Место общения в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить особенности значения общения в жизни общества.

Задачи работы:

1. Исследовать коммуникативную сторону общения.

2. Выявить значение знаковых систем при передаче информации.

3. Провести анализ знаковых систем вербальных и невербальных коммуникаций.

4. Обосновать систему коммуникативных умений.

5. Оценить своё умение слушать при помощи тестовой методики.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 5
1.1 Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения) 5
1.2 Значение знаковых систем при передаче информации 7
1.3 Знаковые системы вербальных и невербальных коммуникаций 9
1.4 Система коммуникативных умений 12
2. Практическая часть 13
Заключение 14
Библиографический список 16

Работа содержит 1 файл

202-а Контрольная работа соц. психология.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Оглавление 
 

Введение

 

    Актуальность проблемы:

    Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

    Умение  общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

    Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в  котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

    В процессе общения:

    • передаётся и усваивается социальный опыт;
    • происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов;
    • формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;
    • происходит социализация личности.

    Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.

    В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует  способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и  заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

    В результате общения достигается  необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное  и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

    Теоретическая и практическая значимость проблемы исследования определяется тем, что результаты данного исследования могут быть использованы:

    • в качестве методологической основы для дальнейших исследований проблемы общения в социальной психологии;

    • для внесения изменений в учебные  курсы по социальной психологии;

    • в работе по анализу коммуникативных основ различных психологических проблем.

    Цель работы – выявить особенности значения общения в жизни общества.

    Задачи работы:

    1. Исследовать коммуникативную сторону  общения.

    2. Выявить значение знаковых систем  при передаче информации.

    3. Провести анализ знаковых систем вербальных и невербальных коммуникаций.

    4. Обосновать систему коммуникативных  умений.

    5. Оценить своё умение слушать  при помощи тестовой методики.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретическая часть

1.1 Общение как обмен  информацией (коммуникативная  сторона общения)

    Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную  сторону общения. Когда говорят  о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между  собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Все это можно рассматривать как информацию. Исходя из этого, можно интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации. Однако такой подход не является методологически корректным, т.к. в нем опускаются важные характеристики именно человеческой коммуникации, не сводимые только к передаче информации.

    В. Н. Куликов пишет: “Говоря об обмене информацией, надо помнить, что это  не пассивная передача её одним индивидом другому, наподобие вещи, а активный процесс работы человека над информацией, процесс её формирования и изменения... Так, высказывая мысль, мы не только формулируем её, облекаем в слова, но формируем, уточняем, развиваем. Будучи переданы другому человеку, чувства меняются в своей силе: радость, переданная другу, становится удвоенной радостью, а горе — половинным”.

    Г. М. Андреева не исключает возможности  применения некоторых положений  теории информации при описании коммуникативной  стороны общения. Но при этом, она говорит о необходимости выявления специфики обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми. Эта специфика, по мнению Г. М. Андреевой, заключается в следующем:

    Во-первых, общение нельзя рассматривать как  отправление информации или как прием ее, потому что в отличие от простого движения информации, здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

    Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен информацией обязательно предполагает воздействие на партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного человека на другого.

    В-третьих, коммуникативное влияние как  результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения  обладают единой системой кодирования. Но, даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причиной могут быть социальные, политические, возрастные особенности индивида.

    В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические  коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует единое понимание ситуации общения, вызванное различиями между партнерами. Различия могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные и т.п. С другой стороны, барьеры могут носить и чисто выраженный психологический характер, возникая или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, или в силу сложившихся между ними особого рода психологических отношений. 
 
 

1.2 Значение знаковых  систем при передаче  информации

    С древних времен знаки используются человеком для долговременного  хранения информации и ее передачи на большие расстояния.

    В соответствии со способом восприятия знаки можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые, причем в человеческом общении используются знаки первых трех типов.

    К зрительным знакам, воспринимаемым с  помощью зрения, относятся буквы  и цифры, которые используются в  письменной речи, знаки химических элементов, музыкальные ноты, дорожные знаки и т. д.

    К слуховым знакам, воспринимаемым с  помощью слуха, относятся звуки, которые используются в устной речи, а также звуковые сигналы, которые  производятся с помощью звонка, колокола, свистка, гудка, сирены и т. д.

    Для слепых разработана азбука Брайля, которая использует осязательный способ восприятия текстовой информации.

    В коммуникации многих видов животных особую роль играют обонятельные знаки. Например, медведи и другие дикие  животные помечают место обитания клочьями шерсти, сохраняющей запах, чтобы отпугнуть чужака и показать, что данная территория уже занята.

    Знаки отображают объекты окружающего  мира или понятия, т. е. имеют определенное значение (смысл).

    Знаки различаются по способу связи  между их формой и значением. Иконические знаки позволяют догадаться об их смысле, так как они имеют форму, похожую на отображаемый объект. Примером таких знаков являются значки на Рабочем столе операционной системы компьютера, например значок Мой компьютер.

    Символами называются знаки, для которых связь между формой и значением устанавливается по общепринятому соглашению. Примером таких знаков являются символы химических элементов, отображающие атомы химических веществ.

    Если  неизвестно соглашение о связи формы  и значения символов, то ничего нельзя сказать о смысле информации, записанной такими знаками. Существуют найденные археологами и до сих пор нерасшифрованные тексты на древних языках, так как неизвестно значение знаков, которыми они записаны.

    Знаковые  системы являются наборами знаков определенного типа. С некоторыми знаковыми системами вы хорошо знакомы и постоянно ими пользуетесь (языки и системы счисления), с другими познакомитесь в этом пункте.

    Каждая  знаковая система строится на основе определенного алфавита (набора знаков) и правил выполнения операций над знаками.

    Человек широко использует для представления  информации знаковые системы, которые  называются языками. Естественные языки  начали формироваться еще в древнейшие времена в целях обеспечения  обмена информацией между людьми. В настоящее время существуют сотни естественных языков (русский, английский, китайский и др.).

    В устной речи, которая используется как средство коммуникации при непосредственном общении людей, в качестве знаков языка используются различные звуки (фонемы).

    В основе письменной речи лежит алфавит, т. е. набор знаков (букв), которые  человек различает по их начертанию. В большинстве современных языков буквы соответствуют определенным звукам устной речи. Алфавит русского языка называется кириллицей и содержит 33 знака, английский язык использует латиницу и содержит 26 знаков.

    На  основе алфавита по правилам грамматики образуются основные объекты языка - слова. Правила, согласно которым из слов данного языка строятся предложения, называются синтаксисом. Необходимо отметить, что в естественных языках грамматика и синтаксис языка формулируются с помощью большого количества правил, из которых существуют исключения, так как такие правила складывались исторически.

1.3 Знаковые системы  вербальных и невербальных коммуникаций

    Общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом, осуществляется по следующим  основным каналам: речевой (вербальный — от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения.

    Вербальная  коммуникация. Речь

    Вербальная  коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему  фонетических знаков, включающую два  принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным  средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл общения (при условии высокой степени общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса).

    Генетически речь возникла вместе с мышлением  в общественно-трудовой практике и развивалась в единстве с ним в процессе общественно-исторического развития человечества. В целом речь определена сознанием человека. С. Л. Рубинштейн пишет: “Основная функция сознания — это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять их сначала в их единстве, - это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого. Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка; речь — это язык в действии… Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого /человека/, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления”.

Информация о работе Место общения в жизни общества