Методы научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:14, реферат

Описание работы

Понятие «метод» (от греч. «методос» — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия. Для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 5
2 ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 7
3 ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Методы научного познаният Тема 7 РГУ.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     2. Физическое моделирование. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свойств модели судят о явлениях, происходящих (или могущих произойти) в так называемых «натуральных условиях».

     3. Символическое (знаковое) моделирование. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графовые представления (в виде графиков, номограмм, схем и т. п.) исследуемых объектов или, например, модели, представленные в виде химической символики и отражающие состояние или соотношение элементов во время химических реакций.6

     Особой  и очень важной разновидностью символического (знакового) моделирования является математическое моделирование. Символический язык математики позволяет выражать свойства, стороны, отношения объектов и явлений самой различной природы.

     Математическое  моделирование может применяться  в особом сочетании с физическим моделированием. Такое сочетание, именуемое  вещественно-математическим (или предметно-математическим) моделированием, позволяет исследовать какие-то процессы в объекте-оригинале, заменяя их изучением процессов совсем иной природы (протекающих в модели; которые, однако, описываются теми же математическими соотношениями, что и исходные процессы.

     4 Численное моделирование на компьютере. Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явлении и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования данной модели. При этом для решения содержащихся в ней систем уравнений с помощью компьютера необходимо предварительное составление программы, которая выполняется затем электронной вычислительной машиной в виде последовательности элементарных математических, и логических операций. В данном случае компьютер вместе с введенной в нее программой представляет собой материальную систему, реализующую численное моделирование исследуемого объекта или явления.

     Метод моделирования непрерывно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие. В то же время неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Понятие метод означает совокупность правил и приемов их использования, которые позволяют гарантированно и систематически добиваться поставленной цели.

     Цель  научного метода заключается в получении научного знания о природных объектах и явлениях. От других видов знания (обыденного, гуманитарно-художественного, религиозного и т. д.) научное отличается систематичностью, объективностью, достоверностью, точностью и практической ценностью.

     Систематичность научного знания означает, что данные разных наук не противоречат, а дополняют друг друга. В научную картину мира нельзя произвольно добавить и из нее нельзя извлечь ни одного кирпичика. В этом плане научную работу можно сравнить с разгадыванием бесконечного кроссворда, каждое новое слово в котором проверяется пересечением с другими, известными. В научном знании, как и в любой системе, важны не столько свойства его элементов (фактов, законов, гипотез, теорий), сколько взаимоотношения между ними: подтверждают ли факты теорию, согласуется ли новая теория со старой в области ее применимости (принцип соответствия,) и т. д.

     Объективность научного знания означает независимость от личности исследователя, от его индивидуальности. Пропорция, в которой расщепляются родительские признаки у гибридов, в опытах Менделя получалась такой же, как у тех пионеров генетики, которые спустя несколько десятилетий переоткрыли его законы.

     В отличие от этого оценка достоинств художественного произведения или  значимости политического события  во многом зависит от субъективных предпочтений и личных убеждений эксперта.

     Достоверность научного знания обеспечивается принятой в науке традицией рациональной критики. Ничто не принимается на веру, каждый факт, гипотеза, теория проверяются и перепроверяются. И лишь в том случае, если настойчивые и неоднократные попытки поставить под сомнение факт или опровергнуть теорию оказываются безуспешными, эти факт или теория включаются в корпус научного знания.

     Точность научного знания связана с использованием особого языка терминов и математических формул. Естественные науки не терпят расплывчатых, двусмысленных, не обязывающих утверждений и выводов.

     У гражданина сегодняшнего высокотехнологичного общества вряд ли могут быть сомнения в практической ценности научного знания. Трудно назвать такое благо цивилизации, создание которого обошлось без опоры на знание законов природы. Практической ценностью обладают и другие виды знания (даже религиозное: например, по свидетельству Варлама Шаламова, в нечеловеческих условиях колымских лагерей только религиозные убеждения оставляли человеку шанс остаться собой, не сломаться морально), но лишь научному знанию свойственна всеобщая и обязательная практическая ценность.

     Успехи  современного естествознания свидетельствуют  об эффективности научного метода познания. Он складывался в течение длительного  времени и лишь в конце XVII в. приобрел все свои основные черты. Именно с этого времени начинается история науки в полном смысле этого слова. 

     СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.- М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник.- М.: Академический Проект, 2004.Карпенков С.Х Современное естествознание.- М.: Академический Проект,2002.
  3. Концепции современного естествознания /Под ред. С.И. Самыгина.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  4. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учеб пособие. – СПб.:  Питер, 2005.

Информация о работе Методы научного познания