Методы исследований в возрастной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов в возрастной психологии.
Задачи курсовой работы
Рассмотреть методы наблюдение в возрастной психологии
Охарактеризовать экспериментальный метод в возрастной психологии.
Рассказать особенности методов сбора, анализа высказываний и продуктов деятельности
Описать сравнительные методы исследования в возрастной психологии.
Объектом исследования является возрастная психология

Содержание

Введение …………………………………………………………………….….3
Основные методы исследования……………………………………...…....6
Наблюдение………………………….……………………………..…....6
Экспериментальный метод исследования……………………………11
Вспомогательные методы исследования…………………………..……..15
Методы сбора, анализа высказываний и продуктов деятельности..15
Сравнительные методы исследования………………………………...21
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….…26
Глоссарий

Работа содержит 1 файл

Психология развития и возрастная психология.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     Анкетирование – метод выявления биографических данных, мнений, ценностных ориентаций, установок и личностных черт опрашиваемого.

     Есть  области психологического исследования, в которых часто применяют  анкетный метод. Например, учителю для правильной постановки педагогической работы важно знать интересы детей, их отношение к учебным предметам и т.д. Все эти вопросы изучаются в основном с помощью анкетных исследований.

     Есть  и такие области психологии, в  которых метод анкеты совсем неприменим (изучение внимания, мышления). При исследовании этих процессов главное значение имеет разумная, продуманная во веек деталях организация исследования с таким расчетом, чтобы можно было точно наблюдать и учитывать течение данного процесса. Анкетный же метод вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса.

     Применение  анкетного метода ограничено также  и при изучении эмоциональной  и волевой сфер. Словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще  эмоциональные переживания и волевые действия. В исследовании этих областей большое значение имеет метод естественного эксперимента.

     Ценность  материала, получаемого при анкетировании, находится в прямой связи со степенью естественности условий, в которых  происходит опрос. Для успешной работы, кроме нормального самочувствия испытуемого, необходим определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю.

     При составлении анкеты возникают особые проблемы. По содержанию анкета должна охватывать только определенную область. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это необходимо для того, чтобы при обработке полученных данных можно было сделать не только количественный, но и качественный анализ. Если же анкета составляется так, что испытуемый может отвечать только «да» или «нет», подчеркнуть или вычеркнуть то или другое место в анкете, то такие данные не поддаются никакой обработке, кроме количественной (такие вопросы называются закрытыми). Но, как метко выразился французский психолог Т. Рибо, психологические проблемы не решаются большинством голосов. При таком подходе получают данные, не поддающиеся сравнению, одно и то же «да» или «нет», одна и та же внешняя форма ответа может являться выражением противоположных причин.

     При анкетировании следует учитывать, что человеческая мысль, высказанная  в форме вопроса, всегда имеет  то или иное внушающее влияние  на отвечающего, поэтому нужно максимально оградить опрашиваемого от внушения. Чрезвычайно сложной в методическом отношении является проблема формулирования вопроса. Можно выделить несколько форм вопросов, каждая из которых обладает своей степенью внушающего влияния. Большой степенью внушения обладают предполагающие вопросы («Какие телевизионные передачи ты любишь смотреть?» – хотя совсем неизвестно, смотрит ли этот человек телевизионные передачи); выжидательные вопросы («Не любишь ли ты смотреть телевизионные передачи?»); не вполне разделительные вопросы («Любишь ли ты смотреть телевизор или кино?»). Меньшей степенью внушения обладают всецело разделительные вопросы («Любишь ли ты смотреть телевизор или нет?»). Наиболее благоприятной формой вопроса являются определительные вопросы («Чем ты любишь заниматься в свободное время?»).

     Тестирование  — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование — в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор — в связи с темпом роста и усложнением производства; в) психологическое консультирование — в связи с ускорением социодинамических процессов10.

     Наиболее  распространенными стали тесты  интеллекта, тесты способностей и  тесты достижений, профессионализированные  тесты, тесты личности и т.д. Нужно  отметить, что в настоящее время  не только многие взрослые методики адаптированы к возможностям детского и подросткового возраста (существуют "детский" ТАТ - CAT, детские и подростковые варианты тестов М. Люшера и С. Розенцвейга), но также созданы специальные возрастнонаправленные методики (детский тест Векслера, тесты готовности к школе, тест межличностного общения Р. Жиля, различные детские проективные рисуночные тесты).

     При использовании тестовых методик  необходимо всегда помнить, что они  дают результаты, характеризующие актуальный уровень развития психики и личности индивида на момент проведения исследований. Достижение объективности в психологических исследованиях возможно на основе комплексного использования перечисленных методов, адекватного подбора батареи методических процедур.

     В исследованиях развития часто используются тесты интеллекта. Обычно они оперируют вопросами и проблемами, связанными с оценкой коэффициента интеллекта индивида (70 баллов — приблизительного уровня текущего интеллектуального функционирования). Кроме того, в контексте развития иногда используются методики оценки личности. Личностное тестирование детей часто принимает форму опросных листов, заполняемых их родителями или опекунами. Упражнения на словесные ассоциации и тесты незаконченных предложений могут даваться непосредственно детям. Так, детей можно попросить завершить некую мысль, например: «Мой отец всегда...».

     При изучении проблем развития применяются  иногда и «проективные» тесты. В  этом случае детям предъявляются  рисунки, допускающие разнообразные  толкования, и им предлагается проинтерпретировать  их, продемонстрировать на них какую-либо реакцию, проанализировать рисунки или расположить их в определенном порядке, чтобы получился некий связный рассказ. Предполагается, что в ходе ответа дети будут проецировать на картинку свои мысли, чувства и установки, например, в одном исследовании четырехлетние дети участвовали в игре, называющейся «медвежий пикник». Экспериментатор рассказывал несколько истории о семье плюшевых медвежат. Затем ребенку давали в руки одного медвежонка и предлагали закончить рассказ (Mueller, Tingley, 1990,).

     Следующие правила необходимо всегда помнить  при интерпретации результатов  психологического тестирования. Во-первых, тесты должны быть падежными: баллы, получаемые разными испытуемыми, должны быть сопоставимы. Во-вторых, тесты должны обладать валидностью: т. е. они должны на самом деле измерять то, для измерения чего они предназначены. В-третьих, лучшие психологические тесты являются стандартизованными, т. е. они применялись на репрезентативных выборках людей, в процессе чего были выработаны нормы, с которыми теперь могут сравниваться ответы индивидов. Стандартизация также подразумевает предоставление инструкций и процедур, позволяющих каждый раз проводить тест в единообразной форме11.

     В системе методов психологического исследования существенное место занимает изучение продуктов деятельности, или, точнее, изучение психических особенностей на основании продуктов деятельности.

     Анализ  продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники).

     Анализ  продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях.

     Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному12.

     Социометрические  методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе. Показатели наличия и количества «лидеров», «звезд» и «изгоев», взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.

     Таким образом все эти методы позволяют  не только выявить индивидуально-психологические  особенности личности: интересы, вкусы, отношение к людям, себе, но и эмоциональные, познавательные и личностные особенности и детей, и взрослых. 

     2.2. Сравнительные методы исследования 

     Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический.

     Познанию  психических особенностей ребенка помогает биографический метод-собирание и анализ данных на жизненном пути личности. Зная основные вехи жизни ребенка, можно понять, в результате каких обстоятельств сформировались те или иные черты личности.

     Биографический метод - способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Первоначально биографический метод применялся как описание прошедших этапов жизни человека, в дальнейшем он стал включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий, а также исследование круга общения субъекта. Современный биографический метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив ее жизнедеятельности и взаимоотношений со значимым окружением, направлен на формирование и коррекцию жизненных программ и сценариев ее развития в онтогенезе.

     Метод близнецов - изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека. Интересные факты получены Т. Бушаром при исследовании 48 пар монозиготных близнецов, разлученных после рождения. Ученые сравнивали их с небольшой группой гетерозиготных близнецов, воспитывавшихся порознь, а также с большой группой моно- и гетерозиготных близнецов, росших вместе. Монозиготные близнецы, воспитывавшиеся раздельно, обнаружили большое сходство по целому ряду черт личности, таких, как чувство собственного благополучия, социальная активность, реакция на стресс, агрессия, сдержанность. У гетерозиготных близнецов, независимо от того, воспитывались они вместе или порознь, во всех этих чертах отмечалось значительно меньшее сходство. При помощи метода близнецов получено немало свидетельств того, что эмоциональность, уровень активности и общительности человека могут быть обусловлены генетически, хотя вопрос о "весомости" вклада наследственности и среды в психическое развитие на всех этапах онтогенеза остается открытым.

     Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных детях (что немаловажно для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии.

     Так, психология глухонемых детей — классическая область для изучения вклада речи и практической деятельности в развитие интеллекта.

     Особенно  поразителен опыт воспитания и образования  слепоглухонемых людей. Основы совершенно нового подхода к выведению «органического существа» из «мира состояний» в мир человеческой культуры были заложены в 40-х гг. XX в. И.А. Соколянским (1889—1960). В отзыве о системе работы Соколянского со слепоглухонемыми детьми А.Р. Лурия восторженно писал, что это потрясающий материал «экспериментального очеловечения человекоподобных», «введение данного существа в мир, это — создание пространства, создание времени, создание задачи, создание опыта» 13.

     Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества и т.д. Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую естественную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает возможность поновому посмотреть на очень привычные вещи14.

     Широко  известны в мире работы американского  этнографа, антрополога, этнопсихолога Маргарет Мид (1901 —1978) . Она изучала традиционную, замкнутую культуру, сохранившуюся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки. В частности, М. Мид показала, что анимистические представления (одушевление предметов, сил природы) не являются неотъемлемой принадлежностью детского способа восприятия мира (как, например, это было обнаружено Ж. Пиаже в исследованиях мышления маленьких европейцев). Анимизм имеет культурное происхождение. Сказки, мифы, рассказы взрослых, принадлежащих к определенной культуре, порождают анимистические представления у детей; в противном случае подобный феномен отсутствует, и дети, даже маленькие, рассуждают вполне реалистично.

Информация о работе Методы исследований в возрастной психологии