Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:21, реферат
Известно, что объективная оценка индивидуальной функциональной межполушарной асимметрии мозга (ФМА) может с успехом использоваться в педагогике, спорте, профессиональной ориентации и отборе, создании творческих коллективов, криминалистике, анализе парапсихологических явлений, профилактике заболеваний, лечении и реабилитации больных с различной, прежде всего – церебральной патологией.
Введение………………………………………………………………………….3
Методы оценки индивидуального профиля асимметрии……………………..5
Электоэнцефалография…………………………………………………………13
Оценка ФМА больных неврологической и нейрохирургической клиники без грубых нарушений сознания, с сохранным речевым контактом…………….20
Магнитоэнцефалография……………………………………………………….24
Реоэнцефалография……………………………………………………………..25
Ультразвуковые методы исследования………………………………………..26
Список использованных источников………………………………………….27
Федеральное бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Биолого-почвенный
факультет
Кафедра
физиологии человека и животных
Методы
оценки степени межполушарной
асимметрии мозга
у человека
Реферат
020201 Биология
Физиология
человека и животных
Воронеж
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Методы оценки индивидуального профиля асимметрии……………………..5
Электоэнцефалография…………………………
Оценка ФМА больных неврологической и нейрохирургической клиники без грубых нарушений сознания, с сохранным речевым контактом…………….20
Магнитоэнцефалография………………………
Реоэнцефалография…………………………………
Ультразвуковые
методы исследования………………………………………..
Список использованных
источников………………………………………….27
Введение
Известно, что объективная оценка индивидуальной функциональной межполушарной асимметрии мозга (ФМА) может с успехом использоваться в педагогике, спорте, профессиональной ориентации и отборе, создании творческих коллективов, криминалистике, анализе парапсихологических явлений, профилактике заболеваний, лечении и реабилитации больных с различной, прежде всего – церебральной патологией.
Между тем знания о ФМА остаются далеко неполными и крайне мало реализуются в практике. Следует отметить, что общепризнанного унифицированного подхода к изучению ФМА в настоящее время нет. Существует большое количество методов изучения ФМА, варьирующих в зависимости от объекта, «модели» исследования. В норме самоотчет, непосредственное наблюдение за испытуемым часто произвольно дополняются антропометрическими измерениями, психофизиологическим тестированием и нейрофизиологическими обследованиями. Используются локальные электрические раздражения различных зон коры, проба Вада, изучаются состояния после экстирпации различных областей левого иправого полушария, комиссуротомии после односторонних электросудорожных припадков.
В
целом все используемые для изучения ФМА
методы можно раз-делить на две категории:
1) экспериментально-
Если первая категория методов оценивает ФМА косвенно, то вторая позволяет ее непосредственно регистрировать. В последние годы вторая категория расширяется в связи с развитием методов исследования мозгового кровотока и так называемых методов нейровизуализации (fMRI, РET и др.).
I. Психологические методы
Долгое время в качестве показателя, отражающего функциональную асимметрию мозга, использовался показатель мануального предпочтения. Подобный подход явно недостаточен. Для более полного представления об индивидуальном характере распределения функций между левым и правым полушариями мозга желательно у каждого испытуемого оценивать лево-правое соотношение всех анализаторных систем (как моторных, так и сенсорных). Сочетания различных типов асимметрии не случайны, они характеризуют работу мозга как единого парного органа. В значительной степени заданные генетически эти сочетания относятся к базальным характеристикам строения и функционирования мозга человека. Существует закономерная связь между характером распределения анализаторных функций между левым и правым полушарием и особенностями протекания различных психических функций и состояний.
Было
введено понятие «индивидуальный профиль
асимметрии» (Брагина, Доброхотова, 1981)
или «профиль латеральной организации»
(ПЛО) мозга (Хомская, Ефимова, 1991), означающее
право-левое соотношение функций основных
анализаторных систем: двигательной, слуховой
и зрительной. Это понятие позволяет оценить
индивидуальные различия в парной работе
полушарий головного мозга. Индивидуальный
профиль асимметрии – присущее данному
человеку сочетание моторных и сенсорных
признаков, отражающих включенность в
активность той или иной стороны тела.
Профиль функциональной асимметрии –
совокупный показатель, отражающий оценку
комплекса латеральных признаков в сенсорной
и моторной сферах.
Методы оценки индивидуального профиля асимметрии
Существуют
разнообразные способы
Для оценки индивидуального профиля асимметрии может быть использован следующий набор тестов.
А. Оценка моторной асимметрии
1. Самооценка обследуемых с помощью опросника Аннетт (1970). Ответы на предложенные вопросы, касающиеся выполнения отдельных привычных действий, позволяют выявить степень доминирования правой (левой) руки. Опросник также включает вопрос о ведущей ноге.
2. Моторные пробы, при которых определяется ведущая рука: -«переплетение пальцев кистей» - по просьбе испытуемый быстро переплетает пальцы; ведущей рукой считается та, большой палец которой оказывается сверху; - «скрещивание рук или поза Наполеона» - ведущей считается та рука, локоть которой оказывается сверху; «тест на аплодирование» - при аплодировании более активна рука, совершающие ударные движения о ладонь неведущей руки (Лурия, 1962). Определение ведущей ноги – проба «нога на ногу».
3. Динамометрия - измерение силы кисти каждой руки с помощью ручного динамометра. Измерение производится трижды: три раза подряд определяется сила сначала правой (или левой) руки, а затем другой руки. Вычисляется среднее значение силы для каждой руки. Ведущей считается рука, превосходящая другую по силе больше, чем на 2 кг; разница в силе меньше 2 кг не учитывается (Брагина, Доброхотова, 1988). Рассчитывается коэффициент асимметрии (К правой руки).
4. Теппинг-тест - оценка темпа, ритма и устойчивости движений. Возможно использование различных методик: бланковой (лист бумаги, разделенный на 4 части), испытуемый должен карандашом ставить точки последовательно в 4 частях листа в течение определенного промежутка времени (15-30 с); с использованием механического счетчика, а также компьютерный вариант методики. Фиксируется число ударов, сделанных правой (Nпр) и левой (Nлев) рукой. Рассчитывается коэффициент асимметрии по следующей формуле: Кас=[(Nпр-Nлев)/(Nпр+Nлев)] х 100.
Б. Оценка слуховой и слухоречевой асимметрии
1. Для определения латерализации слухоречевых функций используется метод дихотического прослушивания с определением «коэффициента правого уха» (Кпу). Дихотическая стимуляция может осуществляться с помощью стереофонического магнитофона: через наушники в оба уха одновременно по раздельным каналам предъявлялись два набора вербальных стимулов (слова). Слова подавались сериями. В перерыве между сериями испытуемый должен был вспомнить стимулы и воспроизвести их на бумаге. На двух дорожках магнитной ленты записано 16 серий из 4 пар односложных слов; интервалы между словами - 0,5 с, между сериями - 20 с. В эксперименте после прослушивания 8 серий наушники менялись местами. Кпу определялся по формуле: Кпу=[(Еп-Ел)/(Еп+Ел)]х100, где Кпу – коэффициент правого уха, Еп и Ел – общее число слов, правильно воспроизведенных с правого и левого ушей. Положительное значение Кпу указывает на преобладание правого уха - левого полушария – в восприятии речевого материала; значения -5 < Кпу < +5 считаются симметричными (Котик, 1974; Симерницкая, 1978).
2. Прислушаться к тиканью часов.
3. Вопрос в опроснике Аннетт.
В. Оценка зрительной асимметрии
Для определения ведущего глаза используются следующие тесты:
1.
Проба Розенбаха. Испытуемый
2.
Тест «карта с дырой». В листе
плотной бумаги вырезается
3.
Самооценка испытуемого –
Для выявления особенностей межполушарного взаимодействия у младших школьников используют гаплоскопическую методику, основанная на методе бинокулярной конкуренции. Для исследования особенностей межполушарного взаимодействия в системе речевого слуха применяется методика дихотического прослушивания. Для выявления особенностей психической межполушарной асимметрии у младших школьников используют определение стиля мышления с помощью теста Е.П. Торранса, адаптированного к детскому возрасту. Диагностика уровня творческих способностей проводится с помощью теста Дж. Гилфорда, 1972.
Теппинг-тест. Используется для оценки темпа, ритма и равномерности движений. Показано, что скорость и ритмичность серийных движений ведущей руки выше;
• скорость выполнения заданий. Оценивается время выполнения действий правой и левой рукой отдельно. Используются такие пробы, как отвинчивание болтов, раскладывание предметов в соответствующие пазы, раздача карт, нанизывание бус, завязывание узла и т.д. Скорость выполнения заданий ведущей рукой выше;
• пробы на точность попадания в цель;
• время реакции каждой руки, которое определяется при нажатии испытуемым на ключ в ответ на предъявление различных раздражителей (световых, звуковых сигналов, электрокожных раздражителей и т.д.). Скорость реакции ведущей руки выше.
Для определения мануальной асимметрии во время выполнения двигательных заданий могут использоваться различные методы регистрации – электромиография, видеозапись движений, регистрация латентного времени произвольного напряжения и расслабления, сейсмотреморография, электроэнцефалография, реоэнцефалография и регистрация вызванных потенциалов мозга и т.д.
Из существующих методов оценки межполушарного взаимодействия можно назвать в качестве примеров следующие:
• проба на реципрокную координацию движений, предложенная Н.И.Озерницким (1930);
• проба на одновременное выстукивание правой и левой рукой разного ритма (бимануальные ритмические тесты). Например, правой рукой испытуемый делает два постукивания, левой - одно; затем порядок меняется на обратный. Проба выполняется по речевой инструкции и по показу. Темп выполнения движений изменяется. Движения рук в данной пробе могут не одновременными, а последовательными, что рассматривается как нарушение бимануального взаимодействия;
Информация о работе Методы оценки степени межполушарной асимметрии мозга у человека