Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 07:39, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности значения общения в жизни общества.
Задачи работы:
1. Исследовать коммуникативную сторону общения.
2. Выявить значение знаковых систем при передаче информации.
3. Провести анализ знаковых систем вербальных и невербальных коммуникаций.
4. Обосновать систему коммуникативных умений.
5. Оценить своё умение слушать при помощи тестовой методики.
Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) 5
1.2 Значение знаковых систем при передаче информации 7
1.3 Знаковые системы вербальных и невербальных коммуникаций 9
1.4 Система коммуникативных умений 12
2. Практическая часть 13
Заключение 14
Библиографический список 16
Таким
образом, речь — особая и наиболее
совершенная форма общения, свойственная
только человеку. В речевом общении
участвуют две стороны —
Язык — строго нормализованная система средств общения, а речь — его применение в процессе общения для передачи мысли и чувства.
Итак, речь — это вербальная коммуникация , т.е . процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами.
Речь бывает письменная и устная. Последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую .
Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Вторая разновидность устной речи — монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Это рассказ учителя, доклад и т.д.
Письменная
речь появилась в истории
Невербальная коммуникация включает в себя следующие основные знаковые системы:
1. оптико-кинетическую,
2. пара- и экстралингвистическую,
3.
организацию пространства и
4. визуальный контакт.
В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.
Оптико-кинетическая система включает жесты, мимику, пантомимику. Наука мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку и т.д.
Выражение лица (мимика) отражает внутренне эмоциональное состояние и способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Считается, что мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.
Основные человеческие эмоции (страх, печаль, гнев, отвращение, радость, удивление…) выражаются с помощью мимических движений лба, бровей, рта, глаз, носа, подбородка. Легче всего распознаются положительные эмоции — радость, удивление. Труднее воспринимаются отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. К.Изард отмечает, что в процессе социализации человек научается скрывать мимические проявления своих эмоций. Он говорит, что часто развернутое проявление какой-либо эмоции мы можем наблюдать лишь в условиях очень интенсивной стимуляции.
аким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную (а иногда и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Системы невербальной коммуникации могут не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, но и помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией между людьми.
Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.
Для этого необходимы следующие качества:
В практической части следовало оценить своё умение слушать при помощи психологического теста.
Чтобы оценить ваше умение слушать, предлагается тест, на 10 вопросов которого следует дать ответы.
Ответы фиксируются следующим образом: почти всегда – 2 балла, в большинстве случаев – 4 балла, иногда – 6 баллов, редко – 8 баллов, почти никогда – 10 баллов.
Тестовые вопросы:
Полученный результат – 86 баллов – выше среднего.
Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.
Категория
«общение» является базовой для
социально-психологической
Подводя итог, нужно отметить, что общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта.
Анализ
общения как сложного, многостороннего
процесса показывает, что его конкретные
формы могут быть весьма различными. Вычленить
«чистые» образцы (модели) общения, конечно,
можно в ситуациях лабораторного эксперимента,
особенно в таких простых случаях, когда
оно имеет место между двумя людьми. Определенное
значение таких исследований бесспорно,
но также бесспорна и их ограниченность.
Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму,
в которой организуется этот процесс.
Вся традиционная социальная психология
уделяла преимущественное внимание именно
этому аспекту. Ее методические приемы,
технические средства анализа были подчинены
этой задаче. Между тем содержательные
аспекты общения оставались по существу
за бортом интереса исследователей. Механизм
же работает весьма различно в зависимости
от того, с каким «материалом» имеет дело.
Типы групп, в которые объединены люди
и в которых совершаются процессы общения,
настолько многообразны, что одни и те
же формальные характеристики этих процессов
приобретают совершенно различное значение.
Кроме того, те два плана общения, которые
были выделены в начале нашего анализа,
специфически соотносятся в каждом отдельном
случае. Для того чтобы понять, как личность
включена в эти процессы, что она вносит
в них, надо проследить, как конкретно
раскрываются процессы общения в различных
группах, т.е. в условиях различной по содержанию
деятельности. Принцип единства общения
и деятельности требует логического перехода
от общих характеристик процесса общения
к изучению его в контексте конкретных
групп.
1.
Столяренко Л.Д. Психология: учебное
пособие для студентов
2. Сухов А.Н. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 240с.
3.
Сущенко, С.А. Социальная
4.
Андреева Г.М. Социальная
5.
Аронсон Э. Общественное
6.
Белинская Е.П. Социальная
7. Бэрон Р. Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.
8.
Еникеев М.И. Общая и
9.
Крысько В.Г. Социальная
10.
Крысько В.Г. Словарь-
11.
Крысько В.Г. Социальная
12.
Куницына В.Н. Межличностное
13.
Леонтьев А.А. Психология
14.
Майерс Д. Социальная
15.
Милграм, С. Эксперимент в
16. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1.: Общие основы психологии. – 688с.
17.
Немов Р.С. Социальная
18.
Парыгин Б.Д. Социальная
19. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.
20.
Социальная психология в
21. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М., 2006. – 351 с.
22.
Социальная психология