Место общения в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности значения общения в жизни общества.

Задачи работы:

1. Исследовать коммуникативную сторону общения.

2. Выявить значение знаковых систем при передаче информации.

3. Провести анализ знаковых систем вербальных и невербальных коммуникаций.

4. Обосновать систему коммуникативных умений.

5. Оценить своё умение слушать при помощи тестовой методики.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) 5
1.2 Значение знаковых систем при передаче информации 7
1.3 Знаковые системы вербальных и невербальных коммуникаций 9
1.4 Система коммуникативных умений 12
2. Практическая часть 13
Заключение 14
Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

202-а Контрольная работа соц. психология.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, речь — особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В речевом общении  участвуют две стороны — говорящий  и слушающий (коммуникатор и реципиент). Говорящий отбирает слова, необходимые для выражения мысли, связывает их по правилам грамматики и произносит их благодаря артикуляции органов речи. Слушающий воспринимает речь, так или иначе понимает высказанную в ней мысль. Ясно, что у коммуникатора и реципиента должно быть что-то общее, должны быть одинаковые средства и правила передачи мысли. Таким общим средством и системой правил является тот или иной национальный язык, вырабатываемый в процессе речевого общения на протяжении многих поколений.

    Язык  — строго нормализованная система  средств общения, а речь — его  применение в процессе общения для  передачи мысли и чувства.

    Итак, речь — это вербальная коммуникация , т.е . процесс общения с помощью  языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Слова могут быть произнесены вслух, про себя, написаны или же заменены у глухих людей особыми жестами.

    Речь  бывает письменная и устная. Последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую .

    Наиболее  простой разновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы. Вторая разновидность устной речи —  монолог, который произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Это рассказ учителя, доклад и т.д.

    Письменная  речь появилась в истории человечества много позднее устной. Она возникла как результат потребности между  людьми, разделенными пространством и временем.

    Невербальная  коммуникация включает в себя следующие  основные знаковые системы:

    1. оптико-кинетическую,

    2. пара- и экстралингвистическую, 

    3. организацию пространства и времени  коммуникативного процесса,

    4. визуальный контакт.

    В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

    Оптико-кинетическая система включает жесты, мимику, пантомимику. Наука мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку и т.д.

    Выражение лица (мимика) отражает внутренне эмоциональное  состояние и способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Считается, что мимические выражения несут 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

    Основные  человеческие эмоции (страх, печаль, гнев, отвращение, радость, удивление…) выражаются с помощью мимических движений лба, бровей, рта, глаз, носа, подбородка. Легче всего распознаются положительные эмоции — радость, удивление. Труднее воспринимаются отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. К.Изард отмечает, что в процессе социализации человек научается скрывать мимические проявления своих эмоций. Он говорит, что часто развернутое проявление какой-либо эмоции мы можем наблюдать лишь в условиях очень интенсивной стимуляции.

    аким  образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную (а иногда и самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Системы невербальной коммуникации могут не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, но и помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией между людьми.

1.4 Система коммуникативных  умений

    Для успеха в профессиональной деятельности современному специалисту необходимо в совершенстве владеть навыками культуры речи, обладать лингвистической, коммуникативной и поведенческой компетенцией в профессиональном общении.

    Для этого необходимы следующие качества:

    • знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
    • умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи;
    • владение профессиональной терминологией, знание соответствий между терминами и понятиями;
    • владение стилем профессиональной речи;
    • умение определять цель и понимать ситуацию общения;
    • умение учитывать социальные и индивидуальные черты личности собеседника;
    • навыки прогнозирования развития диалога, реакций собеседника;
    • умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
    • высокая степень контроля эмоционального состояния и выражения эмоций;
    • умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности;
    • знание этикета и четкость выполнения его правил.

2. Практическая часть

 

    В практической части следовало оценить своё умение слушать при помощи психологического теста.

    Чтобы оценить ваше умение слушать, предлагается тест, на 10 вопросов которого следует  дать ответы.

    Ответы  фиксируются следующим образом: почти всегда – 2 балла, в большинстве случаев – 4 балла, иногда – 6 баллов, редко – 8 баллов, почти никогда – 10 баллов.

    Тестовые  вопросы:

  1. Может ли у вас быть снисходительный менторский тон, с оттенком пренебрежения и иронии в общении?
  2. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица, лексикон в зависимости от того, кто ваш собеседник?
  3. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком, даже когда он стремится к этому?
  4. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся «щекотливой» для вас темы?
  5. Стараетесь ли закончить беседу, если тема или собеседник неинтересны для вас?
  6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом?
  7. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника?
  8. Может ли неудачно сказанное выражение спровоцировать вас на резкость или грубость?
  9. Могут ли вас раздражать манеры собеседника?
  10. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, термины, вульгаризмы?

    Полученный  результат – 86 баллов – выше среднего.

Заключение

 

    Как только не именовали человека: и homo sapiens (человек разумный), и homo fuber (человек производящий), и homo habilis (человек умелый), и homo ludens (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать homo communicans – человек общающийся. Русский мыслитель Пётр Чаадаев (1794 – 1856) остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

    Категория «общение» является базовой для  социально-психологической теории. Есть множество подходов к обоснованию  этого положения. Нас же интересует категория «общение» в плане  показа общения как источника  и основы социальной психики. С этих позиций рассмотрено в данной работе общение на базе сложившихся в литературе подходов.

    Подводя итог, нужно отметить, что общение  – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнёрами и приводящая к возникновению психического контакта.

    Анализ  общения как сложного, многостороннего  процесса показывает, что его конкретные формы могут быть весьма различными. Вычленить «чистые» образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в таких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традиционная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические средства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержательные аспекты общения оставались по существу за бортом интереса исследователей. Механизм же работает весьма различно в зависимости от того, с каким «материалом» имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различное значение. Кроме того, те два плана общения, которые были выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Принцип единства общения и деятельности требует логического перехода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиографический список

 

    1. Столяренко Л.Д. Психология: учебное  пособие для студентов среднего  профессионально образования / Л.Д.  Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 444с.

    2. Сухов А.Н. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 240с.

    3. Сущенко, С.А. Социальная психология: учебник  для среднего профессионального  образования / С.А. Сущенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 345с.

    4. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М. Андреева.–  5-е  изд., испр. и доп.– М.: Аспект  Пресс, 2004. – 365 с.

    5. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 517 с.

    6. Белинская Е.П. Социальная психология  личности / Е.П. Белинская, О.А.  Тихомандрицкая. – М.: Аспект пресс, 2005. – 301 с. 

    7. Бэрон Р.  Социальная психология  группы: процессы, решения, действия /  Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

    8. Еникеев М.И. Общая и социальная  психология: учебник для вузов  / М.И. Еникеев.– М.: НОРМА, 2005. –  624 с.

    9. Крысько В.Г. Социальная психология / В.Г. Крысько.– М.: Питер, 2005. –  221 с.

    10. Крысько В.Г. Словарь-справочник  по социальной психологии/ В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2003. – 416с.

    11. Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник / В.Г. Крысько.  – Мн.: Харвест, 2004. – 688с.

    12. Куницына В.Н. Межличностное общение:  Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2006. – 544 с.

    13. Леонтьев А.А. Психология общения:  учебное пособие для вузов  / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. –  М.: Смысл:  Академия, 2005. – 368 с.

    14. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб.  и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752с.

    15. Милграм, С. Эксперимент в социальной  психологии / С. Милграм. – СПб.: Питер, 2000. – 336 с. 

    16. Немов Р.С. Психология: Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений: В 3 кн. / Р.С.  Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит.  изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн.1.: Общие основы психологии. – 688с.

    17. Немов Р.С. Социальная психология: Краткий курс / Р.С. Немов, И.Р.  Алтунина. – СПб.: Питер, 2008. – 208с.

    18. Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 616 с.

    19. Психология. Учебник для экономических вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2007. – 672с.

    20. Социальная психология в современном  мире / Под ред. Г.М. Андреевой,  А.И. Донцова. – М., 2002. – 335 с. 

    21. Социальная психология: Учебное  пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М., 2006. – 351 с.

    22. Социальная психология личности  в вопросах и ответах / Под  ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 2004. – 397 с. 

Информация о работе Место общения в жизни общества