Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:43, контрольная работа
Подходы к определению понятия адаптации имеют разные характеристики: состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой; процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Задание 1. Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу в высшем учебном заведении ………………………………………………….…3
План
1.1 Адаптация первокурсников к условиям и требованиям ВШ ….…3
1.2 Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу на всех курсах ……………………………………………………………………………..8
Задание 2. Основные педагогические требования к лекции …………..10
План
2.1 Общие требования к лекции ……………………………………...….10
2.2 Виды лекций и соответствующие требования их проведения …….12
— у них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость;
— они должны владеть развитыми коммуникативными умениями;
— они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.
Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:
— активизировать внимание студентов;
— развивать их мыслительную деятельность;
— формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов.
Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.
Лекция пресс-конференция: назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех- пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Такую лекцию можно проводить:
— в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, ее модель: установки, возможности;
— в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;
— в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Эффективность лекции зависит от:
1.Содержания.
2. Методики изложения материала.
3. Личности лектора.
Содержание обеспечивает интерес и полноценное восприятие материала. Содержание предполагает:
— научность (опора на современное состояние научных знаний)
— доступность (зависит от уровня знаний аудитории, владения понятийным аппаратом и обоснованности выводов)
— занимательность обеспечивает интерес (подбор примеров, иллюстраций, новых фактов)
2