Методика диагностики родительского отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:39, практическая работа

Описание работы

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Работа содержит 1 файл

Методика диагностики родительского отношения.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     процентильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,37 100,0 

     ОПРОСНИК "ПОДРОСТКИ О  РОДИТЕЛЯХ" (ADOR)

     Опросник "Поведение родителей и отношение  подростков к НИМ” (ADOR – сокращенно, подростки о родителях) изучает  установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом и юношеском возрасте.

     Особую  ценность этой методике придает тот  факт, что она отражает факторы семейного воспитания, которые оказываются скрытыми как от психологов, так и от самих родителей.

     Основой служит опросник, который создал Шафер  в 1965 г. Методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие подростков родителями - эмоциональное отвержение их; директивность со стороны родителей - психологическая автономия их; последовательность - непоследовательность в осуществлении родителями воспитательных принципов. Результаты теста представлены для психолога в виде сумм баллов, набранных по пяти основным шкалам: POZ - позитивный интерес, DIR - директивность, HOS - враждебность, AUT - автономность и NED - непоследовательность.

     Под принятием (позитивным интересом) понимается - безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей и от конкретных успехов ребенка. Принимающие подростка родители - это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребности подростка. Тем самым такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен другим людям, в том, что он обладает необходимыми личностными средствами для достижения своих целей.

     Эмоциональное отвержение рассматривается как  отрицательное отношение к ребенку, отсутствие ласки и уважения, в крайних случаях — враждебность. Преобладание в детско-родительских отношениях игнорирования потребностей ребенка, чрезмерной строгости и агрессивности, как правило, приводит к формированию у него чувства опасности, недоверия к миру и людям, неуверенности в себе и тревожности.

     Директивность родителей понимается как стремление к лидерству и власти, причем это стремление может выражаться как в доминантном поведении родителей и их стремлении управлять поведением подростка, так и в навязывании ему чувства вины и декларировании своей жертвенной позиции. Несмотря на то, что директивные родители заставляют подростка подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе, именно в семьях с ведущим директивным стилем взаи-моотношений наиболее ярко выражены активные протестные формы поведения подростка: отрица-ние родительских ценностей, негативизм, чрезмерное стремление к независимости и самостоя-тельности, сочетающиеся с минимальной собственной ответственностью за происходящее с ним.

     Под автономностью родителей понимается прежде всего отсутствие внимания к потребностям ребенка, погруженность в собственные переживания и дела, отсутствие эмоционального контакта и интереса. Автономность может проявляться также в излишней беспристрастности и формальности общения. В отличие от директивного стиля взаимоотношений подросткам в таких семьях предоставляется чрезмерная самостоятельность, основанная на равнодушии к ним. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует формированию у последнего чувства беспомощности, одиночества и собственной ненужности. В крайних случаях это может привести к формированию у подростка чрезвычайно низкой оценки себя как личности и человеческой жизни вообще. Авторами методики показана положительная связь между автономностью родителей и высокой вероятностью возникновения у подростка социальной дезадаптации и психологической склонности к алкоголизации.

     Непоследовательность  воспитательной тактики со стороны  родителей проявляется в резкой смене стиля отношений: от очень  строгого к либеральному и наоборот, от психологического принятия подростка к резкому эмоциональному отвержению его. Преобладание непоследовательности в детско-родительских отношениях лишает подростка ощущения стабильности окружающего мира, провоцирует повышенную тревожность и формирует ярко выраженную экстернальную позицию и психологический инфантилизм.

     Опросник  содержит 50 вопросов, по 10 - на каждый из оцениваемых параметров. Приводим полный текст опросника и инструкции к нему:

     ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

     Перед началом эксперимента подросток  вводится в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъявляется следующая инструкция:

     "Просим  Вас оценить, исходя из собственного  опыта, какие из указанных положений  более всего характерны для  Ваших родителей. Для этого  внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если вы считаете, что утверждение полностью передаст воспитательные принципы Вашего отца (или матери), то обведите в кружок цифру "2". Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери), то обведите цифру "1". Если же по Вашему мнению утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то обведите цифру "0".

     Затем подростку предъявляется регистрационный  бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей. Принципиальной разницы между ними нет: по отношению к матери все утверждения представлены в женском роде, а по отношению к отцу - в мужском. Причем заполняются бланки отдельно, т.е. вначале, например, по отношению к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и только после этого выдается бланк для заполнения, в котором отражаются воспитательные принципы отца. Сам опросник выглядит следующим образом:

     ADOR опросник для подростков

     Фамилия _______________ Имя_________Отчество__________________

       МОЙ ОТЕЦ (МОЯ МАТЬ) Да Частично  Нет

     1 Очень часто улыбается мне 2 1 0

     2 Категорически требует, чтобы  я усвоил, что я могу делать, а что нет 2 1 0

     3 Не хватает терпеливости к  отношении ко мне 2 1 0

     4 Когда я ухожу, сам решает, когда  я должен вернуться 2 1 0

     5 Всегда быстро забывает то, что  сам говорит или приказывает 2 1 0

     6 Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или  развеселиться 2 1 0

     7 Считает, что у меня должно  существовать много правил, которые  я обязан выполнять 2 1 0

     8 Постоянно на меня кому-то жалуется 2 1 0

     9 Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо 2 1 0

     10 За одно и то же один раз  наказывает, а другой - прощает 2 1 0

     11 Очень любит делать что-нибудь  вместе 2 1 0

     12 Если назначает мне какую-нибудь  работу, то считает, что я должен  делать только ее, пока не закончу 2 1 0

     13 Начинает сердиться и возмущаться  по поводу любого пустяка, который я сделал 2 1 0

     14 Могу идти, куда захочу и не  опрашивать у него разрешения 2 1 0

     15 В зависимости от моего настроения  отказывается от многих своих  дел 2 1 0

     16 Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня 2 1 0

     17 Всегда настаивает на том, что  за все мои проступки я должен  быть наказан 2 1 0

     18 Его мало интересует то, что  меня волнует и чего я хочу 2 1 0

     19 Если бы я захотел, то мог  бы идти куда захочу каждый  вечер 2 1 0

     20 Имеет определенные правила, но  иногда соблюдает их, иногда - нет  2 1 0

     21 Всегда с пониманием выслушивает  мои взгляды и мнения 2 1 0

     22 Следит за тем, чтобы я всегда  делал то, что мне сказано 2 1 0

     23 Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен 2 1 0

     24 Практически позволяет мне делать  все, что мне нравится 2 1 0

     25 Меняет свои решения так, как  ему придет в голову или  как ему будет удобно 2 1 0

     26 Часто хвалит меня за что-либо 2 1 0

     27 Всегда точно хочет знать, что  я делаю и где нахожусь 2 1 0

     28 Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился 2 1 0

     29 Позволяет мне самому выбирать  себе дело по душе 2 1 0

     30 Иногда очень легко меня прощает,  а иногда - нет 2 1 0

     31 Старается открыто доказать, что  любит меня 2 1 0

     32 Всегда следит за тем, что  я делаю на улице или в школе 2 1 0

     33 Если я сделаю что-нибудь не  так, постоянно и везде говорит  об этом 2 1 0

     34 Предоставляет мне много, свободы.  Редко говорит "должен" или  "нельзя" 2 1 0

     35 Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю  что-нибудь плохое или хорошее 2 1 0

     36 Считает, что я должен иметь  собственное мнение по каждому  вопросу 2 1 0

     37 Всегда тщательно следит за  тем, каких друзей я имею 2 1 0

     38 Когда я его чем-то задену  или обижу, не будет со мной  говорить, пока я сам не начну  2 1 0

     39 Всегда легко меня прощает  2 1 0

     40 Хвалит и наказывает очень  непоследовательно: иногда слишком  много, а иногда слишком мало 2 1 0

     41 Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо 2 1 0

     42 Постоянно указывает мне, как  себя вести 2 1 0

     43 Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит 2 1 0

     44 Проведение каникул я планирую  по собственному желанию 2 1 0

     45 Иногда может обидеть, а иногда  бывает добрыми признательным  2 1 0

     46 Всегда откровенно ответит на  любой вопрос, о чем бы я  не спросил 2 1 0

     47 Часто проверяет, все ли я  убрал, как он велел 2 1 0

     48 Чувствую, что он пренебрегает  мною 2 1 0

     49 Моя комната или уголок - это  моя крепость: могу убирать ее  или нет, он туда не вмешивается 2 1 0

     50 Очень тяжело разобраться в  его желаниях и указаниях 2 1 0

     Механизм  обработки сырых данных

     После того, подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать, образец приведен в Приложении к методике), все  полученные данные сводятся в "оценочный лист" отдельно на мать и на отца. Затем. по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ - позитивный интерес, DIR - директивность, HOS -враждебность, AUT - автономность и NED - непоследовательность). Далее сырые баллы переводятся в стандартизованные* в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3.

     Преимущества  стандартных баллов перед сырыми общеизвестны. В тоже время, применительно к опроснику "ADOR" следует обратить внимание и на последние. Сырые баллы в известной мере являются более чувствительными. Так, например, по шкале "Непоследовательность" стандартный балл 2 соответствует сырым баллам в интервале от 1 до 6, что можно при определенном практическом опыте интерпретировать несколько по иному. Сырые баллы выражают абсолютный минимум и абсолютный максимум, т. е. сих помощью можно оценить, насколько выражено влияние того или иного фактора, что играет немаловажную роль в интерпретации результатов.

     Если  по параметру вышло 1-2 балла, то можно  говорить, что он слабо выражен, если же 4-5 - то измеряемое качество выражено вполне отчетливо*. Затем строятся оценочные профили отношений, как к матери, так и к отцу, на специальном бланке.

     ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ

     1.Оценка  матери сыном

     Шкала позитивного интереса (POZ)

     Прежде  всего, психологическое принятие матери мальчики-подростки видят в относительно критическом подходе к ним. Подростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции "идти на поводу". Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы подросток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к нему позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Информация о работе Методика диагностики родительского отношения