Методы исследований в возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов в возрастной психологии.
Задачи курсовой работы
Рассмотреть методы наблюдение в возрастной психологии
Охарактеризовать экспериментальный метод в возрастной психологии.
Рассказать особенности методов сбора, анализа высказываний и продуктов деятельности
Описать сравнительные методы исследования в возрастной психологии.
Объектом исследования является возрастная психология

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….3
Основные методы исследования……………………………………...…....6
Наблюдение………………………….……………………………..…....6
Экспериментальный метод исследования……………………………11
Вспомогательные методы исследования…………………………..……..15
Методы сбора, анализа высказываний и продуктов деятельности..15
Сравнительные методы исследования………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….…26
Глоссарий

Работа содержит 1 файл

Психология развития и возрастная психология.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, все эти методы позволяют определить содержание психических свойств личности, выявить факторы, наиболее сильно влияющие на ее становление и развитие, обоснованность пути и условия ее эффективного формирования.

     Заключение

     В данной курсовой работе были рассмотрены такие задачи как

     Рассмотреть методы наблюдение в возрастной психологии

     Рассказать  о экспериментальном методе в  возрастной психологии.

     Рассказать  о методах сбора и анализа  высказываний и продуктов деятельности

     Рассмотреть сравнительные методы исследования в возрастной психологии.

     Под наблюдением понимается целеустремленное и планомерное восприятие объекта наблюдения с последующей систематизацией фактов и осуществлением выводов. Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии. Также этот метод чрезвычайно  трудоемкий, занимает большое количество времени, пассивен, предусматривает необходимость психологической образованности наблюдателя, предполагает высокую вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений. Также существует опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных. Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться особая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

       Эксперимент – это создание системы условий для воспроизведения психического явления с целью его последующего качественного и количественного анализа. Достоинство эксперимента заключается в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий.

     Оба этих метода являются основными, но так  же существуют и вспомогательные методы: опрос, анкетирование, беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности, социометрические, близнецовый, кросс-культурный, биографический.

     Такие методы как  беседа и анкета позволяют  выявлять индивидуально-психологические  особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе.

     Тесты позволяют измерить: отдельные параметры  психологических процессов (познавательных, эмоциональных. Волевых, мотивационных); уровень интеллектуального развития, знаний, в определенных дисциплинах, осведомленности в определенной области; степень развития навыков и умений (быстроты счета. скорости чтения).

     Биографический  метод позволяет не только описать  прошедшие этапы жизни человека, но и сформировать и провести коррекцию жизненных программ и сценариев ее развития в онтогенезе.

     С помощью анализ продуктов деятельности можно изучить человека при помощи рисунков, аппликаций, музыкального, литературного  творчества, его интеллектуальную сферу, эмоциональные и личностные особенности человека.

     Метод близнецов позволяет изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека.

     Таким образом, все эти методы позволяют  определить содержание психических  свойств личности, выявить факторы, наиболее сильно влияющие на ее становление  и развитие, обоснованность пути и  условия ее эффективного формирования. 

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
     1 Возрастная  психология это отрасль  психологической науки, изучающая  факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики
2 Развитие      процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему
3 Наблюдение      целеустремленное  и планомерное восприятие объекта  наблюдения с последующей систематизацией  фактов и осуществлением выводов
4 Эксперимент      создание  системы условий для воспроизведения  психического явления с целью  его последующего качественного  и количественного анализа
5 Анкетирование      метод выявления биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, установок и  личностных черт опрашиваемого
6 Тестирование      это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные  вопросы и задачи (тесты), имеющие  определенную шкалу значений
7 Анализ  продуктов деятельности метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники)
8 Биографический метод      способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности
9 Метод близнецов      изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека
10 Кросс-культурный метод      сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества и т.д.

     Список  использованных источников

     1 Гамезо  М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. [Текст] / М.В.  Гамезо Е.А Петрова. Л.М. Орлова:— М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. - ISBN 5-93134-195-1.
2 Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. [Текст] /  Л.А. Головей, Рыбалко Е.Ф: СПб., 2001. – 694 с. - ISBN 5-9268-0043-9
3 Кон И. С. Ребенок и общество учебное пособие для студентов вузов [Текст] / И. С. Кон - М. : Академия, 2003. - 336 с. - ISBN 5-7695-1420-5.
4 Крайг Грэйс. Психология развития. 9-е издание. [Текст] /  Крайг Грэйс, Дон Бокум: Питер. Г. 2005.- 944 с. - ISBN: 5-94723-187-5
5 Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1918–1945 гг. [Текст] / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1981.-339 с.
6 Лурия А.Р. Значение опыта Соколянского / / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии[Текст] / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. Ч. 1.' 1980.- 209 с.
7 Мухина  В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. Для педвузов. [Текст] / Мухина В.С. – М.: ИЦ «Академия», 2000. - 456 с. -ISBN 5-7695-0408-0.
8 Мухина B.C. Близнецы. [Текст] / М., Просвещение, 1981.- 69 с.
9 Шаповаленко И.В Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] /  Шаповаленко И.В.: Гардарики — М.:, 2005. —342 с. ISBN 5-8297-0176-6
10 Щелованов Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца [Текст] / Щелованов Н.М : Хрестоматия /Под ред. B.C. Мухиной. М., 1991. - 217 с.

     Приложения

     А      

Информация о работе Методы исследований в возрастной психологии