Методы педагогического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:03, реферат

Описание работы

Каждая отрасль человеческого знания, выделяясь в особую науку, определяет предмет исследования, присущий только данной науке и методы её исследования.

Предметом педагогики является особенная сфера общественной деятельности воспитания человека составными частями её - образование и обучение.

Существенным фактором развития педагогической науки является обогащение и современствование методов её исследования. Надо сказать, что в этом отношении педагогика имеет значительный прогресс.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........3
1.ТРАДИЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ………………...............4
2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ……………………………….…….8
3.ПЕДАГОГИСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ………………………………...........11
4.МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ЯВЛЕНИЙ…………….…….13
5.КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИКЕ…………………........16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Реферат по ПиПвВШ.docx

— 47.13 Кб (Скачать)

     Ранжирование - расположение собранных данных в  определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных  показателей), определение места  в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).

     Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал:

     1) шкалы наименований (или номинальные);

     2) шкалы порядка (или ранговые);

     3) интервальные шкалы; 

     4) шкалы отношений.

     Шкалы наименований - самые "слабые" шкалы. Числа и другие обозначения в  них используются чисто символически. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами  номинальных шкал можно считать  классификации по различным признакам - список специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости и т. д.

     В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается  порядок следования, отношения "больше" и "меньше", общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа "выше ростом", "больше пятерок", "меньше пропусков" и т. д.

     "Сильные"  шкалы - интервальная и шкала  отношений - обладают всеми положительными  качествами "слабых" шкал, но при  этом интервальная шкала предусматривает  определенные расстояния между  отдельными (двумя любыми) числами  на шкале, а в шкале отношений,  кроме того, определена еще и  нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров,  конечно, "сильные".

     Все более мощным преобразующим средством  педагогических исследований становится моделирование. Научная модель - это  мысленно представленная или материально  реализованная система, которая  адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование - это метод создания и исследования моделей. Главное преимущество моделирования - целостность представления информации. Сотни лет педагогика развивалась главным образом за счет анализа - расчленения целого на части; синтезом как таковым практически пренебрегали. Моделирование основывается на синтетическом подходе: вычленяет целостные системы и исследует их функционирование.

     Подавляющее большинство созданных ныне педагогических моделей относится к дидактическим  явлениям. Воспитательные процессы, на которые, прежде всего надо направить  гносеологический луч моделирования, исследуются на моделях явно недостаточно. Причиной тому невероятная сложность, приложить которую к реальной практике будет невозможно.

     Моделирование в дидактике успешно применяется  для решения следующих важных задач:

  • оптимизации структуры учебного материала;
  • улучшения планирования учебного процесса;
  • управления познавательной деятельностью;
  • управления учебно-воспитательным процессом;
  • диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.

     Моделирование, несомненно, метод плодотворный, но и коварный. По существу он служит трем полезным целям. Эвристической - для  классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых  теорий и интерпретации полученных данных. Вычислительной - для решения вычислительных проблем с помощью моделей. Экспериментальной - для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования с теми или иными моделями. Коварство же моделирования в том, что, несмотря на всю его привлекательность, а также возможность охватить систему в целом, приходится прибегать к условным схемам, вводить очень много допущений. В результате появляются модели, не имеющие ничего общего с моделируемой действительностью, искажающие ее. Исследовать их - пустая трата времени и сил: нужно сперва доказать справедливость модели.

     Математизация педагогики несет в себе огромный гносеологический потенциал. Она не только избавляет науку от одностороннего качественного описания, но и устраивает строгую ревизию достигнутому, предоставляя для этого объективные методы проверки и более совершенный язык. Для полного успеха формализации должны быть непременно соблюдены важные условия: ясная непротиворечивая гипотеза, основанная на доказанных наукой положениях; следующая за ней модель, включающая необходимое число переменных; "проигрывание" этой модели, а затем заполнение ее экспериментальными фактами, отшлифованными объективной мерой. Эта последовательность и составляет логическую цепочку диалектических переходов от явления к его математическому описанию.

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Подводя итоги краткой характеристики методов  педагогических исследований можно  сделать следующие выводы:

     - современная педагогика как наука  использует целую систему способов, приемов, принципов и подходов  для теоретического и практического  исследования проблем воспитания  и обучения;

     - каждый отдельный из приведенных  в данной работе методов выполняет  свою специфическую роль, помогает  изучению лишь отдельных сторон  педагогических явлений. Для всестороннего  же изучения этих явлений применяется  все совокупность рассмотренных  методов;

     - педагогика как любая наука  развивается благодаря внедрению  новых методик исследования и  совершенствованию уже устоявшихся  методов. Наряду с традиционными  методами в педагогические исследования  внедряются и новые методы, заимствованные  из других наук - социологии, психологии, естествознания и прочие, что  открывает новые возможности  для развития педагогики.

 

     

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волнова Н.Н. Педагогіка: Посібник. - К. : ВЦ “Академія”, 2001. - 576с.
  2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2-х кн. Кн. 1 - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 - 576с.
  3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990 - 576с.
  5. Методы педагогических исследований: состояние, проблемы, перспективы. Сборник научных статей, материалы Всероссийского семинара по методологии / Под ред. В.М. Полонского. – М.: ИТИП, 2006. – 252 с.

Информация о работе Методы педагогического исследования