Методика установления контакта

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:25, реферат

Описание работы

Совершенно очевиден тот факт, что одной из важнейших сторон любой профессиональной деятельности является повседневное общение с людьми. Представители многих профессий испытывают потребность в различных рекомендациях по организации деловых встреч, программированию бесед, уклонению от конфликтов и т.д. Динамика современной деловой жизни способствует возникновению нестандартных ситуаций, требующих быстрого, чёткого и адекватного реагирования в процессе межличностного взаимодействия (Межличностное взаимодействие может осуществляться как по типу сотрудничества, так и по типу соперничества (конкуренции, противоборства.) При этом можно выделить два основных стиля взаимодействия: демократический и авторитарный.

Работа содержит 1 файл

методика установл. контакта.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Методика  установления контакта   

 Совершенно  очевиден тот факт, что одной  из важнейших сторон любой  профессиональной деятельности  является повседневное общение  с людьми. Представители многих  профессий испытывают потребность  в различных рекомендациях по  организации деловых встреч, программированию бесед, уклонению от конфликтов и т.д. Динамика современной деловой жизни способствует возникновению нестандартных ситуаций, требующих быстрого, чёткого и адекватного реагирования в процессе межличностного взаимодействия (Межличностное взаимодействие может осуществляться как по типу сотрудничества, так и по типу соперничества (конкуренции, противоборства.) При этом можно выделить два основных стиля взаимодействия: демократический и авторитарный. Выбор одного или другого зависит от ситуации общения).   

 Всё  это требует наличия определённых  знаний, выработки необходимых навыков  общения с любым человеком.  

 Существуют  различные технологии установления  межличностного контакта (психологического, эмоционального и т.п.). Наиболее приемлемыми представляются, на наш взгляд, рекомендации, разработанные научно-методическим центром юридической и психолого-педагогической подготовки "Инновация"(Данные рекомендации разработаны на основе известных зарубежных технологий разрешения межличностного конфликта, направленных на создание условий (эмоционального фона) для делового общения по типу сотрудничества). Их адаптация к особенностям современной жизни даёт возможность предложить конкретную методику. которая позволит одновременно устранять психологические барьеры, организовывать сближение с партнёром по общению и диагностировать его личностные особенности. Предлагаемая методика установления контакта направлена н создания обстановки доверительности и поэтому приемлема для большинства ситуаций делового (профессионального) общения. Максимально благоприятные условия для "срабатывания" методики возникают при неоднократном межличностном общении, а её использование в ситуации разового контакта может не привести к желаемой цели. Методику рекомендуется применять во взаимоотношениях партнёров по бизнесу, коллег, начальника с подчинёнными - тогда, когда вы выстраиваете общение по типу сотрудничества, на основе демократического стиля взаимодействия.  

 Для  практического применения методики  необходимо усвоить следующие основные принципы.  

1. Последовательное и полное прохождение всех стадий установления контакта. Это существенно, поскольку задержка на каком-либо этапе ведёт к своеобразному "окостенению" отношений. Они фиксируются на определённой точке и не развиваются дальше. Это происходит, если долго оставаться на одном этапе. В том случае, когда делается попытка "перепрыгнуть" этап или ускорить его созревание, возможно торможение и даже возникновение конфликта.  

2. Ориентировка и опора только на чёткие и заранее изученные признаки и показатели возникновения этапа, достижения его зрелости и готовности к замене следующим.  

3. Ответное желание и стремление партнёра самостоятельно действовать в направлении сближения. Это важно, поскольку именно стремление к сближению порождает возникновение необходимой мотивации. Поэтому нельзя отводить партнёру пассивную роль. Необходимо ориентироваться не только на собственное воздействие, но и на неизбежное ответное воздействие. Это не означает одинаковой ценности ролей, но предполагает, что вызванная к жизни самостоятельная активность собеседника даст больший результат, чем ваша односторонняя активность как инициатора контакта.  

 Методика  установления контакта предполагает  последовательное прохождения пяти  этапов, названия которых отражают сущность каждого.  

1. этап. Снятие психологических барьеров.   

2. этап. Нахождение совпадающих интересов.   

3. этап. Определение принципов общения.  

4. этап. Выявление качеств, опасных для  общения.  

5. этап. Адаптация к партнёру и установление контакта.  

 Соблюдение  последовательности этапов принципиально  важно как для установления  контакта, так и для осуществления  психологического воздействия на  партнёра.  

1 этап. Снятие психологического барьера  

 При  первой встрече двух людей (например, коллег по работе, начальника и подчинённого, партнёров по бизнесу) оба партнёра ожидают друг от друга каких-то определённых действий. именно это и влияет на их позиции (Под "позициями" понимается совокупность прав, обязанностей, возможностей, взглядов, установок субъектов общения.) в первоначальных отношениях.  

 Готовясь  к какому-либо влиянию со стороны  другого (а оно, как правило,  не является желанным при первой  встрече), человек воздвигает - неосознанно  и неотчётливо - ряд психологических барьеров между ним и собой: повышенные осторожность, контроль за высказываниями. Таким образом, каждый заранее страхует себя этими психологическими барьерами, выступающими в качестве преград. И многое при первом общении будет зависеть от того, насколько вам удастся преодолеть эти барьеры. Опыт показывает, что наилучшим средством здесь является периодическое высказывание своего согласия с партнёром и формирование такой же реакции с его стороны. Целесообразность самого согласия заключается в том, что оно создаёт удовлетворяющее партнёра положение и само по себе не содержит элементов конфликта, конфронтации. Согласие всегда является тем, что ожидается как желанное явление, способное ослабить напряжённость и исключить противоречие. Первое "противостояние" двух людей (даже в том случае, когда не ожидается прямого психологического воздействия) всегда вызывает некоторую настороженность, напряжение. Обычно это порождается отсутствием информации о том стиле взаимодействия, который будет предложен партнёром. Неизвестной представляется и установка, которую тот примет, а также позиция и роль, избранные им для общения. Именно поэтому напряжение, не способствующее общению, должно быть снято.  

 Таким  образом, две функции первого  этапа - снятие психологических  барьеров и снижение напряжения - объединяют в одну основную функцию, заключающуюся в подготовке путей для последующего взаимодействия. Основные факторы первого этапа делятся на положительные и отрицательные.  

 Положительные  факторы - все те условия, которые  вызывают согласие или ведут к накоплению согласий по различным вопросам. К ним относятся: а) частота согласий; б) их взаимность и совпадение; в) чередование согласий с той и другой стороны.  

 Отрицательным  фактором является, прежде всего,  настороженность, которая определяет возникновение барьеров.  

 Когда  партнёр увидит, что вы соглашаетесь  с ним, с его суждениями, мнением  или утверждением, он воспримет  это как своё достижение. Частота  согласий такого рода закрепляет  желаемый стиль действий. Множество  согласий создаёт у собеседника длительное и устойчивое состояние удовлетворённости действиями - как своими, так и вашими.  

 Важным  принципом работы инициатора  контакта на первом этапе общения  должен быть выбор нейтральной  темы для беседы: события общественной  жизни, погода, результаты спортивных состязаний и т.п. При этом разговор должен вестись с такими оценками проблем и вопросов, с которыми нельзя не согласиться. Как правило, это наиболее общие для определённой группы суждения, мысли и мнения, которые принимаются всеми.  

 Таким  образом, главная задача - исключить  моменты, которые могут вызвать  напряжение, тревожность или создать  психологический барьер. В конечном  итоге, в центре внимания всегда  находится то, что не связано  с принятием решения и поэтому  не вызывает затруднений. Инициатор контакта должен придерживаться кардинального принципа - согласие со всеми высказываниями партнёра и получение согласия с его стороны.   

 Признаки и показатели 1 этапа. Конец 1 этапа характеризуется набором признаков: а) паузы после ваших вопросов становятся короче; б) начинают преобладать собственные сообщения собеседника, возникают его непроизвольные объяснения и дополнения к уже сказанному; в) уменьшается количество односложных ответов и реактивных вопросов (вопрос на вопрос).  

  Результаты 1 этапа. Напряжённость начальных отношений (как исходное состояние) сменяется расслабленностью (релаксацией). Сверхконтроль, присущий начальной фазе отношений (как результат ожидания воздействия с вашей стороны), сменяются вначале наблюдением за развитием отношений, а затем включённостью в общение по линии согласия. Тревожность и напряжённость уменьшаются.  

2 этап. Нахождение совпадающих интересов  

 На 2 этапе общения начинается поиск  "точек соприкосновения", которые  могли бы стать исходными элементами для установления контакта с партнёром (тогда как на первом этапе определяющую роль играли ваши заявления о согласии с ним). В основе данного этапа лежит поиск совпадений: совпадающие темы, мнения, оценки, переживания. Совпадения, таким образом, выступают как платформа для сближения. Базой такой платформы чаще всего служит какой-то общий интерес, который разделяется обоими участниками беседы.   

 Особенно  значим интерес типа "хобби", потому что он кажется свободным  и независимым от личностных  особенностей, понимается и принимается сторонами как обмен информацией, например, об охоте, филателии, фотографии и т.п. На самом деле он не только приковывает внимание обменом мнений, оценками и суждениями, но одновременно и отвлекает от некоторого "дела", от того, что может рассматриваться как обязанность и бывает обычно связано с официальной стороной общения. Здесь важно и совпадение в оценках. У людей, разделяющих один и тот же интерес, чаще всего совпадают также суждения и других предметах и их оценки.  

 В  разговорах на отвлечённую, но волнующую обоих собеседников тему, на время снимаются и различия в общественном положении, статусе. В дальнейшем именно это способствует сокращению дистанции.  

 Таким  образом, целесообразность 2 этапа  состоит в том, чтобы построить первичную основу для объединения (первичную общность), а затем на базе общих совпадающих и привлекательных для каждого моментов "двигаться" с партнёром некоторое время параллельно. Одновременно здесь вырабатываются первичные навыки совместной работы. Важная функция второго этапа общения состоит в возможности получить положительные эмоции от реализации устремлений собеседника. По существу, "вращение" вокруг одного и того же общего предмета интереса всегда создаёт не только базу для таких эмоций, но и ту основу для общения, к которой можно вернуться в любое время.   

 Кроме  того, при обсуждении отдельных  элементов общего предмета интереса  происходит одновременная их  оценка и выявление одинаковых  суждений. Одновременность переживаний  по поводу этих оценок создаёт предпосылки к первому совпадению во мнениях. В то же время происходит своеобразное обучение понимания того, что происходит с партнёром. В дальнейшем это можно рассматривать как основу для распознавания по отдельным признакам состояния удовлетворённости, которое ожидается от общения и является желанным для вас. Это также основа для того, чтобы судить о результатах своего воздействия.  

 Таким  образом, стоящие перед вами  на 2 этапе общения задачи можно  свести к следующему: построение  рассуждений, согласие с партнёром по вопросам, вызывающим общий интерес, вызов у него переживания, ознакомление с особенностями его поведения. Предмет общего интереса выполняет функцию и эталона, и организатора, и стержня беседы.  

  Механизмы 2 этапа. Интерес к какому-либо предмету или теме важен тем, что он целиком поглощает сознание собеседника. Положительная эмоциональная окраска темы способствует тому, что ваш партнёр будет стремиться продолжать разговор и углублять его. В то же время его сознание "приковано" к теме интереса, тормозит, устраняет из поля зрения всё, что не соответствует и не способствует её развитию.  

 Существенную  роль в упрочнении взаимодействия  играет то, что люди, общающиеся  по любому объединяющему их  интересу, обычно одинаково рассуждают, а это облегчает налаживание отношений. Принципиальным здесь является сосредоточение внимания только на одном общем интересе. При этом вы не должны демонстрировать наличие какого-либо перевеса, преобладания над партнёром (например, в информации). Их этого вытекает необходимость занять пассивную позицию при получении информации от собеседника.  

Информация о работе Методика установления контакта