Методика установления контакта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:25, реферат

Описание работы

Совершенно очевиден тот факт, что одной из важнейших сторон любой профессиональной деятельности является повседневное общение с людьми. Представители многих профессий испытывают потребность в различных рекомендациях по организации деловых встреч, программированию бесед, уклонению от конфликтов и т.д. Динамика современной деловой жизни способствует возникновению нестандартных ситуаций, требующих быстрого, чёткого и адекватного реагирования в процессе межличностного взаимодействия (Межличностное взаимодействие может осуществляться как по типу сотрудничества, так и по типу соперничества (конкуренции, противоборства.) При этом можно выделить два основных стиля взаимодействия: демократический и авторитарный.

Работа содержит 1 файл

методика установл. контакта.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

  Признаки и показатели 4 этапа. Основные признаки, свидетельствующие о наступлении 4 этапа: а) первое выражение партнёром сомнений в устойчивости и достоверности в ваших глазах определённых им ранее своих качеств; б) явные вопросы, просьбы сообщить, какой может быть сделан партнёром выбор в той или иной ситуации: "Не может быть, чтобы вы ничего не сказали ему в тот раз", "Наверное, вы тогда спокойно вышли из ситуации" и т.д.; в) стремление собеседника изменить ваше мнение о его личностных особенностях, о неправильном первом заключении: "Вы сильно ошиблись в своих выводах относительно меня", "А вы не допускаете мысли, что основательно заблуждаетесь относительно характеристики моей личности?", "Вы преувеличиваете мои достоинства" и т.п.; г) своеобразное самообнажение и самообвинение, проявляющиеся в высказываниях вашего партнёра о его поведении: "Я, как всегда, оказался слабым", "Я бываю чересчур резким в таких ситуациях", "Я не могу действовать уверенно в этих обстоятельствах", "Я безволен", "Я циник" (это как бы компенсация за предыдущее сокрытие); д) его рассказы о себе как о другом человеке ("рассказы о приятеле"); абстрактному, вымыленному товарищу приписываются отрицательные свойства, чтобы установить, как они будут приняты вами; тем самым собеседник как бы пытается приучить вас к восприятию таких свойств; е) попытки "опережающих возражений"; до того, как вы выскажете своё суждение о партнёре, он стремится сам высказаться о себе: "Вы хотите сказать, что я недостаточно осведомлён", "Вы сейчас думаете, что всё, о чём вы мне говорите, не пойдёт впрок", "Как вы сейчас будете говорить мне..." ж) "экстремизм" собеседника: его особое отклоняющееся поведение или поступок для выведывания вашей реакции: "А если я обманул вас?"; з) попытка навязать вам спор или дискуссию.   

 Существенным  признаком 4 этапа являются расспросы  партнёра о других людях, в основном об их скрываемых личностных особенностях и свойствах: "Что из себя представляет Д.?", "Как далеко простираются амбиции Н.?". Анализ показывает, что это своеобразное испытание вас "на прочность". Как уже подчёркивалось, выпытывание о других людях является лишь способом с самого начала проверить, насколько вам можно довериться и при каких условиях можно быть с вами откровенным. В то же время это - свидетельство готовности и назревшей потребности раскрыться.  

 Результаты 4 этапа. В результате поисков, направленных на выявление отрицательных качеств партнёра, вы обнаруживаете те его черты, которые не проявлялись ранее и не были вам известны. В ходе выявления таких качеств вы должны учитывать также способы их сокрытия и выявить мотивы маскировки. Именно поэтому становится более понятной роль таких качеств в структуре личности собеседника.   

 Установленные  качества переходят в разряд  значимых не только для вас.  Осознание того, что ранее скрываемое  стало известно вам, становится  важным обстоятельством и для вашего партнёра, который теперь постоянно соотносится с данным фактом и сообразует с ним своё поведение.  

 Существенный результат 4 этапа - выяснение тех привычек, которые также являются помехами в общении (рассеянность, небрежное выслушивание собеседника, перебивание и др.). Например, в силу сложившейся привычки оставлять без внимания вопросы собеседника, ваш партнёр продолжает говорить, хотя вы уже высказали возражения. Он не реагирует на них и тем самым разрушает ритм обмена мнениями. Или он не даёт вам до конца высказать мысль и прерывает вас, то есть навязывает такой темп, который не может быть принят и усвоен вами.  

 Таким  образом, к концу 4 этапа общения  положительные качества вашего  собеседника зафиксируются, отрицательные  будут иметь тенденцию к систематическому проявлению, с чем вам нужно считаться. В дальнейшем вы должны будете либо избегать проявлений выявленных отрицательных черт личности партнёра (то есть избегать ситуаций, в которых они могут проявиться), либо делать поправку на них.  

5 этап. Адаптация к партнёру и установление контакта  

 К  этому этапу ваши отношения  с партнёром по общению становятся  достаточно ясными, определёнными.  Вы осведомлены о личных качествах  друг друга. Поскольку вы в  основном уже выявили главные  достоинства и недостатки своего собеседника, создаются предпосылки для оказания направленного воздействия на него, построения доверительных отношений. Особенно важным здесь является поддержание процесса взаимодействия на оптимальном уровне. Это возможно только при таком распределении ролей, при котором наиболее рационально используются ваши потенциалы, когда исполнение роли каждого участника общения соотносится и совпадает с ожиданиями другого. Роли распределяются по принципу взаимного дополнения. Кроме того, вырабатываются совместные правила поведения.  

 Основными на 5 этапе являются механизмы, регулирующие приспособление одной личности к другой (то есть характеристики одного человека регулируются до тех пор, пока они не будут оптимальными с точки зрения взаимодействия с характеристиками другого). Их можно назвать адаптивными. Другие, которые обеспечивают процесс приспособления, связаны с коррекцией. Это механизмы, определяющие оптимальный режим взаимодействия при внесении в него постоянных поправок.  

 Нередко  включается специфический для данной стадии механизм, благодаря которому появляются некоторые буферные образования. Они способствуют нейтрализации опасных реакций в ответ на специфические раздражения. Например, можно использовать следующие предварительные фразы: "Я хочу сказать вам прямо, только вы не обижайтесь...", "Вы можете не соглашаться с этим, но я должен предупредить вас о том, что вопрос этот представляется непростым", "Не удивляйтесь и не возмущайтесь тем, что сейчас услышите".   

 Подстраиваясь  под качества партнёра, вы тем самым управляете его поведением и закрепляет те качества, которые обеспечивают эффективное взаимодействие. При этом необходимо опираться на принцип "общей судьбы". Он заключается в констатации того, что сама по себе длительность обмена мыслями, информацией, эмоциями на протяжении предшествующих этапов создаёт общий продукт деятельности, обладателем которого являются оба собеседника. Это способствует сближению и облегчает вам психологическое воздействие.  

 Ваша  тактика на данном этапе общения должна сводиться к ведению равноправного диалога. Можно использовать всё, что будет способствовать снятию опасений собеседника за уступки, на которые он пойдёт по вашей просьбе. Поэтому все приёмы должны быть направлены на возбуждение у партнёра стремления к взаимодействию с вами.  

 Приём  "Первичные действия". Когда  возникает угроза проявления  какого-либо нежелательного качества  или свойства, целесообразно смягчать  ситуацию. Если может появиться  обида, следует предупреждать: "Вы  только не обижайтесь на то, что я сейчас скажу вам". Вероятные вспышки гнева можно также предупредить: "Вы только не сердитесь на то, что сейчас услышите".  

 Приём  "Указание на качество, требующее  регуляции" рассчитан на то, чтобы с помощью ожиданий определённых  действий включить соответствующую мотивацию поведения: "Зная вашу нетерпеливость, всё же прошу потерпеть, поскольку это необходимо для решения данного вопроса".   

 Приём  "Подчёркивание и утверждение  образовавшейся совместимости". Когда партнёр имеет достаточно  чёткую установку на то, что какие-то совместные действия возможны только при наличии исходной совместимости, следует подчёркивать, что она уже образовалась и проявилась к данному моменту. Например: "В связи с тем, что мы можем совместно решать вопросы, необходимо спокойно обсудить создавшуюся ситуацию. Сейчас мы придём к нужному и правильному решению".  

 Приём  "Обращение за советом" применяется  в тех случаях, когда констатируется  пассивная позиция собеседника  и необходимо повысить его  значимость. Приём способствует появлению у него желания быть активно включённым в разработку общих планов и программы поведения.  

 Именно  на конечной стадии общения  появляется возможность проверить  правильность проведённой вами  предварительной диагностики партнёра. Только теперь вы можете услышать от него более или менее доверительные высказывания относительно скрываемых сторон (в той форме, которую человек считает необходимой). Это могут быть его отрицательные поступки, слабости, негативные привычки. В качестве скрываемых могут также выступать и отдельные представления собеседника, его взгляды, принципы поведения. установки. В отличие от тех разрозненных сведений об отрицательных сторонах личности, которые могут фигурировать на 4 этапе, здесь у вас появляется возможность получить целостную картину. Важным бывает также и отношение к своим действиям, поступкам и оценкам других. Человек начинает высказываться о себе, своих действиях, а также о действиях других людей в тех выражениях, которые являются характерными для него.  

 Признаки и показатели 5 этапа. Для этого этапа типичными являются все признаки, говорящие о произошедших изменениях в поведении партнёра, его высказывания и обращения, свидетельствующие о предпочтении принять общие суждения и решения. Начинает преобладать стремление подчеркнуть "общность целей", "одно направление", "совместные решения" и т.д.  

 Отмечается  также стремление оповещать вас  о предполагаемых действиях, ставиьт  вопросы на обсуждение.  

 Наиболее  ярким сигналом изменений является "эффект бумеранга". В определённый момент вы начинаете чувствовать, что собеседник сообщает ваши собственные, ранее высказанные мысли, мнение, суждения и оценки. Это знак того, что они были в достаточной мере усвоены им, приняты и выдаются уже как результат его размышлений. Ещё одним показателем наступившего этапа является отчётливая смена суждений и оценок. То есть если раньше собеседник был против какого-либо положения, то теперь он изменил свою позицию. Иногда это выступает в смягчённой форме: в виде готовности к принятию всего предложенного вами ("Говорите, что и как нужно сделать для того, чтобы всё было хорошо"), иногда - в форме неожиданного признания правомерности высказанного вами, даже и в ограниченных пределах. Это своеобразная сдача позиций.  

 Существенным  показателем наступившего этапа является также предложение решать какой-либо спорный вопрос так, как вы считаете это нужным. Разновидностью подобного поведения является предложение вам самому делать выбор при возникновении множества вариантов.  

 Показателем  сформировавшегося этапа являются высказывания типа "как мы условились", "как мы договорились", "как мы решили" и т.д.  

  Результаты 5 этапа. Основным результатом 5 этапа является понимание не только качеств партнёра, но также мотивов и причин его действий. Кроме того, в ходе общения вы способствуете формированию у него различных психологических состояний, которые облегчают контакт; прежде всего, комфортности, защищённости, которые происходят от внутренней уверенности, защищённости, которые происходят от внутренней уверенности в вашей помощи при решении проблем. Всё это сопровождается уверенностью собеседника в правильности принятого решения, так как оно было выработано вами совместно. Ваше одобрение его поведения порождает у партнёра уверенность в правильности собственных намерений и тем самым создаёт предпосылки к их реализации.  

 Краткое  содержание этапов отражено в таблице. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  этапы установления контакта

Характе-

ристики этапов

Этапы установления контакта
1 2 3 4 5
Цель Снятие психологических барьеров Нахождение  совпадающих интересов Определение принципов  общения Выявление качеств, опасных для общения Адаптация к  партнёру и установление контакта
Функция 1.Снятие психологических  барьеров

2.Снижение  напряжения

1.Получение  партнёром положительных эмоций от нахождения совпадающих интересов 1.Осуществление  первого обмена информацией о  принципах общения

2.Отбор  ценных для общения качеств  партнёра

1.Выявление  качеств партнёра, не проявившихся  на предыдущих этапах

2.Установление  силы и условий проявления отрицательных качеств

1.Установление  контакта с партнёром

2.Поддерживание  процесса взаимодействия на оптимальном  уровне при рациональном распределении  ролей

Факторы: положи-

тельные

1.Частота согласий  с партнёром

2.Взаимность  и совпадение согласий

3.Чередование  согласий с обеих сторон

1.Выявление  одинаковых суждений

2.Одновременность  переживаний по одному и тому  же поводу

1.Предложение  обоюдно приемлемых принципов

2.Проявление  ожидаемых от вас качеств

3.Положительная  реакция на предложенное партнёром

1.Отказ от  публичного фиксирования и осуждения  отрицательных качеств партнёра

2.Готовность  к раскрытию ряда собственных  отрицательных черт

1.Точность прогноза  ожидаемого поведения партнёра

2.Совпадение  ваших действий с ожиданиями партнёра

Отрица-

тельные

1.Насторженность, ведущая к возникновению психологических  барьеров 1.Возможное  расхождение оценок

2.Большая  продолжительность поиска совпадающих  интересов

1.Изображение  негарантируемых качеств

2.Демонстрация  авторитарных качеств

3.Поытка  анализа декларируемых партнёром  качеств

4.Высказывание  сомнений

1.Оценка вашего  поведения как "выведывание  качеств"

2.Маневрирование

3.Прямые  вопросы относительно отрицательных  качеств партнёра

4.Нежелание  раскрытия самому

1.Нежелание  партнёра отказаться от своих отрицательных качеств

2.Недостаточный  опыт совместного принятия решений  и совместных действий

Принци-

пы

1.Согласие с  партнёром

2.Выбор  нейтрального материала для беседы

3.Избегание  обсуждения спорных вопросов

1.Вызов эмоционального переживания партнёра по близкой ему теме

2.Занятие  пассивной позиции при получении  информации

1."Готовность"

2."ответное  сообщение о себе"

3."Постепеннле  раскрытие своих качеств"

4."Избегание"

1."Инициатива"

2."Откровенность"

3."Эквивалентность"

1."Общая судьба"

2."Влияние  на партнёра через регулирование  собственных качеств"

Такти-

ческие  приёмы

1.Согласие со  всеми высказываниями партнёра 1."Нарастание"

2."Детализация"

3."Проблемы"

4."Переключение"

1."Формулирование  приятного"

2."Подведение итогов"

3."Сходные  мнения ("уподобление")"

4."Оправданные  ожидания"

1."Высказывание  сомнений"

2."Сопоставление  противоречий"

3."Диагностические  вопросы"

4."Вызов  спора"

5."Расслабление"

1."первичные  действия"

2."Указание  на качество, требующее регуляции"

3."Подчёркивание  и утверждение образовавшейся  совместимости"

4."Обращение  за советом"

Исполь-

зуемые  фразы

-"Я полностью  с вами согласен"

-"Вы, бесспорно, правы"

-"Нельзя  не согласиться с вашим утверждением"

-"Очень  рад, что наши с вами мнений совпадают"

-"Расскажите  об этом подробнее"

-"Так  как же, вы говорите, было дело"

-"Очень  интересно..."  

-"Я вижу, вы  человек общительный"

-"Я  рад, что нашёл в вас то, что  представляется для меня особенно  ценным"

-"Вы  умеете принимать точку зрения  другого человека"

-"Я  и сам так о вас думал"

-"Я  и полагал, что вы примите  такое же решение"

-"У меня  есть плохая привычка..."

-"Я  часто говорю не понятно"

-"Часто  я бываю не терпелив и перебиваю  собеседника"

-"Не  удивляйтесь моей привычке" -"Судя  по всему, у вас прекрасный характер"

-"Я  не хотел бы обсуждать других"

-"Я скажу  вам прямо, но только не обижайтесь..."

-"Можете  не соглашаться со мной, но  я должен предупредить..."

-"Так  как мы можем спешно решать  вопросы, нужно спокойно обсудить  создавшуюся ситуацию"

-"Думая,  мы сможем вместе найти правильное  решение"

Признаки  и показатели 1.Паузы после  ваших вопросов становятся короче

2.Начинают  преобладать собственные сообщения  собеседника

3.Уменьшается  число односложных ответов

1.Нахождение  общей приемлемой темы разговора

2.Периодическое  возвращение к обсуждению найденной  темы

3.Появление  общего фонда слов и выражений

4.Частое  появление воспоминаний, связанных  с обсуждаемой темой

1.Первые упоминания  партнёра о принципах общения

2.Подчёркивание  собеседником собственных качеств и свойств

3.Повторение  одних и тех же форм поведения

4.Оповещение  о привычках и предпочтениях

1.Первое высказывание  партнёром сомнений в достоверности  определённых им ранее личных  качеств

2.Стремление  партнёра изменить ваше представление о нём

3.Его  рассказы о себе через другое  лицо

4.Использование  "опережающих возражений"

5.Распросы  о других людях

6.Навязывание  спора

1.Проявление  стремления партнёра к принятию  общих решений

2.Подчёркивание  общности целей

3.Проявление  "эффекта бумеранга"

4.Смена  суждений и оценок партнёра

5.Признание  вашей правоты

6.Предложение  сделать всё так, как предлагаете  вы

Фразы, исполь-

зуемые  партнёром

В ходе общения  фразы становятся всё более длинными и сложными по структуре, ответы - объёмными -"Как мы  уже говорили..."

-"Вспоминаю  по этому поводу..."

-"Не могу  не согласиться..."

-"Я  всегда соглашаюсь с тем, что  правильно"

-"Об  этом нужно подумать"

-"Откровенно  говоря..."

-"Вы преувеличиваете  мои достоинства"

-"Вы  ошибаетесь в своих выводах относительно меня"

-"Я  бываю слишком резок в таких  ситуациях"

-"Вот  вы сейчас скажете, что..."

-"Что  из себя представляет N.?"

-"Говорите, что  и как нужно сделать, чтобы  всё было хорошо"

-"...как  договорились..."

-"... как вы считаете нужным поступить?"

Резуль-

таты

Напряжённость начальных отношений сменяется  расслабленностью. Степень самоконтроля вашего партнёра снижается, он включается в общение на основе согласия Устанавливаются зоны общения, в которых найден общий  интерес. Возникает стиль первоначального взаимодействия. Образуются предпосылки для распространения этого стиля на другие темы разговора Создаётся некоторое  общее представление о личных качеств партнёра. Появляются первые признаки взаимопонимания Обнаруживаются  раскрытые отрицательные качества партнёра и его негативные привычки. Данный факт доводится до партнёра, влияя на его последующее поведение Выявляются  как качества партнёра, так и мотивы его действий. У партнёра формируются  психологические состояния, облегчающие  установление и углубление контакта с ним

Информация о работе Методика установления контакта