Признание
активного, творческого характера
сознания является необходимым требованием
понимания человеческой личности: люди
есть продукты и творцы истории. Связь
с действительностью осуществляет
не само по себе сознание, а реальные
люди, практически преобразующие
мир. Объективный мир, воздействуя
на человека и отражаясь в его
сознании, превращается в идеальное.
Будучи следствием воздействия внешнего
мира как причины, сознание, идеальное,
в свою очередь, выступает в роли
производной причины: сознание через
практику оказывает обратное влияние
на породившую его действительность.
Активность
свойственна не только индивидуальному,
личному, но и общественному сознанию,
прежде всего прогрессивным идеям,
которые, овладевая массами, становятся
“материальной силой”.
Сознание
невозможно вывести из одного лишь
процесса отражения объектов природного
мира: отношение “субъект-объект”
не может породить сознания. Для
этого субъект должен быть включен
в более сложную систему социальной
практики, в контекст общественной
жизни. Каждый из нас, приходя в этот
мир, наследует духовную культуру, которую
мы должны освоить, чтобы обрести
собственно человеческую сущность и
быть способными мыслить по-человечески.
Мы вступаем в диалог с общественным
сознанием, и это противостоящее нам сознание
есть реальность, такая же, как, например,
государство или закон. Мы можем взбунтоваться
против этой духовной силы, но так же, как
и в случае с государством, наш бунт может
оказаться не только бессмысленным, но
и трагичным, если мы не будем учитывать
те формы и способы духовной жизни, которые
нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать
исторически сложившуюся систему духовной
жизни, нужно ею сначала овладеть.
Общественное
сознание возникло одновременно и в
единстве с возникновением общественного
бытия. Природе в целом безразлично
существование человеческого разума,
а общество не могло бы без него
не только возникнуть и развиваться,
но и просуществовать ни одного дня
и часа. В силу того, что общество
есть объективно-субъективная реальность,
общественное бытие и общественное
сознание как бы “нагружены” друг
другом: без энергии сознания общественное
бытие статично и даже мертво.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сознание
реализуется в двух ипостасях: отражательной
и активно-творческой способностях.
Сущность сознания в том и состоит,
что оно может отражать общественное
бытие только при условии одновременного
активно-творческого преобразования
его. Функция опережающего отражения
сознания наиболее четко реализуется
в отношении общественного бытия,
которое существенным образом связано
с устремленностью в будущее.
Это неоднократно подтверждалось в
истории тем обстоятельством, что
идеи, в частности социально-политические,
могут опережать наличное состояние
общества и даже преобразовывать
его. Общество есть материально-идеальная
реальность. Совокупность обобщенных
представлений, идей, теорий, чувств, нравов,
традиций и т.п., то есть того, что
составляет содержание общественного
сознания и образует духовную реальность,
выступает составной частью общественного
бытия, так как оно дано сознанию
отдельного индивида.
Итак,
сознание как отражение и как
активно-творческая деятельность представляет
собой единство двух нераздельных сторон
одного и того же процесса: в своем
влиянии на бытие оно может
как оценивать его, вскрывая его
потаенный смысл, прогнозировать, так
и через практическую деятельность
людей преобразовывать его. А
поэтому общественное сознание эпохи
может не только отражать бытие, но
активно способствовать его перестройке.
В этом и заключается та исторически
сложившаяся функция общественного
сознания, которая делает его объективно
необходимым и реально существующим
элементом любого общественного
устройства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Бердяев Н.
А. Философия творчества, культуры и
искусства. В 2-х т. Т.1. М.: Искусство,
2010. – 542 с.
- Дубровский
Д. И. Проблема идеального. Субъективная
реальность. М.: Канон+, 2008. — 368 с.
- Куликов Л.В.
Психология сознания / хрестоматия по
психологии, СПб.: Питер, 2011. – 480 с.
- Ломов В.Ф.
Методологические и теоретические основы
психологии. М.: Знание, 2010. – 312 с.
- Немов Р.С.
Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. – 4-е изд. М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 688 с.
- Новоселов
М.М. Абстракция в лабиринтах познания
(логический анализ). М.: Идея-Пресс, 2010.
– 352 с.
- Спиркин А.
Г. Основы современной философии: Учебник
для вузов. Спб.: Издательство «Лань», 2008.
– 384 с.
- Спиркин А.Г.
Основы философии: Учебное пособие для
вузов. М.: Политиздат, 2008. – 592 с.
- Улыбина Е.В.
Психология обыденного сознания. М.: Смысл,
2011. – 24 с.