Методы исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Любая наука развивается динамично и прогрессивно , если она располагает с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой – достаточно объективными точными и надежными методами, позволяющими проверить эти идеи. Роль метода как способа познания и исследования явлений природы и социальной жизни заключается в том, чтобы с помощью специальных методов проникать за пределы явлений, доступных непосредственному наблюдению, т.е. проникать в те внутренние законы, которые составляют сущность изучаемого явления. По определению С.Л. Рубинштейна, метод- это путь познания, способ посредством которого познается предмет науки.

Работа содержит 1 файл

Введение Любая наука развивается динамично и прогрессивно (Восстановлен).docx

— 45.22 Кб (Скачать)

                                          

                                
 

                               Анкетирование

Анкетирование, как и наблюдение, является одним  из наиболее распространенных исследовательских  методов в психологии. Анкетирование  обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с  данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют  три основных типа анкет, применяемых  в психологии:

1.Анкеты, составленные из прямых вопросов  и направленные на выявление  осознаваемых качеств испытуемых.

2.Анкеты  селективного типа, где испытуемым  на каждый вопрос анкеты предлагается  несколько готовых ответов; задачей  испытуемых является выбор наиболее  подходящего ответа.

3.Анкеты  -шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

 Бесспорным  достоинством метода анкетирования  является быстрое получение массового  материала, что позволяет проследить  ряд общих изменений в зависимости  от характера учебно-воспитательного  процесса и т.п. Недостатком  метода анкетирования является  то, что он позволяет вскрывать,  как правило, только самый верхний  слой факторов: материалы, при  помощи анкет и вопросников  (составленных из прямых вопросов  к испытуемым), не могут дать  исследователю представления о  многих закономерностях и причинных  зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование - это средство  первой ориентировки, средство предварительной  разведки. Чтобы компенсировать  отмеченные недостатки анкетирования,  применение этого метода следует  сочетать с использованием более  содержательных исследовательских  методов, а также проводить  повторные анкетирования, маскировать  от испытуемых подлинные цели  опросов и  
 

                                        

                                    Беседа

Беседа - специфичный для психологии метод  исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом  и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические  особенности другого, называется методом  беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Беседа включается как дополнительный метод  в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и  т.д., и на последнем этапе - в форме  пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью. Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.

.                         

                 Монографический метод.

Данный  исследовательский метод, не может  быть воплощен в какой либо одной  методике. Он является синтетическим  методом и конкретизируется в  совокупности самых разнообразных  не экспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований. Обычно в психологических исследованиях используется не один какой-нибудь метод, а целый набор различных методов, которые взаимно контролируют и дополняют друг друга.

                   Диагностические методы 

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты  отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки  первичных данных, а также своеобразие  их последующей интерпретации. С  помощью тестов можно изучать  и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Тест - опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание  предполагает оценку психологии и поведения  человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому  предлагается серия специальных  заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест- опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это - их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов -- проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его  помощью вводит испытуемого в  воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти  люди, чем они озабочены, а чем  думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации  ответов судят о собственной  психологии отвечающих,

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме  того, такие тесты требуют большой  специальной подготовки и высокой  профессиональной квалификации со стороны  самого психолога 
 

              
 
 
 
 
 
 

                Экспериментальные методы 

В отличие  от не экспериментальных и диагностических  методов психологический эксперимент  предполагает возможность активного  вмешательства исследователя в  деятельность испытуемого с целью  создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. Специфика экспериментальных методов, таким образом, состоит в том, что они предполагают:

а) организацию  специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические  особенности испытуемых;

б) изменение  этих условий в ходе исследования.

Вместе  с тем экспериментальные методы предполагают использование не экспериментальных  и диагностических методов, непосредственно  включают их в себя в качестве своих  естественных моментов.

В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:

1. Естественный (полевой) эксперимент.

2. Моделирующий эксперимент. 

3. Лабораторный эксперимент 
 
 

              Естественный (полевой) эксперимент

Естественный (полевой)эксперимент, как говорит само название                   этого метода, наиболее приближен к не экспериментальным исследовательским методам. Условия Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных, как правило, контрастных условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи не экспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых.

Достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни  и деятельности испытуемых. К недостаткам  этого метода относятся сложность  подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех не экспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных. 

               

                      

                         Моделирующий эксперимент 
 

При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной  особенностью эксперимента данного  типа является то, что поведение  испытуемых в экспериментальной  ситуации моделирует (воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных  сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые  разнообразные исследовательские  задачи.

                        

                        
 
 

                    Лабораторный эксперимент 

Лабораторный  эксперимент - особый тип экспериментального метода - предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами  и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных условий, применяется  обычно при изучении элементарных психических  функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбора, различий сенсорных  порогов и т.п.) и гораздо реже - при изучении более сложных психических  явлений (процессов мышления, речевых  функций и т.п.). Лабораторный эксперимент  более соответствует предмету психологического исследования.

Пользуясь экспериментом в психологии, никогда  нельзя забывать того, что всякое вмешательство  экспериментатора, в целях изучения психических явлений, вместе с тем  неизбежно оказывается и средством  полезного или вредного воздействия  на изучаемую личность. Особое значение это положение приобретает при  изучении психологии ребенка. Оно накладывает  ограничение на использование эксперимента, с которым нельзя не считаться. Необходимо также иметь в виду, что данные, полученные в экспериментальной  ситуации, могут быть правильно истолкованы, только взятые в соотношении с  условиями, в которых они получены. Поэтому, чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия  эксперимента с пред- экспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним. 
 

Информация о работе Методы исследования в психологии