Методы исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Любая наука развивается динамично и прогрессивно , если она располагает с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой – достаточно объективными точными и надежными методами, позволяющими проверить эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни заключается в том, чтобы с помощью специальных методов проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, т.е. проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления. По определению С.Л. Рубинштейна, метод- это путь познания, способ посредством которого познается предмет науки.

Работа содержит 1 файл

Введение Любая наука развивается динамично и прогрессивно (Восстановлен).docx

— 45.22 Кб (Скачать)

                      
 
 
 

                        Формирующие методы.                           

Все описанные  выше исследовательские методы (не экспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются констатирующим характером: описанию измерению и объяснению подвергаются эмпирические, стихийно сложившиеся (или, в крайнем случае, моделируемые в узких и искусственных рамках лабораторного эксперимента) особенности и уровни психического развития. Использование всех этих методов не предполагает задачи существенного изменения наличного предмета исследования, задачи формирования. Такая принципиально новая исследовательская цель требует применения особых, формирующих методов. К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого в Использование формирующих исследовательских методов связано с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса и выявлением влияния этой перестройки на возрастные, интеллектуальные и характерологические особенности испытуемых. По существу, данный исследовательский метод выступает в качестве средства создания широкого экспериментального контекста для использования всех других методов психологии.

Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния  различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых.

  Формирующий эксперимент это:

1. Массовый  эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);

2.Длительный, пролонгированный эксперимент;

3.Эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);

4.Эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать. Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Итак, мы рассмотрели методы, которые используют ученые для проведения психологических исследований с целью раскрытья закономерностей науки, познания её предмета. 
 

                                    
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      
 

                                              Заключение

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой–нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга. Если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, чтобы получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте, незаменимым методом будет наблюдение. Для быстрого получения массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений, наиболее подходит другая разновидность не экспериментального метода - анкетирование. Учитывая данные, полученные при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование, эффективным методом психологического исследования является беседа. Для получения количественной или качественной квалификации изучаемого явления, его измерения применяются диагностические исследовательские методы, к которым относятся различные тесты. Методы, предполагающие возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт, являются экспериментальными методами психологического исследования. Было выяснено, что экспериментальные методы включают в себя в качестве своих естественных моментов не экспериментальные и диагностические методы. Экспериментальные методы имеют множество достоинств, так достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. В процессе моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого; данный вид эксперимента позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи. Лабораторный эксперимент отличается наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических явлений (процессов мышления, речевых функций и т.п.). В особую категорию методов психологического исследования и воздействия входят формирующие и обучающие эксперименты. В силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Любой из рассмотренных в данной работе методов психологического исследования имеет свои недостатки, но всё же проведение эксперимента без их использования невозможно. В заключении необходимо отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Таким образом, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование нового комплекса исследовательских методов - формирующего эксперимента. 
 
 
 
 
 
 

                   

            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

 Абрамова  Г.С. Общая психология. - М.: Академический  проект,2003. - 435 с.

2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. - СПб.: РИО СПб ГУ, 2001. - 75 с.

3. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - М.: АСТ, 2000. - 896 с.

4. Краснов  А.Н. Общая психология. - М.: Феникс, 2006. - 536 с.

5. Немов Р.С. Общая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 386 с.

6. Першина  Л.А. Общая психология. - М.: Академический  проект,

7.Немов  Р.С Общие основы   психологии -  Владос 2008.- 19с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             Оглавление

Введение…………………………………………………1

Методы  психологических исследований……………..2

Наблюдение…………………………………………….6

Анкетирование………………………………………...10

Беседа  ………………………………………………….11

Монографический метод…………………………….11

Диагностические методы……………………………..12

Экспериментальные методы………………………….13

Заключение……………………………………………19

Список  использованных источников 
 
 
 
 

Информация о работе Методы исследования в психологии