Методика диагностики внимания дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: С помощью психологических методов и приемов определить уровень развития внимания детей дошкольного возраста.
Объект исследования – внимание как процесс восприятия, понимания и усвоения учебного материала.
Предмет исследования – развитие внимания детей дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Определить значение и сущность внимания, его физиологические и психологические основы.
2. Проанализировать психолого-педагогические основы развития внимания детей дошкольного школьного возраста.

Работа содержит 1 файл

внимание.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

По данным психологов, на протяжении старшего дошкольного возраста важно формирование трех основных аттенционных умений.

1. Ребенок должен научиться принимать постепенно усложняющиеся инструкции.

2. Ребенок должен уметь удерживать инструкцию на протяжении всего занятия.

3. Ребенок должен приобрести навыки самоконтроля.

Для развития аттенционных способностей дошкольникам можно давать такие задания.

- Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.

- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.

- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого.

- Не поворачиваясь, назови все предметы, которые находятся у тебя за спиной, опиши их форму, размеры, цвет.

- Сидя с закрытыми глазами в течение двух минут, перечисляй все звуки, которые ты будешь слышать.

- Каждый день, проходя к своему дому, ты видишь одну и ту же картину: какое-то дерево или, может быть, песочницу, лавочку у подъезда. На следующий день, проходя мимо, постарайся увидеть что-то такое, чего ты раньше не замечал, а послезавтра - еще что-то новое для тебя. И так каждый день наблюдай и замечай детали пейзажа, которые ускользали от твоего внимания.

- Сколько ступенек на лестнице?

- Сколько окон в комнате?

- Когда взрослый хлопает в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки и произнести "му-у").


Глава 2

Экспериментальная часть

В ходе работы по данной теме были проведены методы диагностики внимания у детей дошкольного возраста: «Поставь значки», «Запомни и расставь точки», на базе Краснокаменской основной школы Тайыншинского района, с учащимися мини центра. В классе 6 учеников,2 мальчика и 4 девочки.

Опытно – экспериментальная работа была проведена в два этапа, на первом этапе учащимся была предложена методика «Запомни и расставь точки». Цель, которой определить объем внимания дошкольников.

Приложение 1

Протестировав учащихся после первого этапа, был сделан подсчет и обработка результатов. На этом этапе получились следующие результаты - высокий уровень у 4 человек и  низкий уровень у 2 человек. Очень высокого, среднего и очень низких уровней у учащихся не выявилось.

Таблица 1

 

ФИО

Очень высокий уровень

10 баллов

Высокий уровень

8-9 баллов

Средний уровень

6-7 баллов

Низкий уровень

4-5 баллов

Очень низкий уровень

0-3 балла

Ольшевская Анжелика

-

9

-

-

-

Грысюк Ангелина

-

8

-

-

-

Гнетецкий Никита

-

-

-

0

-

Ласкажевская Татьяна

-

9

-

-

-

Фельский Никита

-

-

-

0

-

Мукашева Карина

-

9

-

-

-

Результаты в %

 

67 %

 

33 %

 

 

Вывод: по результатам методики, у большинства учеников первого класса объём внимания соответствует возрасту и показывает высокий результат, но у двух учеников объем внимания низкий, так как дети не смогли воспроизвести безошибочно точки на одной карточке. Что свидетельствует о том, что нужно данными учениками первого класса проводить дополнительные занятия для повышения уровня внимания.

На втором этапе экспериментальной части проводилась методика "Проставь значки". Цель методики определить уровень переключения и распределения внимания данных испытуемых.

  Приложение 2

После проведения диагностики был сделан подсчет и обработка результатов.

 

ФИО

Очень высокий уровень

10 баллов

Высокий уровень

8-9 баллов

Средний уровень

6-7 баллов

Низкий уровень

4-5 баллов

Очень низкий уровень

0-3 балла

Ольшевская Анжелика

-

9

-

-

-

Грысюк Ангелина

-

8

-

-

-

Гнетецкий Никита

-

-

-

0

-

Ласкажевская Татьяна

-

9

-

-

-

Фельский Никита

-

-

-

0

-

Мукашева Карина

-

9

-

-

-

Результаты в %

 

67%

 

33 %

 

 

Вывод: Таким образом, по результатам двух методик была составлена диаграмма.

В целях совершенствования развития внимания у детей дошкольного возраста целесообразна разработка методик и использование нестандартных приемов.

Систематически использовать на занятиях игровые задания, способствующие развитию у дошкольников познавательного интереса и самостоятельности.

Осуществлять целенаправленное обучение дошкольников с помощью специально подобранных игровых упражнений, учить их наблюдать, запоминать.


Заключение.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы проявления внимания у дошкольников и психологические средства их коррекции, мы пришли к выводам:

1.                  Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем.

2.                  В дошкольном возрасте развитие внимания связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.

3.                  Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, хороводные, подвижные и т.д.

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Часто встречается недостаточная произвольность внимания, при этом ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.

Подобный недостаток не может быть устранен фрагментарно включаемыми "упражнениями на внимание" в процессе занятий с ребенком и требует, как показывают исследования, для его преодоления специально организованной работы, нередко посредством игровой деятельности, близкой сферой для детей данного возраста.

В результате исследования мы раскрыли сущность понятия внимания и охарактеризовали его особенности у дошкольников, провели опытно­экспериментальную работу по определению уровня развития внимания у старших дошкольников, разработали методические рекомендации по развитию внимания.

Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой нами гипотезы. Поняв, что проблема развития внимания у детей дошкольного возраста значительна, т.к. внимание - один из главных психических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по развитию внимания дошкольников дело важное и необходимое.


Использованная литература

 

1.      Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.

2.      Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.

3.      Данилов М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе. Советская педагогика, 1956, №10.

4.      АН.Джуринский «История зарубежной педагогики» Москва «Форум – Инфра-М» 1998г.


Приложение 1

В практической части курсовой работы использовалась методика «Запомни и расставь точки».

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Информация о работе Методика диагностики внимания дошкольников