Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 19:39, практическая работа
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Структура опросника
Опросник состоит из 5 шкал.
1.
"Принятие-отвержение". Шкала отражает
интегральное эмоциональное
2. "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4.
"Авторитарная
5.
"Маленький неудачник" - отражает
особенности восприятия и
Текст опросника
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.
Нужно подольше держать
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7.
Хорошие родители ограждают
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9.
Я всегда стараюсь помочь
10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.
Я испытываю досаду по
12.
Мой ребенок ничего не
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15.
Для своего возраста мой
16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
18.
Моего ребенка трудно научить
хорошим манерам при всем
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я принимаю участие в своем ребенке.
22. К моему ребенку «липнет» все дурное.
23.
Мой ребенок не добьется
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25. Я жалею своего ребенка.
26.
Когда я сравниваю своего
27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.
Я часто ловлю себя на
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.
Родители должны
32.
Я стараюсь выполнять все
33.
При принятии семейных решений
следует учитывать мнение
34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38.
Я испытываю к ребенку
39.
Основная причина капризов
40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41.
Самое главное, чтобы у
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
51.
Иногда пне кажется, что
52.
В моем ребенке больше
53. Я разделяю интересы своего ребенка.
54.
Мой ребенок не в состоянии
что-либо сделать
55.
Мой ребенок вырастет не
56.
Мой ребенок нравится мне
57.
Я тщательно слежу за
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60.
Я не высокого мнения о
61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к Опроснику
1. Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2.
Образ социальной
3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4.
Авторитарная
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- отвержение,
- социальная желательность,
- симбиоз,
- гиперсоциализация,
- инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160
1 шкала: «принятие – отвержение»
«сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7 8
процентильный ранг 0 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02
«сырой балл» 9 10 11 12 13 14 12 16 17
процентильный ранг 31,01 53,79 68,35 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67
«сырой балл» 18 19 20 21 22 23 24 25 26
процентильный ранг 94,30 95,50 97,46 98,10 98,73 98,73 99,36 100 100
«сырой балл» 27 28 29 30 31 32
процентильный ранг 100 100 100 100 100 100
2 шкала
«сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
процентильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93
3 шкала
«сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7
процентильный ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65
4 шкала
«сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6
процентильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,76
5 шкала
«сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7
Информация о работе Методика диагностики родительского отношения