Методологический кризис.кризис роста психологических наук

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:11, контрольная работа

Описание работы

Первая мировая война, вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессия, жестокость, иррационализм), которые нуждались в каком-то научном объяснении. Эти факты связывались и с идейным кризисом рубежа Х1Х-ХХ веков, который лучше всего отразился в ведущих философских школах того времени. Эти мысли были близки и российской психологии, путь становления которой в то время протекал в русле европейской науки. Особенно отчетливо эти идеи были выражены в концепции В. Соловьева и его последователей [7].
Таким образом, целью работы является изучение методологического кризиса в психологии.
Задачи контрольной работы:
1. Рассмотреть основные психологические школы
2. Выяснить причины формирования психологических школ
Структурно работа состоит из введения, двух разделов и заключения.

Содержание

Введение 3
1 Возникновение первой психологической школы 5
1.1Психоанализ 6
1.2Бихевиоризм 7
1.3Гештальтпсихология 9
2 Причины формирования психологических школ 11
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

методологический кризис.docx

— 33.64 Кб (Скачать)
 

       Содержание 

Введение 3

1 Возникновение первой  психологической  школы 5

1.1Психоанализ 6

1.2Бихевиоризм 7

1.3Гештальтпсихология 9

2 Причины формирования  психологических  школ 11

Заключение 13

Список  литературы 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

       Введение 

       Конец Х1Х века ознаменовался дискуссиями  о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. На рубеже веков еще  казалось, что эти споры приведут к единому мнению, и выстроится методология новой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход  от психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследующей  целостную систему – организм-среда. Однако логика развития первых школ показала, что существует несколько путей  строительства такой психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании  приоритетов и задач психологической  науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Разным являлся  и подход к динамике психического развития, его закономерностей и  условий, способствующих или препятствующих его протеканию [6].

       Поэтому в начале ХХ века психология переживала серьезный методологический кризис, связанный, прежде всего, с трудностями, возникавшими при поиске объективных  методов исследования психики. Предложенные функциональной психологией, структурализмом  или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рассмотрении оказывались далекими от объективности, что доказывалось и теми разногласиями, которые возникали при обсуждении полученных результатов. Оказывалось, что найти прямой и объективный метод изучения психического состояния человека, содержания его сознания, а, тем более, бессознательного, практически невозможно. Выход был либо в трансформации метода, который превращался в опосредованный, либо в таком изменении предмета, которое сделало бы реальным его непосредственное экспериментальное изучение (например внешняя активность), любо в отказе от попыток объяснить законы психики, заменив их описанием явлений, как предлагал Дильтей [7].

       На  содержание и динамику протекания методологического  кризиса в психологии повлияли, кроме  логики становления самой науки, и другие факторы – социальная ситуация, открытия в других дисциплинах.

       Первая  мировая война, вскрыла такие  негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессия, жестокость, иррационализм), которые нуждались в каком-то научном объяснении. Эти факты  связывались и с идейным кризисом рубежа Х1Х-ХХ веков, который лучше  всего отразился в ведущих  философских школах того времени. Эти  мысли были близки и российской психологии, путь становления которой в то время протекал в русле европейской  науки. Особенно отчетливо эти идеи были выражены в концепции В. Соловьева  и его последователей [7].

       Таким образом, целью работы является изучение методологического кризиса в психологии.

       Задачи  контрольной работы:

       1. Рассмотреть основные психологические школы

       2. Выяснить причины формирования психологических школ

       Структурно  работа состоит из введения, двух разделов и заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 Возникновение первой  психологической  школы 

       Фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.

       Предметом бихевиоризма стало поведение, которое  исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его  формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.

       Гештальтпсихология  исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое  поле (прежде всего поле сознания), причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля.

       Глубинная психология сделала своим предметом  глубинные, бессознательные структуры  психики, методом изучения которых  стал психоанализ.

       Позднее, уже во второй половине XX в., возникли новые школы - гуманистическая и  когнитивная психология. Российская психологическая школа, которая, хотя и развивалась в логике общемировой  психологической науки, всегда имела  самобытный характер (свой тембр голоса, как писал известный ученый Г. Шпет), а потому в начале XX в. также существенно изменила свою методологию.

       Как видно из приведенного обзора, ни предметы, ни методы в этих школах совершенно не совпадали между собой, а потому на первых этапах становления школ невозможно было и говорить о каком-то объединении. Прошло несколько десятилетий  самостоятельного развития, было накоплено  много новых фактов каждым из направлений, прежде чем стало возможным опять заговорить об объединении, о создании единой психологии. 

    1. Психоанализ
 

       Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений психологии. С одной стороны, активно развивается  психоанализ - школа психотерапии, первоначально  основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых  структур личности, борющихся друг с другом - Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы психологии оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. В рамках первой психоаналитической школы к Зигмунду Фрейду присоединяются Альфред Адлер (известен как автор термина "комплекс неполноценности") и Карл Густав Юнг. Психоанализ это название, данное Зигмундом Фрейдом системе интерпретации и терапевтического лечения психических недомоганий. После изучения Фрейдом (1885-86) течение психоанализа продолжило жить благодаря французскому неврологу Дж.М. Шарко, который заключил, что истерия вызывается не органическими симптомами нервной системы, а эмоциональными разладами. Позднее, в сотрудничестве с венским врачом Джозефом Брейером, Фрейд написал две статьи по истерии (1893, 1895), где изложил основную часть своей теории психоанализа. Фрейд использовал свой психоаналитический метод, прежде всего, по отношению к клиентам, страдающим от многочисленных умственных расстройств, которые до недавнего времени классифицировались, как неврозы. Ко Фрейду присоединилось огромное количество студентов и врачей, среди которых были Юнг и Альфред Адлер. Последние сделали множественные вклады в науку, но к 1913 году отказались от основы психоанализа, так как не пожелали согласиться с акцентом Фрейда на сексуальной мотивации. Другие аналитики, включая Мелани Кляйн и Жак Лакан, также существенно повлияли на эту сферу. Психоанализ и его теоретические позиции оказали огромное влияние на современную психологию и психиатрию.[5]

       Основной  постулат психоанализа - концепция  динамического бессознательного ума - вышла из наблюдений Фрейда, что  физические симптомы пациентов-истериков  имеют тенденцию исчезать после  того, как давно забытые ситуации становились осознанными. Он видел  бессознательное как сферу психической  деятельности, которая влияет на личность и поведение, и оперирует материалами, которые невозможно вызвать путем  обычных мыслительных процессов. Фрейд  утверждал, что существовали защитные механизмы, куда входили репрессии, реакция-формация, регрессия, замещение  и рационализация, которые защищали сознательный ум от аспектов реальности, которые ему было трудно воспринять. Самый основной защитный механизм это  репрессия, которая вызывала забывчивость по отношению к сложным моментам. 

       1.2 Бихевиоризм 

       В США активно развивается бихевиоризм - основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И.П. Павлова  и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как "чёрный ящик", в который входят стимулы, а выходят - реакции на эти стимулы. С начала двадцатого века бихевиоризм предложил обществу и сфер психологии смесь прикладных технологий и философского иконоборчества. В 1913 году Джон Б. Ватсон объявил себя бихевиористом, и заявил о новом теоретическом направлении в психологии. "Бихевиоризм, - говорил он, - это чисто объективная экспериментальная ветвь естествознания, посвященная предсказанию и контролю поведения". Сознание, мысли и чувства не изучались здесь более, как объяснял он, только поведение животных, включая людей. Ватсон объявлял, что психология может быть приложена ко множеству человеческих проблем, созданных индустриализацией и быстрыми социальными переменами. Бизнесменам он обещал показать, как личность может быть приучена к новым привычкам, чтобы подстраиваться под окружающую среду. Родителям он обещал дать методы выращивания бесстрашных детей, которые смогут научиться любой профессии. Такие техники должны были базироваться на условиях невольного поведения Павлова.

       Ватсон  вынужден был покинуть академию ради карьеры в рекламе, поэтому он никогда так и не разработал техники, которые так расхваливал в  своих обещаниях. И все же, в  тридцатых годах сфера философии  подошла близко к концепции Ватсона, и наблюдатели стали говорить об интеллектуальной революции. Психологические  методы стали более объективными и стали больше опираться на поведенческие  реакции. В то же время, в психологии бихевиоризма доминировали необихевиористы, чьи внутренние концепции "движения", по сути, перечеркивали теории Ватсона.

       Во  второй половине двадцатого века, радикальный  бихевиоризм Б.Ф. Скиннера выполнил призыв Ватсона о практической психологии поведенческого контроля. Она подавалась вкупе с радикальной опытной  теорией познания, в которой движения, мотивы и осознанность не играют никакой  роли. Вольные действия по Скиннеру мотивируются позитивными и негативными  побуждениями (метод кнута и пряника). Свои законы обучения Скиннер объяснял опытами над белой крысой, которую  поощряли всякий раз, когда она выполняла  нужное действие. Эти законы, согласно сторонникам Скиннера были универсальными и могли применяться, как к животным, так и к людям.[4] 

    1.   Гештальтпсихология
 

       В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить "кирпичики", из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что "целое всегда больше суммы составляющих его частей". В рамках этой школы психологии было открыто много феноменов восприятия и мышления.

       Первая  мировая война стимулировала  развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь - психодиагностики, так как армии требовалось  средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р. Йеркс). Гельштат психология появилась в начале 20-ого столетия. Ее основоположником считают немецкого психолога Макса Вертгеймера, но в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка и Вольфганг Кёллер. Основным постулатом Гельштат психологии является рассмотрение целостных структур, не выделяя их составляющих частей. На основании Гельштат психологии в начале 1950-ых годов были заложены основы Гельштат-терапии. Это сделали Фриц и Лора Перлз и Пол Гудман. Базовый подход Гельштат-терапии заключается в том, что психика человека способна саморегулироваться, а также в том, что человек должен нести ответственность за свои действия и мысли.

       Гештальтпсихология (также Берлинская Школа Гештальт) является "теорией ума и мозга", которая предлагает, чтобы эксплуатационный принцип мозга был целостным, параллельным, и аналоговым, с самоорганизацией тенденций; и утверждает, что целое отличается от суммы его частей. Эффект Гештальт обращается к формирующей форму способности наших чувств, особенно относительно визуального распознавания фигур и целых форм вместо только коллекции простых линий и кривых. Слово Гештальт на немецком языке буквально означает "форма" или "фигура".

Информация о работе Методологический кризис.кризис роста психологических наук