Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:16, курсовая работа
Цель работы: определить активные методы психодиагностики.
Задачи работы:
- дать характеристику методам обработки данных в психодиагностике
- провести обработку данных одного из активных методов психодиагностики.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Методы обработки данных в психодиагностике……………………………...6
1.1 Статистические методы проверки гипотезы………………………………...9
1.2 T-критерий Стьюдента………………………………………………………11
1.3 Корреляция и корреляционный анализ…………………………………….12
1.4 Методы кластерного и факторного анализа……………………………….17
2.Применение факторного анализа на практике……………………………………………21
2.1. Требования к организации факторного анализа……………………………………..21
2.2. Разработка психодиагностического теста с применением факторного анализа на примере опросника “Шестнадцать личностных факторов (16PF)” Р.Кэттелла………………………………………………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………………………....32
Приложение 1…………………………………………………………………………………………………..33
18000 терминов, описывающих личность
¯ Грамматический и семантический
4500 наименований черт анализ (Олпорт и Олдберг, 1936)
¯
171 группа синонимов
¯
46 поверхностных черт
¯ ционных плеяд (Кэттелл, 1946, 1957)
20 факторов первого порядка
¯
9 факторов второго порядка
¯
5 факторов третьего порядка
¯
Рис. 5. Исследовательская стратегия, использованная при разработке опросника “Шестнадцать личностных факторов.
Р. Кэттеллом и его сотрудниками, помимо двух основных форм опросника “16PF” (А и В, по 187 вопросов в каждой, для обследования взрослых людей с образованием не ниже 8-9 классов; форма А считается стандартной), разработаны также формы С, D, E. Формы С и D сокращенные, по 105 заданий, и предназначены для лиц, имеющих более низкий уровень образования. Форма Е используется для обследования малограмотных лиц. Известны варианты опросника для детей и подростков. Существует специальное “патологическое” дополнение к опроснику, которое состоит из 12 клинических факторов-шкал. Возможно групповое обследование.
В пятой редакции опросника (только одна форма, содержащая 185 вопросов) внутренняя согласованность и ретестовая надежность шкал для 16 первичных факторов выше, чем в его более ранних редакциях. Техническое руководство к пятой редакции содержит также гораздо больше сведений о валидности. Однако проблема отсутствия факторной независмости 16 первичных шкал, очевидная в ранних редакциях опросника, сохраняется, по всей видимости, и в его последней редакции. Эта проблема подчеркивается неспособностью исследователей, использовавших оригинальные переменные Кэттелла, воспроизвести его 16 факторов или получить хотя бы близкое факторное решение. Вместо этого в большинстве исследований, использующих данные, на которых Кэттелл построил свою систему, было выявлено от 4 до 7 факторов, что привело впоследствии к наиболее популярному 5-факторному решению.
Отмечая недостатки подхода Р. Кэттелла к исследованию личности, Л.Ф. Бурлачук и С.М. Морозов делают вывод о том, что “Р. Кэттелл принял факторный анализ за гораздо более эффективный инструмент познания личности, чем он фактически является” /2, с.379/.
Заключение
корреляция психологическая диагностика
Статистические методы применяются при обработке материалов психологических исследований для того, чтобы извлечь из тех количественных данных, которые получены в экспериментах, при опросе и наблюдениях, возможно больше полезной информации. В частности, в обработке данных, получаемых при испытаниях по психологической диагностике, это будет информация об индивидуально-психологических особенностях испытуемых. Вообще психологические исследования обычно строятся с опорой на количественные данные.
В настоящее время методы
факторного анализа составляют сложную
специальную область
Факторный анализ является
эффективным средством
Многочисленные
В настоящее время факторный анализ все чаще используется в роли подтверждающего, чем исследовательского метода. Нередко его сочетают с моделированием структурными уравнениями для оценивания теоретически сформулированной модели вклада различных переменных в выполнение задачи.
Слабое место традиционного факторного анализа – в недостаточном внимании к выбору анализируемых переменных.
Поскольку конечным результатом
методов факторного анализа является,
как правило, получение содержательно
интерпретируемых факторов, то при
решении практических задач факторный
анализ в настоящее время является
еще в большой мере искусством,
овладение которым требует
Как указывалось выше, основная задача факторного анализа состоит в экономном описании экспериментальных данных. Это вовсе не означает, что всегда методами факторного анализа ищут “фундаментальные”, “базисные” категории (факторы) в данной области, например, в психологии. Иногда бывает необходимо по возможности наиболее полно проанализировать набор параметров, характеризующих умственные способности некоторой популяции. Но даже и в этом случае факторы не могут полностью описать ситуацию хотя бы потому, что некоторые важные параметры попросту еще не придуманы. Теоретически задача исчерпывающе полного описания неразрешима; однако в практическом исследовании с ограниченным кругом решаемых вопросов и небольшим числом рассматриваемых параметров она разрешима вполне. Нужно только помнить, что факторный анализ дает всегда интерпретацию лишь данного экспериментального материала и, следовательно, сокращенное описание лишь данного набора параметров.
Главную цель факторного анализа хорошо выразил Келли: “Факторный анализ не пытается искать истину в бесконечном времени, бесконечном пространстве или для бесконечной выборки; наоборот, он стремится дать простое описание конечной группы объектов, функционирующих конечным числом способов, в терминах некоторого пространства небольшого числа измерений. Разочарован будет тот, кто пожелает найти в факторном анализе более туманные цели и истины”
Список использованной литературы
Приложение 1
Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кэттела “Шестнадцать личностных факторов” (16 PF)
Обозначение фактора |
Название фактора по Кэттелу |
Качество, соответствующее высокой оценке по фактору |
Качество, соответствующее низкой оценке по фактору |
А |
Отзывчивость – отчужденность |
Добродушный, предприимчивый, сердечный |
Циничный, жестокий, безразличный |
В |
Интеллект |
Сообразительный, абстрактно мыслящий |
Глупый, конкретно мыслящий |
С |
Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость |
Зрелый, реалистичный, спокойный |
Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый |
E |
Доминантность – подчиненность |
Уверенный, конкурирующий, упрямый |
Застенчивый, скромный, покорный |
F |
Рассудительность- беспечность |
Серьезный, молчаливый |
Беззаботный, полный энтузиазма |
G |
Сознательность – |
Ответственный, моралистический, стоический |
Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный |
H |
Смелость – робость |
Предприимчивый, раскованный |
Неуверенный, замкнутый |
I |
Жесткость – мягкость |
Опирающийся на свои силы, независимый |
Цепляющийся за других, зависимый |
L |
Доверчивость – |
Принимающий условия |
Упорный на грани глупости |
M |
Мечтательность – практичность |
Творческий, артистичный |
Консервативный, приземленный |
N |
Дипломатичность – прямолинейность |
Социально опытный, сообразительный |
Социально неуклюжий, непретенциозный |
O |
Склонность к опасениям - спокойствие |
Беспокойный, озабоченный |
Спокойный, самодовольный |
Q1 |
Радикализм – консерватизм |
Вольнодумно либеральный |
Уважающий традиционные идеи |
Q2 |
Самодостаточность – конформизм |
Предпочитающий собственные решения |
Беспрекословно следующий за другими |
Q3 |
Недисциплиниро-ванность – контролируемость |
Следующий собственным побуждениям |
Пунктуальный |
Q4 |
Расслабленность – напряженность |
Сдержанный, спокойный |
Переутомленный, возбужденный |
Информация о работе Методы обработки данных в психодиагностике