Методика диагностики внимания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: С помощью психологических методов и приемов определить уровень развития внимания детей дошкольного возраста.
Объект исследования – внимание как процесс восприятия, понимания и усвоения учебного материала.
Предмет исследования – развитие внимания детей дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить значение и сущность внимания, его физиологические и психологические основы.
2. Проанализировать психолого-педагогические основы развития внимания детей дошкольного школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

внимание.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

 

Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки».

Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов — ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов — ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов — ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов — ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла — ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

6-7 баллов — средний.

4-5 баллов — низкий.

0-3 балла — очень низкий.

 


Приложение 2

Методика "Проставь значки"

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед нача­лом выполнения задания ребенку показывают рисунок и объясня­ют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков про­ставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответ­ственно, галочку, черту, плюс или точку.


Лист к методике «Проставь значки».

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в тече­ние двух минут, а общий показатель переключения и распреде­ления его внимания определяется по формуле:

S=(0,5N – 2,8n)/120

где S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут;

п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные зна­ки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими зна­ками, геометрические фигуры.

 Оценка результатов

10 баллов - показатель S больше чем 1,00.

8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00.

6-7 баллов показатель S располагается в пределах от 0,50 до 0,75.

4-5 баллов — показатель 5'находится в интервале от 0,25 до 0,50.

0-3 балла — показатель 5 находится в пределах от 0,00 до 0,25.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий. 
8-9 баллов - высокий. 
6-7 баллов - средний. 
4-5 баллов - низкий. 
0-3 балла - очень низкий.

 

 


Приложение 3

Игры для развития внимания

«Тень»

В магазинах сейчас много развивающих игр. Найдите такие, в которых нужно отгадать, чья изображена тень (причём даётся выбор персонажей). Есть такой вариант лото, где надо собрать карточку с шестью тенями от разных героев сказок.

 «Сравни картинки»

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

 «Раскрась вторую половинку»

Раскрасок на любой вкус и цвет сейчас тоже большое множество. Если вы хотите развить внимание ребёнка, чаще предлагайте ему картинки, раскрашенные только наполовину. Если это задание слишком простое, то усложнить его можно, предложив сначала эту половину нарисовать, а потом уже раскрасить.

 «Фигурные таблицы»

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребёнка – в каждой из фигур нарисовать определённый простой знак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.)

Это упражнение развивает способность переключать внимание.

 

«Где чей домик?»

Нарисуйте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребёнок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его.

 «Диковинное животное»

Расскажите ребёнку, что недавно на одном необитаемом острове учёные обнаружили удивительного зверя, не похожего ни на одно из известных ранее. Покажите заготовленное заранее изображение животного (разные его части должны принадлежать разным животным) и подумайте вместе, на каких зверей оно похоже.

После этого покажите изображения отдельных частей животного и попросите определить, все ли из них принадлежат нашему животному.

 «Корректор»

Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом.

Попросите ребёнка вычеркнуть (подчеркнуть, обвести и т.д.) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы.

Когда эта задача станет для ребёнка лёгкой, усложните её, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с – обвести; или вычеркнуть каждую вторую букву «а» и т.д.

Ребёнку будет интереснее, если взрослый будет на своём тексте выполнять то же самое задание. Потом можно проверять правильность выполнения друг у друга.

 

 «Шифровальщик»

Вместе с ребёнком придумайте свой секретный алфавит, в котором каждая буква обозначается непривычным знаком. С помощью этих знаков напишите небольшой текст и предложите ребёнку расшифровать текст, который шпионы пытались передать в другую страну.

 «Считалка»

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 20. Попросите ребёнка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера.

 «Что изменилось?»

Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков.

Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции. Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем). Если играет группа детей, то можно попросить одного из игроков в течение 1-2-х минут внимательно рассмотреть других, а затем выйти. Изменения производятся в одежде или внешности одного или более человек.

 «Урок иностранного языка»

Предложите ребёнку переписать короткий текст из придуманных вами слов. Чем слова менее похожи на русские, тем сложнее будет выполнить задание.

 «Найди слово»

Среди написанных без пробела букв спрятаны слова. Задача ребёнка – найти и подчеркнуть эти слова.

поуктигрыжмькнигакшнгибананрыиябапдогоньрыисгуап

 

3

 



Информация о работе Методика диагностики внимания дошкольников