Менеджер как субъект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй - в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:
субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;
объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Работа содержит 1 файл

менеджер как субъект управления.docx

— 40.93 Кб (Скачать)

Некомпетентный, не разбирающийся  в деле руководитель неизбежно оказывается  в унизительной зависимости от своего окружения.

1. Он вынужден оценивать  обстановку по подсказкам своих  подчиненных или вышестоящих  начальников.

2. Он, как правило, затрудняется  высказывать весомые суждения, предпринимать  активные действия, давать полезные  советы по специальным вопросам.

3. Он нередко вынужден  имитировать полезную деятельность, ибо неспособен к реальным  и ответсвенным действиям.

4. Он обычно, чтобы скрыть  незнание дела, стремится окружить  себя столь же некомпетентными  людьми и отдалить способных  работников.

В практике руководства известны и такие случаи, когда руководитель вполне компетентен в специальной  области знаний, но в процессе его деятельности возникают вопросы, в которых он несведущ.

При этом можно пребывать  в добросовестном заблуждении и  искренне не сознавать ограниченности своих знаний. Возможно, он вообще переоценивает себя или испытывает своего рода управленческий синдром: раз назначен начальником, то не имеет права не знать чего бы то ни было. Избыточная самоуверенность не позволяет своевременно почувствовать потребность посоветоваться с людьми при подготовке тех или иных решений.

 

    1. Стиль и имидж менеджера

Работа менеджера требует  от него чего-то большего, чем отдельные  полезные качества. Действительно, для  того чтобы добиться удачи в любом  деле, нужен ум. Но есть много умных  неудачников. Чтобы завоевать успех, нужно быть смелым. Но мы знаем немало смелых людей, которые потерпели  фиаско. Видимо, наряду с мудростью  и отвагой необходимо обладать еще  целым рядом данных. Все они  вместе объединяются понятием «стиль».

Словом «стиль» древние  греки называли заостренную палочку  из кости, металла или дерева, которой  писали на покрыты воском дощечках или бересте. От такого стиля во многом зависело, как будет написан, а значит, и прочитан текст. Сегодня, говоря о стиле человека, мы имеем в виду его индивидуальный почерк, особенности личности, все то, что выделяет данного работника из круга его коллег.

Роль стиля при ведении  любого дела огромна. Это воистину волшебная  палочка делового человека. Известное  выражение «человек - это стиль» можно смело дополнить: «деловой человек - это стиль».

Можно выделить несколько  наиболее характерных, базовых стилей менеджера.

Менеджер-аппаратчик. Его  стиль известен под названием  «бюрократический». Вот его родовые  черты. Он уверен, что рожден начальником. И действительно, всю свою жизнь, со школьного возраста, чем-нибудь и  кем-нибудь руководит. Его родная стихия - собрания, совещания, «пятиминутки», на которых он с упоением и, надо сказать, со знанием дела председательствует. Хорошо знает все тонкости и нюансы аппаратной системы и умело их использует. С вышестоящим руководством работает на основе неформальных связей, зато нижестоящих давит всей силой  административного пресса. Не мыслит иных пружин управления, кроме привычных  и хорошо знакомых ему казенно-бюрократических.

Менеджер-функционер. Тоже порождение командно-административной системы. Но с меньшими притязаниями, чем у  представителя предыдущего стиля. Его стихия - действия по принципу: «Движение - все, цель - ничто». Он весь в хлопотах, в суете. Любит «работать с людьми», но без психологического анализа - были бы интересные «жареные» факты. Впрочем, дело до конца обычно не доводит, принимается за следующее. Одним словом - функционер.

Менеджер-исполнитель. Главная  черта этого стиля - безропотное  исполнение приказаний. Свою задачу видит  в том, чтобы ничего не перепутать, спуская полученное «сверху» указание «вниз». Инициативы и риска боится как огня - у него для этого  есть большие основания: собственный  печальный служебный и жизненный  опыт.

Менеджер-изобретатель. Этот стиль противоположен предыдущему. Видит главную свою задачу в изменении  всего сущего. Постоянно генерирует идеи, предоставляя подчиненным право  проводить их в жизнь. Стабильность такого руководителя обычно обеспечивается родственными и другими неформальными  связями с «высоким руководством».

Менеджер-симулянт. Обладает удивительной способностью имитировать  деятельность любого рода. Знает законы и постановления, особенно в части  того, как их обходить. Основные силы (свои и коллектива) направляет на бумаготворчество, особенно на отчетность. Тут у него все «в полном ажуре».

Менеджер-аналитик. Обладает ценным качеством (обычно прирожденным) все подвергать сомнению и анализу. Любит и умеет находить недостатки и, что особенно ценно, способы их устранения. Умело перенимает чужой  опыт. Недостаток этого типа руководителя - все усилия его аналитического ума направляются на ошибки других: «В чужом глазу замечает соринку, а в своем не видит бревна».

Менеджер-индивидуал. Считает, что кроме него никто не работает и ничего не понимает. Сам лично  трудится много и порой даже плодотворно. С коллективом срабатывается  трудно.

Менеджер-неформал. Тип, распространившийся в годы перестройки и тотальной  выборности руководителей. Весьма демократичен. Умеет «работать с людьми»  и стимулировать их к труду. Хорошо выступает, в совершенстве владеет  приемами социальной демагогии. Профессионально  подготовлен слабо, впрочем, охотно учится и способен к развитию.

Менеджер-предприниматель. Хорошо профессионально подготовлен. Видит свою цель в экономическом  и социальном процветании предприятия  и его персонала. Интересы клиентов, покупателей и подчиненных для  него святое дело. Постоянно совершенствует производство, обновляет продукцию. Умеет зарабатывать деньги для себя и коллектива.

Под воздействием менеджера  возникает нечто большее, чем  его индивидуальный отпечаток в  управлении - формируется стиль руководства  предприятием в целом. Различают  следующие типы руководства предприятием.

Первый - диктатура. В этом случае как высший руководитель предприятия, так и все нижестоящие начальники чувствуют себя полновластными хозяевами своих подчиненных. Все решения формируются «наверху» и спускаются «вниз» без обсуждения. Главная задача подчиненных при этом - не напутать руководящего указания и вовремя доложить о его исполнении. Такой стиль характерен, когда во главе предприятия стоит плохо подготовленный и интеллектуально слабый руководитель, которого больше всего устраивает принцип: «Я начальник - ты дурак». Этому типу обычно сопутствует культ руководителя - «вождизм». Наша страна, в том числе и ее экономика, очень пострадали от подобного стиля руководства. Любопытно, что, пожалуй, раньше других заметили несуразности данного стиля замечательные сатирики И. Ильф и Е. Петров. Вспомним «12 стульев»: «Пожарные, свесив парусиновые ноги с площадки, мотали головами в касках и пели нарочито противными голосами:

Нашему брандмейстеру  слава,

Нашему дорогому товарищу Насосову слава!...»

Вместе с тем бывают исключительные ситуации, в которых  диктаторский, авторитарный тип руководства  может оказаться приемлемым. Например, в чрезвычайных обстоятельствах, когда  на размышления и обсуждения нет  времени.

Второй тип руководства - либеральная автократия. В этом случае начальник иногда снисходит  и выборочно выслушивает мнения подчиненных (обычно избранных и  приближенных к особе руководителя). При выработке решений частично учитывается мнение «низов». Данный тип руководства на фоне абсолютной деспотии выглядит весьма привлекательно, однако он несет в себе большую  часть пороков самодержавия, в  том числе главный - почти полное отсутствие обратной связи.

Третий тип руководства - демократический централизм. Руководитель выслушивает предложения подчиненных, но принимает решения единолично, основываясь на мнении большинства, после чего решение становится обязательным для всех, в том числе и для несогласных с ним. Мнение меньшинства при этом обычно игнорируется. Данный тип руководства - шаг вперед по сравнению с диктаторским, авторитарным. Однако и он подавляет инициативу, смелые новаторские предложения отбрасываются как не собравшие большинства голосов (смелые новации, как правило, поначалу рождаются в головах меньшинства).

Четвертый тип - последовательно  демократический. В этом случае решения  готовятся коллегиально. Каждый член коллектива независимо от его положения  на иерархической лестнице имеет  одинаковое право голоса. По принципиальным вопросам права меньшинства обеспечиваются путем соблюдения принципа консенсуса (общего согласия) за счет взаимных уступок, компромиссов. Уместно привести по этому поводу следующее малоизвестное  высказывание, принадлежащее Льву Толстому: «Для того чтобы приказание было наверняка  исполнено, надо, чтобы человек выразил  такое приказание, которое могло  бы быть исполнено». Руководитель выступает  здесь в качестве координатора. Данный тип руководства характеризуется наиболее развитой и полной обратной связью, что помогает избежать многих ошибок управления.

Сравнительный анализ рассмотренных  типов руководства показывает, что, несмотря на большую приемлемость сегодня  последнего типа, три остальных имеют  право на существование в конкурентных условиях обстановки и деятельности предприятия.

Формирование необходимого стиля менеджера и связанного с ним типа руководства во многом зависит от личности того, кто руководит. В основе же личности лежат такие  качества, как интеллект, моральные  устои, воля. Пусть это не покажется  странным, но интеллект, несмотря на все  свои значение, порой не является решающим фактором для достижения успеха менеджера  в руководстве предприятием и  в предпринимательской деятельности. Американский институт технологии Карнеги  предложил ста видным бизнесменам  тест для проверки степени их интеллектуальности. Оказалось, что для преуспевания в делах человеческие качества важнее, чем глубокие знания.

Многие человеческие качества - врожденные. Поэтому приходится, увы, признать, что в каком-то смысле менеджером нужно родиться. Человек, не подготовленный природой к миссии руководителя, часто, несмотря на все усилия, не достигает успеха.

Наряду с четкими правилами  деятельности менеджера существуют и такие, которые нельзя сформулировать однозначно и конкретно. Речь идет о  правилах поведения менеджера, о  нужных ему манерах, одежде - всем том, что в былые времена называлось правилами хорошего тона.

Менеджер должен быть человеком  воспитанным, привлекательным. Это  для него не просто желательные, как  для любого другого человека качества, но обязательные профессиональные признаки. Ведь бизнесмену-руководителю приходится все время иметь дело с людьми, а от их отношения к личности менеджера  во много зависит успех предприятия.

Мы уже привели ряд  рекомендаций по обращению с людьми, воздействие на которых менеджер собирается оказывать. Однако этого  мало. То, что требуется от менеджера, - больше, чем отдельные приемы. Требуется  воспитать в себе постоянное умение вести себя в обществе, создавать  в глазах окружающих то, что называют своим неповторимым лицом, образом, имиджем.

Прежде всего, это естественность поведения, непринужденность в обращении, раскованность, сочетающиеся с глубоким уважением к окружающим. Непосредственность без фамильярности, дружелюбие без  слащавости, прямота без грубости, искренность без хитрости, откровенность без назойливости. Все это вместе можно назвать тактом. Тактичный человек терпимо относится к окружающим, никогда не ставит других (и себя) в неловкое положение, старается никого не огорчать без крайней нужды, не доставлять другому неприятностей или неудобств. Признаки такта - не вмешиваться в чужие дела, не ныть и не жаловаться на свои трудности. Такт - это также скромность и стремление оставаться в тени, не делать другим замечаний, не подчеркивать своих преимуществ и чужих недостатков, не перебивать собеседника, что бы он ни говорил (это трудно, но дает удивительный эффект). И при всем этом соблюдать собственное достоинство, уважать не только окружающих, но и себя. В русском языке все эти качества получили название «интеллигентность».

Попробуйте ответить на несколько  вопросов и оценить свои ответы.

1. Следует ли стремиться  перейти с деловым партнером  на «ты»?

2. Как лучше сесть по  отношению к партнеру: напротив  него, рядом с ним, поближе,  подальше?

3. Следует ли во время  деловой беседы постоянно смотреть  в лицо собеседника?

4. Помогает ли курение  деловому общению?

5. Полезно ли поесть  перед деловой встречей или  лучше вести ее натощак?

6. Что важнее для делового  успеха: качества личности менеджера  или его глубокие профессиональные  знания?

Нужно терпеливо культировать, воспитывать в себе интерес к людям. Одно из главных «упражнений» - терпеливо и с любопытством выслушивать других, уметь разговорить собеседника. Если же не можете удержаться и начинаете говорить сами - старайтесь, чтобы сказанное было интересно и по возможности приятно другому.

 

 

 

Практическое задание 

Вы получили одновременно два срочных задания: от Вашего непосредственного  и вышестоящего руководителя. Времени  для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу. Ваше решение (с  обоснованием).

 

Решение:

Поставив в известность  непосредственного начальника, я  начну выполнять задание от вышестоящего руководителя. Постараюсь сделать все  максимально качественно и в  кратчайшие сроки. Позже доложу и результатах и примусь за второе задание

 

Заключение 

Современный менеджер переживает настоящую революцию. Традиционные подходы к управлению привлекают внимание, прежде всего к контролю над людьми, достижению стабильности и эффективности производства, использованию правил и процедур.

В заключение можно сказать, что современный менеджер –это:

  1. всесторонне развитая личность, обладающая необходимыми знаниями и квалификацией для выполнения возложенных на него обязанностей;
  2. член коллектива, способствующий его успешному функционированию и развитию, придерживающийся принятых в нем ценностей;
  3. личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать коммуникации и поддерживать нормальное отношение с коллегами;
  4. специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник преданный компании и готовый защищать ее интересы.

Информация о работе Менеджер как субъект управления