Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:39, практическая работа
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
процентильный
ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,37 100,0
ОПРОСНИК "ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ" (ADOR)
Опросник
"Поведение родителей и
Особую ценность этой методике придает тот факт, что она отражает факторы семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от психологов, так и от самих родителей.
Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие подростков родителями - эмоциональное отвержение их; директивность со стороны родителей - психологическая автономия их; последовательность - непоследовательность в осуществлении родителями воспитательных принципов. Результаты теста представлены для психолога в виде сумм баллов, набранных по пяти основным шкалам: POZ - позитивный интерес, DIR - директивность, HOS - враждебность, AUT - автономность и NED - непоследовательность.
Под принятием (позитивным интересом) понимается - безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей и от конкретных успехов ребенка. Принимающие подростка родители - это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребности подростка. Тем самым такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными средствами для достижения своих целей.
Эмоциональное отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, в крайних случаях — враждебность. Преобладание в детско-родительских отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности, как правило, приводит к формированию у него чувства опасности, недоверия к миру и людям, неуверенности в себе и тревожности.
Директивность родителей понимается как стремление к лидерству и власти, причем это стремление может выражаться как в доминантном поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка, так и в навязывании ему чувства вины и декларировании своей жертвенной позиции. Несмотря на то, что директивные родители заставляют подростка подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе, именно в семьях с ведущим директивным стилем взаи-моотношений наиболее ярко выражены активные протестные формы поведения подростка: отрица-ние родительских ценностей, негативизм, чрезмерное стремление к независимости и самостоя-тельности, сочетающиеся с минимальной собственной ответственностью за происходящее с ним.
Под
автономностью родителей
Непоследовательность воспитательной тактики со стороны родителей проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его. Преобладание непоследовательности в детско-родительских отношениях лишает подростка ощущения стабильности окружающего мира, провоцирует повышенную тревожность и формирует ярко выраженную экстернальную позицию и психологический инфантилизм.
Опросник содержит 50 вопросов, по 10 - на каждый из оцениваемых параметров. Приводим полный текст опросника и инструкции к нему:
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Перед началом эксперимента подросток вводится в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция:
"Просим
Вас оценить, исходя из
Затем
подростку предъявляется
ADOR опросник для подростков
Фамилия
_______________ Имя_________Отчество__________
МОЙ ОТЕЦ (МОЯ МАТЬ) Да Частично Нет
1 Очень часто улыбается мне 2 1 0
2 Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет 2 1 0
3 Не хватает терпеливости к отношении ко мне 2 1 0
4 Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться 2 1 0
5 Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает 2 1 0
6
Когда у меня плохое
7 Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять 2 1 0
8
Постоянно на меня кому-то
9 Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо 2 1 0
10 За одно и то же один раз наказывает, а другой - прощает 2 1 0
11 Очень любит делать что-нибудь вместе 2 1 0
12
Если назначает мне какую-
13
Начинает сердиться и
14 Могу идти, куда захочу и не опрашивать у него разрешения 2 1 0
15
В зависимости от моего
16 Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня 2 1 0
17 Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан 2 1 0
18 Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу 2 1 0
19 Если бы я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер 2 1 0
20
Имеет определенные правила,
21
Всегда с пониманием
22 Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано 2 1 0
23
Иногда у меня возникает
24
Практически позволяет мне
25 Меняет свои решения так, как ему придет в голову или как ему будет удобно 2 1 0
26 Часто хвалит меня за что-либо 2 1 0
27 Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь 2 1 0
28 Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился 2 1 0
29 Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе 2 1 0
30
Иногда очень легко меня
31 Старается открыто доказать, что любит меня 2 1 0
32 Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе 2 1 0
33
Если я сделаю что-нибудь не
так, постоянно и везде
34
Предоставляет мне много,
35
Очень тяжело заранее
36 Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу 2 1 0
37 Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею 2 1 0
38 Когда я его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну 2 1 0
39 Всегда легко меня прощает 2 1 0
40
Хвалит и наказывает очень
непоследовательно: иногда
41 Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо 2 1 0
42 Постоянно указывает мне, как себя вести 2 1 0
43 Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит 2 1 0
44 Проведение каникул я планирую по собственному желанию 2 1 0
45
Иногда может обидеть, а
46 Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил 2 1 0
47 Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел 2 1 0
48 Чувствую, что он пренебрегает мною 2 1 0
49
Моя комната или уголок - это
моя крепость: могу убирать ее
или нет, он туда не
50 Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях 2 1 0
Механизм обработки сырых данных
После того, подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать, образец приведен в Приложении к методике), все полученные данные сводятся в "оценочный лист" отдельно на мать и на отца. Затем. по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ - позитивный интерес, DIR - директивность, HOS -враждебность, AUT - автономность и NED - непоследовательность). Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные* в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3.
Преимущества стандартных баллов перед сырыми общеизвестны. В тоже время, применительно к опроснику "ADOR" следует обратить внимание и на последние. Сырые баллы в известной мере являются более чувствительными. Так, например, по шкале "Непоследовательность" стандартный балл 2 соответствует сырым баллам в интервале от 1 до 6, что можно при определенном практическом опыте интерпретировать несколько по иному. Сырые баллы выражают абсолютный минимум и абсолютный максимум, т. е. сих помощью можно оценить, насколько выражено влияние того или иного фактора, что играет немаловажную роль в интерпретации результатов.
Если по параметру вышло 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 - то измеряемое качество выражено вполне отчетливо*. Затем строятся оценочные профили отношений, как к матери, так и к отцу, на специальном бланке.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ
1.Оценка матери сыном
Шкала позитивного интереса (POZ)
Прежде всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции "идти на поводу". Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.
Информация о работе Методика диагностики родительского отношения