Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:25, реферат
Совершенно очевиден тот факт, что одной из важнейших сторон любой профессиональной деятельности является повседневное общение с людьми. Представители многих профессий испытывают потребность в различных рекомендациях по организации деловых встреч, программированию бесед, уклонению от конфликтов и т.д. Динамика современной деловой жизни способствует возникновению нестандартных ситуаций, требующих быстрого, чёткого и адекватного реагирования в процессе межличностного взаимодействия (Межличностное взаимодействие может осуществляться как по типу сотрудничества, так и по типу соперничества (конкуренции, противоборства.) При этом можно выделить два основных стиля взаимодействия: демократический и авторитарный.
Методика
установления контакта
Совершенно
очевиден тот факт, что одной
из важнейших сторон любой
профессиональной деятельности
является повседневное общение
с людьми. Представители многих
профессий испытывают
Всё
это требует наличия
Существуют
различные технологии
Для
практического применения
1. Последовательное и полное прохождение всех стадий установления контакта. Это существенно, поскольку задержка на каком-либо этапе ведёт к своеобразному "окостенению" отношений. Они фиксируются на определённой точке и не развиваются дальше. Это происходит, если долго оставаться на одном этапе. В том случае, когда делается попытка "перепрыгнуть" этап или ускорить его созревание, возможно торможение и даже возникновение конфликта.
2. Ориентировка и опора только на чёткие и заранее изученные признаки и показатели возникновения этапа, достижения его зрелости и готовности к замене следующим.
3. Ответное желание и стремление партнёра самостоятельно действовать в направлении сближения. Это важно, поскольку именно стремление к сближению порождает возникновение необходимой мотивации. Поэтому нельзя отводить партнёру пассивную роль. Необходимо ориентироваться не только на собственное воздействие, но и на неизбежное ответное воздействие. Это не означает одинаковой ценности ролей, но предполагает, что вызванная к жизни самостоятельная активность собеседника даст больший результат, чем ваша односторонняя активность как инициатора контакта.
Методика
установления контакта
1. этап.
Снятие психологических
2. этап.
Нахождение совпадающих
3. этап.
Определение принципов общения.
4. этап.
Выявление качеств, опасных
5. этап. Адаптация к партнёру и установление контакта.
Соблюдение
последовательности этапов
1 этап. Снятие психологического барьера
При первой встрече двух людей (например, коллег по работе, начальника и подчинённого, партнёров по бизнесу) оба партнёра ожидают друг от друга каких-то определённых действий. именно это и влияет на их позиции (Под "позициями" понимается совокупность прав, обязанностей, возможностей, взглядов, установок субъектов общения.) в первоначальных отношениях.
Готовясь
к какому-либо влиянию со
Таким образом, две функции первого этапа - снятие психологических барьеров и снижение напряжения - объединяют в одну основную функцию, заключающуюся в подготовке путей для последующего взаимодействия. Основные факторы первого этапа делятся на положительные и отрицательные.
Положительные факторы - все те условия, которые вызывают согласие или ведут к накоплению согласий по различным вопросам. К ним относятся: а) частота согласий; б) их взаимность и совпадение; в) чередование согласий с той и другой стороны.
Отрицательным фактором является, прежде всего, настороженность, которая определяет возникновение барьеров.
Когда
партнёр увидит, что вы соглашаетесь
с ним, с его суждениями, мнением
или утверждением, он воспримет
это как своё достижение. Частота
согласий такого рода
Важным
принципом работы инициатора
контакта на первом этапе
Таким
образом, главная задача - исключить
моменты, которые могут
Признаки и показатели 1 этапа. Конец 1 этапа характеризуется набором признаков: а) паузы после ваших вопросов становятся короче; б) начинают преобладать собственные сообщения собеседника, возникают его непроизвольные объяснения и дополнения к уже сказанному; в) уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос).
Результаты 1 этапа. Напряжённость начальных
отношений (как исходное состояние) сменяется
расслабленностью (релаксацией). Сверхконтроль,
присущий начальной фазе отношений (как
результат ожидания воздействия с вашей
стороны), сменяются вначале наблюдением
за развитием отношений, а затем включённостью
в общение по линии согласия. Тревожность
и напряжённость уменьшаются.
2 этап. Нахождение совпадающих интересов
На
2 этапе общения начинается
Особенно
значим интерес типа "хобби",
потому что он кажется
В разговорах на отвлечённую, но волнующую обоих собеседников тему, на время снимаются и различия в общественном положении, статусе. В дальнейшем именно это способствует сокращению дистанции.
Таким образом, целесообразность 2 этапа состоит в том, чтобы построить первичную основу для объединения (первичную общность), а затем на базе общих совпадающих и привлекательных для каждого моментов "двигаться" с партнёром некоторое время параллельно. Одновременно здесь вырабатываются первичные навыки совместной работы. Важная функция второго этапа общения состоит в возможности получить положительные эмоции от реализации устремлений собеседника. По существу, "вращение" вокруг одного и того же общего предмета интереса всегда создаёт не только базу для таких эмоций, но и ту основу для общения, к которой можно вернуться в любое время.
Кроме
того, при обсуждении отдельных
элементов общего предмета
Таким образом, стоящие перед вами на 2 этапе общения задачи можно свести к следующему: построение рассуждений, согласие с партнёром по вопросам, вызывающим общий интерес, вызов у него переживания, ознакомление с особенностями его поведения. Предмет общего интереса выполняет функцию и эталона, и организатора, и стержня беседы.
Механизмы 2 этапа. Интерес к какому-либо предмету или теме важен тем, что он целиком поглощает сознание собеседника. Положительная эмоциональная окраска темы способствует тому, что ваш партнёр будет стремиться продолжать разговор и углублять его. В то же время его сознание "приковано" к теме интереса, тормозит, устраняет из поля зрения всё, что не соответствует и не способствует её развитию.
Существенную
роль в упрочнении