Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа
Любая наука развивается динамично и прогрессивно , если она располагает с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой – достаточно объективными точными и надежными методами, позволяющими проверить эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни заключается в том, чтобы с помощью специальных методов проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, т.е. проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления. По определению С.Л. Рубинштейна, метод- это путь познания, способ посредством которого познается предмет науки.
Формирующие методы.
Все описанные выше исследовательские методы (не экспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития. Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов. К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого в Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии.
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
1. Массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
2.Длительный, пролонгированный эксперимент;
3.Эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
4.Эксперимент
комплексный, требующий совместных усилий
психологов-теоретиков, психологов-практиков,
психологов-исследователей, дидактиков,
методистов и др. И поэтому это есть эксперимент,
протекающий в особых учреждениях, где
все это можно организовать. Таким образом,
формирующий эксперимент является существенной
перестройкой психолого-педагогической
практики (как совместной деятельности
исследователя и испытуемого) и, в первую
очередь, перестройкой ее содержания и
методов, приводящей к существенным видоизменениям
хода психического развития и характерологических
особенностей испытуемых. Именно в силу
этих своих характеристик данный тип исследовательских
методов различных отраслей психологии
выявляет резервы психического развития
и одновременно конструирует, создает
новые психологические особенности испытуемых.
Поэтому формирующие и обучающие эксперименты
входят в особую категорию методов психологического
исследования и воздействия. Они позволяют
направленно формировать особенности
таких психических процессов, как восприятие,
внимание, память, мышление. Итак, мы рассмотрели
методы, которые используют ученые для
проведения психологических исследований
с целью раскрытья закономерностей науки,
познания её предмета.
Итак, в
психологии используют целый ряд методов.
Какой из них рационально применить, решают
в каждом отдельном случае в зависимости
от задач и объекта исследования. При этом
обычно используют не один какой–нибудь
метод, а ряд методов, взаимно дополняющих
и контролирующих друг друга. Если
необходимо исследовать естественное
поведение без вмешательства извне в ситуацию,
чтобы получить целостную картину происходящего
и отразить поведение индивидов во всей
полноте, незаменимым методом будет наблюдение.
Для быстрого получения массового материала,
что позволяет проследить ряд общих изменений,
наиболее подходит другая разновидность
не экспериментального метода - анкетирование.
Учитывая данные, полученные при помощи
таких методов, как наблюдение и анкетирование,
эффективным методом психологического
исследования является беседа. Для получения
количественной или качественной квалификации
изучаемого явления, его измерения применяются
диагностические исследовательские методы,
к которым относятся различные тесты.
Методы, предполагающие возможность активного
вмешательства исследователя в деятельность
испытуемого с целью создания условий,
отчетливо выявляющих психологический
факт, являются экспериментальными методами
психологического исследования. Было
выяснено, что экспериментальные методы
включают в себя в качестве своих естественных
моментов не экспериментальные и диагностические
методы. Экспериментальные методы имеют
множество достоинств, так достоинства
естественного (полевого) эксперимента
являются следствием его органической
включенности в условия жизни и деятельности
испытуемых. В процессе моделирующего
эксперимента испытуемый действует по
инструкции экспериментатора и знает,
что участвует в эксперименте в качестве
испытуемого; данный вид эксперимента
позволяет решать самые разнообразные
исследовательские задачи. Лабораторный
эксперимент отличается наибольшей искусственностью
экспериментальных условий, применяется
обычно при изучении элементарных психических
функций (сенсорной и моторной реакций,
реакции выбора и т.п.) и гораздо реже -
при изучении более сложных психических
явлений (процессов мышления, речевых
функций и т.п.). В особую категорию методов
психологического исследования и воздействия
входят формирующие и обучающие эксперименты.
В силу этих своих характеристик данный
тип исследовательских методов выявляет
резервы психического развития и одновременно
конструирует, создает новые психологические
особенности испытуемых. Формирующий
метод позволяет направленно формировать
особенности таких психических процессов,
как восприятие, внимание, память, мышление. Любой
из рассмотренных в данной работе методов
психологического исследования имеет
свои недостатки, но всё же проведение
эксперимента без их использования невозможно. В
заключении необходимо отметить, что в
процессе развития психологии изменяются
не только теории и понятия, но и исследовательские
методы: они утрачивают созерцательный,
констатирующий характер, становятся
формирующими или, точнее, трансформирующими.
Таким образом, развитие методического
арсенала современной психологии заключается
в особой консолидации всех исследовательских
методов, результатом которой является
образование нового комплекса исследовательских
методов - формирующего эксперимента.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г.С. Общая психология. - М.: Академический проект,2003. - 435 с.
2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. - СПб.: РИО СПб ГУ, 2001. - 75 с.
3. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - М.: АСТ, 2000. - 896 с.
4. Краснов А.Н. Общая психология. - М.: Феникс, 2006. - 536 с.
5. Немов Р.С. Общая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 386 с.
6. Першина Л.А. Общая психология. - М.: Академический проект,
7.Немов
Р.С Общие основы психологии
- Владос 2008.- 19с.
Оглавление
Введение…………………………………………………1
Методы
психологических исследований……
Наблюдение…………………………………………….6
Анкетирование………………………………………..
Беседа ………………………………………………….11
Монографический метод…………………………….11
Диагностические методы……………………………..12
Экспериментальные методы………………………….13
Заключение……………………………………………19
Список
использованных источников