Методологические основы психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:14, реферат

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Работа содержит 1 файл

введение.docx

— 27.15 Кб (Скачать)

  ВВЕДЕНИЕ

 

     Человек владеет прекрасным даром - разумом  с его пытливым полетом, как в  отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических  проблем, наконец, воплощением самых  дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

     В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы  рассматривают сознание как крохотную  искру величественного пламени  божественного разума. Идеалисты  отстаивают мысль о первичности  сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных  связей реального мира, и рассматривая его как самостоятельную и  созидающую сущность бытия, объективные  идеалисты трактуют сознание как  нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить  все совершающееся в природе, истории и поведении каждого  отдельного человека. Единственно достоверной  реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

 

1.СОЗНАНИЕ КАК  ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

 

     Сознание - одна из самых сложных проблем  философии. И на каждом этапе развития она решается по-разному. В целом  сознание - одна из самых абстрактных  категорий. Над проблемой сознания размышляли еще в античности. ДЕМОКРИТ: душа также материальна, только состоит  из особого вида материи.

     На  современном этапе развития философия  накопила достаточный материал, чтобы  решить проблему сознания. В противоположность  материи сознание характеризуется  таким понятием, как идеальное. Это  значит, что его нельзя характеризовать  признаками, присущими физическому  миру, как это можно сделать  с материальным понятием. В сознании существуют образы, многообразие предметов  и вещей, которые в своей совокупности составляют сознание человека и сознание в целом. Эти образы материальных предметов, обладающих физическими  характеристиками и представляют собой  идеальное.

     Образ вещи и сама вещь являются противоположностями. Идеальность образа - это его невидимость, неосязаемость, внепространственность, недоступность для других людей. Образы в сознании в отличие от своих материальных прообразов не имеют  веса, запаха, пространственных и временных  границ. Возникают благодаря взаимодействию человека с окружающей средой. Это  возможно только при наличии мозга, при его связи с природой. Объекты  природы, взаимодействую с мозгом, рождают  образы, которые формируют сознание. Идеальное в отличие от материального  есть нечто существующее не в объективной  реальности, а лишь в восприятии, представлении, мышлении.

     Однако  само сознание - это реальность, т. е. нечто существующее. Но реальность особого рода: не объективная реальность, а субъективная реальность /мысли, чувства, память, воля и др.  Субъективный образ несет на себе отпечаток личности или группы личностей, отражает ценности и установки этой группы. Образ не может существовать вне конкретной личности, со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от нервной системы, уровня знаний. Материя и сознание - два вида реальностей, объективная и субъективная. Они не совпадают, сильно отличаются друг от друга, но это различие нельзя абсолютизировать. Оно является абсолютным, лишь когда мы говорим о том, что первично: материя или сознание. Сейчас - материя, которая в эволюции проходит ряд ступеней, и лишь на определенном этапе возникает сознание. Но, с точки зрения сложившегося сознания, это противоположность не абсолютная.

     Сознание  рассматривается в двух аспектах:

  • онтологическом;
  • гносеологическом.

     1. Сознание - свойство высокоорганизованной  материи, функция человеческого  мозга, продукт человеческого  развития. Но не в том смысле, что оно связано с нервной  системой, а в том, что оно  возникло как социальной формы  движения материи. 

     2. С человеческой точки зрения, сознание - высшая форма отражения  действий. Главная функция сознания - адекватное отображение мира, получение  достоверных знаний о его законах. 

 

2.ОТРАЖЕНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ

 

     Важное  значение имеет понятие отражения. С точки зрения современной науки  отражение представляет собой всеобщее свойство материи. Способность к  отражению свойственна всем видам  и формам материи, но характер отражения  определяется формой движения материи. Чем сложнее форма движения, тем  сложнее отражение.

     Отражение есть всеобщее свойство материи, которое  выражается в способности материальных систем посредством собственных  изменений воспроизводить особенности  взаимодействующих с ними систем. Возникновение ощущения в психике  сознания лежит на этой линии способности  воспроизводства отражения. Вместе с эволюцией материи формы  отражения тоже развивались.

     Сознание  современного человека есть продукт  всей всемирной истории, итог многовекового  развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений  людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию  развитие биологических предпосылок  в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались  условия для возникновения разумного  человека. Без этой эволюции появление  человеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы и появление психики у живых  организмов без наличия свойства отражения у всей материи.

     Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся  в воспроизведении признаков, свойств  и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также  характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение  в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных  формах. Особым и неотъемлемым свойством  отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

     Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального  мира. Это взаимодействие имеет своим  результатом взаимоотражение, которое  в простейших случаях выступает  в виде механической деформации, в  общем же случае - в виде взаимной перестройки внутреннего состояния  взаимодействующих систем: в изменении  их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как  взаимная передача энергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение  свойств отражаемого предмета. Любое  отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в  другом. Информация есть объективная  сторона процессов природы и  как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

     Все в мире находится  в непосредственном или удаляющемся  в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все  несет информацию обо всем. Это  предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире «помнит» обо  всем! Это вытекает из принципа отражения  как всеобщего свойства материи.

 

3.СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

 

     Понятие «сознание» не однозначно. В широком  смысле слова под ним имеют  в виду психическое отражение  действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда  имеют в виду сознание в этом широком  смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без  выявления специфики его структурной  организации.

     В более узком и специальном  значении под сознанием имеют  в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в  закономерных отношениях. В структуре  сознания наиболее отчетливо выделяются, прежде всего, такие моменты, как  осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к  содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким  нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о  самом человеке. Познание, осознание  вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание  мира, а также чувственный и  рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они  не исчерпывают всей его структурной  полноты: оно включает в себя и  акт внимания как свой необходимый  компонент. Именно благодаря сосредоточенности  внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

     Воздействующие  на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любить и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

     Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого  искания истины. Богатейшая сфера  эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношение  к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или  эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

     В силу определенного отношения к  объекту познания знания получают различную  значимость для личности, что находит  свое наиболее яркое выражение в  убеждениях: они проникнуты глубокими  и устойчивыми чувствами. А это  является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его  жизненным ориентиром.

     Чувства, эмоции суть компоненты человеческого  сознания. Процесс познавания затрагивает  все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком  мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

     Познание  не ограничивается познавательными  процессами, направленными на объект эмоциональной сферой. Наши намерения  претворяются в дело благодаря усилиям  воли. Однако сознание - это не сумма  множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное  целое.

 

4.АКТИВНОСТЬ СОЗНАНИЯ

 

     Человек отражает внешний мир не в пассивном  созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение  мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

     Содержание  сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для  этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это  понятие, ориентированное на практическую реализацию.

     Творческая  деятельность сознания тесно связана  с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают  характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность  человека, такой субъективный образ  предмета деятельности, в идеальной  форме которого предвосхищается  результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного  опыта человечества и поднимаются  до высших форм своего проявления в  виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными  потребностями.

     Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы  не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность  миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые  человеку, обществу. Следовательно, и  цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и предполагают его.

     Но  человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир  всеми своими красками и формами  как бы светится, отражаясь в зеркале  нашего “я” и образуя не менее  сложный, многообразный и удивительно  изменчивый мир. В этом причудливом  царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают  и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая  устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

Информация о работе Методологические основы психологии