Методика преподавания в ВШ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Подходы к определению понятия адаптации имеют разные характеристики: состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой; процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Содержание

Задание 1. Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу в высшем учебном заведении ………………………………………………….…3
План
1.1 Адаптация первокурсников к условиям и требованиям ВШ ….…3
1.2 Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу на всех курсах ……………………………………………………………………………..8
Задание 2. Основные педагогические требования к лекции …………..10
План
2.1 Общие требования к лекции ……………………………………...….10
2.2 Виды лекций и соответствующие требования их проведения …….12

Работа содержит 1 файл

2-07.doc

— 101.50 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

«Методика преподавания в ВШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Днепропетровск – 2011

Задание

1.                  Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу в высшем учебном заведении

2.                  Основные педагогические требования к лекции

 

 

 

 

 

 

Содержание

Задание 1. Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу в высшем учебном заведении ………………………………………………….…3

План

1.1    Адаптация первокурсников к условиям и требованиям ВШ ….…3

1.2 Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу на всех курсах ……………………………………………………………………………..8

Задание 2. Основные педагогические требования к лекции …………..10

План

2.1 Общие требования к лекции ……………………………………...….10

2.2 Виды лекций и соответствующие требования их проведения …….12

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу в высшем учебном заведении

 

1.1 Адаптация первокурсников к условиям и требованиям ВШ

Подходы к определению понятия адаптации имеют разные характеристики: состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и потребности среды, с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой; процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс вопросов, связанных с трудностями первого года обучения. В отечественной науке проблема адаптации студентов разрабатывалась прежде всего, в русле исследований социальной адаптации, а так же с позиций возрастных особенностей. В психолого-педагогических исследованиях последних лет отчетливо прослеживается тенденция разработки путей успешной адаптации студентов к вузовскому обучению через изучение факторов ее эффективности, влияния характера педагогического общения преподавателя и учебной группы, содержания основных психологических механизмов адаптации студентов, выявления зависимости адаптационного процесса от типологических свойств нервной системы  и личностных характеристик учащихся.

Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Процесс адаптации приспособления  может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности. Сложность этого процесса заключается в перестройке всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности студента, освоении новых способов познавательной деятельности и формировании определенных типов и форм межличностных связей и отношений. Главной характеристикой данного этапа является процесс адаптации студентов к вузовскому обучению.

Известно, что методы обучения в вузе резко отличаются от школьных, так как в средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. В иную обстановку попадает вчерашний школьник, переступив порог вуза: лекции, лекции, лекции. Когда же начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. В результате нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношения к учебе. Расплата наступает на сессии. Первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.

Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно воспитаны навыки самообразования и самовоспитания. Им не хватает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Многие первокурсники на первых порах обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной учебной работы, они не умеют конспектировать лекции, работать с учебниками, находить и добывать знания из первоисточников, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли.

Проблема адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу представляет собой одну из тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты, активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения с начальных этапов обучения, осознавали, что результаты учебно-воспитательной деятельности становятся подлинным достоянием личности. Эффективная адаптация во многом определяет мотивацию, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах, психологический комфорт, моральную удовлетворенность собой и обучением в вузе. Исследования психологов показали, что спрашивая первокурсников: "С чем непривычным, новым встречались вы на первом курсе?" - получили следующие ответы: "с иной, в отличие от школьной, организацией обучения" - 49,3%, "с большим объемом самостоятельной работы" - 39,0%, "с особенностями самостоятельной жизни в отрыве от семьи" - 20,2%, "с новыми для меня нормами студенческого коллектива" - 12,4%. Все эти факторы очень сильно влияют на процесс адаптации студента к новым для него условиям вузовской жизни. И от того, как вчерашний школьник или в особенности "приезжий студент", живущий в отрыве от семьи, пройдет этот период, будет во многом зависеть качество его учебы.

Не все студенты могут быстро, успешно и самостоятельно включиться в учебный процесс и, следовательно, справиться с элементами новизны, избавиться от негативного восприятия действительности и ощутить внутреннюю мотивацию профессионального роста. Так, иногородним студентам на начальном этапе достаточно сложно адаптироваться к социальным условиям города, учебе в университете и проживанию в университетском общежитии. Иногородние студенты, проходя через процесс психологической и бытовой адаптации в городе и студенческом общежитии, приобретают ценный адаптивный и коммуникативный опыт, который может стать значимым по окончанию учебы в вузе.

В основе адаптации студента лежат противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды и готовностью личности к ним на основе предшествующего опыта. Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Осознание неправильности выбора будущей профессии может привести к дезадаптации, особенно если это осознание приходит на старших курсах обучения. Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается «активный поиск себя». Даже отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах.

Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное, многогранное, завершающееся к концу третьего курса. Выделяют две стороны социальной адаптации студентов:

—                  профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

—                  социально-психологическую адаптацию – приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения.

Социально-психологическую адаптацию принято рассматривать в трех аспектах:

–  медико-биологический аспект (результат приспособления организма индивида и его психики к условиям профессиональной деятельности и общения);

–  психолого-педагогический аспект (процесс социализации индивида в труде и результат этого процесса);

–  социологический аспект (особый этап жизненного пути молодого человека, совпадающий по времени с окончанием обучения в системе народного образования и началом профессиональной трудовой деятельности).

В основном социально-психологическая адаптация студентов первого курса к условиям вуза описывается через понятия «присвоение», «вхождение», «формирование», «усвоение», «активное включение» и другие категории предметной деятельности. Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную и интересную жизнь. Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.

Вместе с тем, нередко на 2-ом и на 3-ем курсах возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов – от восторженного впервые месяцы учебы в вузе до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей и т.д.

Профессиональная адаптация – предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом заключено положительное значение адаптации для успешного функционирования студента в той или иной социальной роли.

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

—            адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

—            адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

—            адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

 

1.2 Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу на всех курсах

Адаптация студентов к учебно-воспитательному процессу на различных курсах имеет некоторые особые характеристики:

—                 Первый курс -  решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Создание у студентов адекватного представления о выбранной профессии; помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней; формирование положительного отношения к своей профессии; обеспечение успешной адаптации студентов к новым социальным условиям. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

—                 Второй курс - период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен. Начинается знакомство с профессиональной деятельностью; формирование профессионального идеала, умений и навыков; приобщение студентов к профессиональному самообразованию; умение анализировать социально значимые проблемы, собирать, хранить и обрабатывать информацию с использованием информационных автоматизированных систем.

—                 Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов, закрепление положительного отношения к выбранной профессии;  формирование у студентов адекватной самооценки своей профессиональной подготовленности и ответственного отношения к овладению профессией; умение планировать. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности

—                 Четвертый курс - первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики, развитие самостоятельности в решении профессиональных задач, повышение волевой активности в познавательной и практической деятельности, конструирование учебных занятий с использованием инновационных педагогических технологий, методов и средств педагогического наблюдения, анализа и оформления собранных данных.   Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Информация о работе Методика преподавания в ВШ