поведения  человека нужно выделить из многостороннего потока реального поведения, для того чтобы определить ту или иную особенность  психики человека. Исследователи  психологии внимания описали «коктейль-эффект», или «эффект  дирижера», — способность  человека, находящегося в большой и шумной компании людей,  слышать более важный, а не более громкий разговор или тихую  фальшивую ноту в звучании большого оркестра и т.п. Благодаря этой способности человек, который знает, за чем наблюдать, сможет многое узнать о психике другого человека.

Рис. 1.

А. Классический пример соотношения фигуры и фона. Можно увидеть как вазу, так  и два лица. Б. Иллюзия Клинтона и Моники. Что вы здесь видите: женское лицо или мужчину, играющего  на саксофоне?

В процессе многовековых  наблюдений были собраны факты, отражающие взаимосвязь  между особенностями человека и  их внешними проявлениями; затем эти данные обобщались и анализировались. Так появились характеристики устойчивой,  неизменной связи внешних проявлений и внутреннего содержания  психики. К примеру, высокий лоб традиционно считается  признаком ума, узкие губы — желчности характера, толстые —  чувствительности и т.п.

Подобные знания являются ценными и полезными, но их нельзя абсолютизировать.

Существенным фактором, отражающим психическую жизнь  человека, является его внешность (внешний  облик). Можно многое узнать о человеке, наблюдая за тем, какую одежду и обувь  он носит, какую косметику и украшения  употребляет, какую  прическу предпочитает, а также за состоянием его кожи и волос.

Были выделены также  группы признаков поведения,  отражающих состояния психической жизни  человека. К ним прежде всего относятся особенности позы и движений тела:

• движения туловища — поза, осанка, походка;

• движения рук —  их положение, жесты, действия;

• выразительные  движения лица, мимика;

• взаимные положения  to движения различных частей тела (рук; рук и головы; рук и предметов; рук и ног; рук и туловища; и т.д.);

• положение тела по отношению к собственной оси  и по  отношению к различным  объектам (повороты, наклоны, изгибы и  т.п.).

Другим внешним  проявлением психической жизни  человека является его речь. Объектом наблюдения могут быть следующие  особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций (крик, вопль, стон, визг и т.п.) и характеристики голоса (скрипучий, мягкий, колючий, высокий  —низкий, молодой —старческий, звонкий — глухой и т.п.).

За многими формами  поведения и выразительными  движениями закрепились особые значения, часто  имеющие  общечеловеческий смысл  или смысл, понятный для какой-то группы людей: профессиональной, социальной, этнической и др. Например, улыбка почти  у всех народов считается признаком  расположения, доброжелательного отношения, а кивок головой может означать согласие (у русских) и несогласие (у болгар).

3. Анализ продуктов  деятельности 

Индивидуальные психологические  особенности человека  влияют практически  на все, что он делает. Наибольшее количество информации о человеке можно получить, анализируя различные продукты его  деятельности. Для этого в психодиагностике  разработан специальный метод количественно-качественного  анализа документальных источников. Этот метод получил название  контент-анализ (буквально «анализ содержания»).  Документальными источниками могут служить письма, автобиографии,  дневники, фотографии, записи на кинопленке, произведения искусства, материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т.п.).

Информация о работе Методы психодиагностики