Методологические основы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 27.15 Кб (Скачать)

     Признание активного, творческого характера  сознания является необходимым требованием  понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь  с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие  мир. Объективный мир, воздействуя  на человека и отражаясь в его  сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через  практику оказывает обратное влияние  на породившую его действительность.

     Активность  свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые, овладевая массами, становятся “материальной силой”.

     Сознание  невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект”  не может породить сознания. Для  этого субъект должен быть включен  в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую  мы должны освоить, чтобы обрести  собственно человеческую сущность и  быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

     Общественное  сознание возникло одновременно и в  единстве с возникновением общественного  бытия. Природе в целом безразлично  существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня  и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Сознание  реализуется в двух ипостасях: отражательной  и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения  сознания наиболее четко реализуется  в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано  с устремленностью в будущее. Это неоднократно подтверждалось в  истории тем обстоятельством, что  идеи, в частности социально-политические, могут опережать наличное состояние  общества и даже преобразовывать  его. Общество есть материально-идеальная  реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., то есть того, что  составляет содержание общественного  сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью общественного  бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

     Итак, сознание как отражение и как  активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем  влиянии на бытие оно может  как оценивать его, вскрывая его  потаенный смысл, прогнозировать, так  и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А  поэтому общественное сознание эпохи  может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически  сложившаяся функция общественного  сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного  устройства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
     
  1. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и  искусства. В 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 2010. – 542 с.
  2. Дубровский Д. И. Проблема идеального. Субъективная реальность. М.: Канон+, 2008. — 368 с.
  3. Куликов Л.В. Психология сознания / хрестоматия по психологии, СПб.: Питер, 2011. – 480 с.
  4. Ломов В.Ф. Методологические и теоретические основы психологии. М.: Знание, 2010. – 312 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 688 с.
  6. Новоселов М.М. Абстракция в лабиринтах познания (логический анализ). М.: Идея-Пресс, 2010. – 352 с.
  7. Спиркин А. Г. Основы современной философии: Учебник для вузов. Спб.: Издательство «Лань», 2008. – 384 с.
  8. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. М.: Политиздат, 2008. – 592 с.
  9. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М.: Смысл, 2011. – 24 с.

Информация о работе Методологические основы психологии