Менеджер как субъект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй - в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:
субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;
объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Работа содержит 1 файл

менеджер как субъект управления.docx

— 40.93 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено  в виде контура управления, как  совокупность двух взаимодействующих  подсистем - субъекта управления (управляющей  подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы).

В самом общем виде управление предстает как определенный тип  взаимодействия, существующий между  двумя субъектами, один из которых  в этом взаимодействии находится  в позиции субъекта управления (СУ), а второй - в позиции объекта  управления. Данное взаимодействие характеризуется  следующими моментами:

  • субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;
  • объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально  существующем только в случае, если объект управления выполняет команды  СУ. Для того чтобы это выполнялось, необходимо, во-первых, наличие у  СУ потребности и возможности  управлять ОУ, вырабатывая для  этого соответствующие управленческие команды, и, во-вторых, наличие у ОУ готовности и возможности эти  команды выполнять. Данные условия  являются необходимыми и достаточными для того, чтобы СУ осуществлял  управление ОУ. Движущим началом управления является противоречие между управляющим  и управляемым субъектами, порождающее, с одной стороны, необходимость  управления, и разрешаемое, с другой стороны, в процессе осуществления  управления. То есть рассматривать  вопросы эффективного управления необходимо с позиций взаимодействия субъекта и объекта управления.

Когда реализуется управленческое взаимодействие, можно говорить, что  между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой  состоит в том, что один из них  заинтересован в определенного  вида функционировании второго и  генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение  этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет  себя соответственно управленческим командам первого.

Для того чтобы между двумя  субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности  осуществления управления, так как  именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения  управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более глубинных отношениях, таких как экономические либо морально-этические отношения.

 

    1. Управление и менеджмент

Последнее десятилетие XX века было для России весьма трагичным. Системный  кризис поразил все сферы жизнедеятельности  российского общества. Одна из главных  причин кризиса - развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики  обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения.

Деятельность любой организации как в период кризиса, так и после него требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

В условиях рыночных отношений  меняются взгляды на природу, роль, сущность и значение труда руководителя. На первое место выдвигается самостоятельность, инициатива, предприимчивость, творческое мышление, готовность к разумному  риску.

Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства. Современное управление должно способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен.

Управление есть элемент  и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание  режима деятельности, реализацию программы  и цели деятельности.

Под управлением понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном состоянии и (или) перевод ее в новое более жизненное состояние организации путем разработки и реализации целенаправленных воздействий.

Выработка управляющих воздействий  включает в себя сбор, передачу и  обработку необходимой информации, принятие решений, обязательно включающее определение управляющих воздействий.

Под управляющим воздействием понимается воздействие на объект управления, направленное на достижение цели управления. Следовательно, результатом управляющего является управленческое решение, в основе которого лежит цель (целеполагание).

Если управление - это воздействие, значит существуют:

    • среда (система управления);
    • средства (механизм управления);
    • действия (процесс управления).

Понятие "управление" и "менеджмент" часто употребляются  как синонимы, в то же время между  ними имеются различия. Рассмотрим, в чем состоят эти различия.

"Менеджмент" - английское  слово, в переводе оно означает "управление". Тем не менее  в русском языке слова "управление" и "менеджмент" употребляются  в разных контекстах. Обычно мы  не говорим: "Я осуществляю  менеджмент автомобиля". Мы говорим: "Я управляю автомобилем". Мы  не говорим: "Они осуществляют  менеджмент выплавки стали". Мы  говорим: "Они управляют выплавкой  стали".

Слово "менеджмент" обычно употребляется по отношению к  людям, коллективам и организациям: менеджмент означает управление этой организацией. Менеджмент можно рассматривать  как в формальных (законодательно закрепленных), так и в неформальных организациях.

В соответствии с установившейся традицией мировой литературы в  области управления, менеджменту  дается широкая трактовка в фундаментальном  Оксфордском словаре английского  языка.

Менеджмент - это:

  1. способ, манера общения с людьми;
  2. власть и искусство управления;
  3. особого рода умелость и административные навыки, которым обычно обучают;
  4. орган управления - административная единица, без которой не может существовать ни одна организация.

Главная задача людей в  аппарате управления - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) для достижения ее целей.

В словаре иностранных  языков менеджмент переводится на русский  язык как управление производством  и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности  и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку  менеджмент призван рассматривать  разнообразные задачи, необходимость  решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей.

Кроме того, менеджмент -

    • это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;
    • это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;
    • это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

По мнению Короткова Э.М. /18/ менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

 

    1. Субъекты управления

Субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать  в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими  командами.

Для того чтобы между двумя  субъектами существовала управленческая связь и соответственно осуществлялось управленческое взаимодействие, необходимо, чтобы между этими субъектами существовали отношения управления. Они являются основой возможности  осуществления управления, так как  именно они задают возможность вырабатывать управленческие команды и готовность эти команды выполнять. Отношения  управления не являются изначальными отношениями, а базируются на более  глубинных отношениях, таких как  экономические либо морально-этические  отношения.

Важным моментом является то, какие мотивы побуждают субъекта управления к руководству, какие  цели он при этом преследует. В том  случае, когда цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми  субъектом управления, последний  ориентирован на наиболее эффективное  управление. Для того чтобы это  существовало, необходимо соблюдение двух условий:

1) субъект управления  не должен иметь возможности  достижения своих целей за  счет управленческой деятельности  в независимости от достижения  целей управления;

2) степень достижения  субъектом управления своих целей  за счет управленческой деятельности  должна находиться в прямой  зависимости от степени достижения  целей управления.

Полная привязка потребности  субъекта управления управлять к  результатам функционирования объекта  управления наблюдается в том  случае, когда субъектом управления является субъект собственности. Если субъектом управления является не собственник, а исполнитель, призванный реализовывать  функцию управления, потребность  управлять у субъекта управления объективно не связана непосредственно со стремлением получения наилучшего конечного результата. Более того, эта потребность зачастую связана со стремлением субъекта управления удовлетворять свои исходные потребности, используя управление, но не ориентируясь при этом на конечные результаты, а в определенных случаях и во вред конечным результатам.

 

    1. Деловые качества менеджера

Деловые качества - это способности менеджера находить адекватный подход к возникающим ситуациям и кротчайший путь к достижению цели; быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. Деловые качества представляют собой синтез профессиональной компетентности менедежра и его организаторских способностей.

Под деловыми качествами понимается наличие у менеджера следующих  способностей:

1. Способности находить  кротчайший путь к достижению  цели.

2. Способности к самостоятельному  мышлению и оперативному принятию  обоснованных решений.

3. Способности к последовательному  и инициативному обеспечению  их выполнения.

4. Способности высвобождать  человеческую энергию (инициативу, интузиазм).

В чем же конкретно онаруживаются деловые качества?

1. Уметь проводить квалифицированный  анализ ситуации и разбираться  в сложной обстановке.

2. Точно воспринимать  предписания вышестоящих руководителей.

3. Разрабатывать альтернативные  решения с последующим выбором  наиболее результативного решения.

4. Своевременно определить  содержание действий, требуемых  для разрешения взникающих проблем.

5. Ясно ставить задачи  перед подчиненными и осуществлять  эффективный контроль их исполнения.

6. Проявлять волю и  настойчивость в преодолении  возникающих трудностей.

7. Оставаться самокритичным  в оценке итогов деятельности.

Деловые качества представляют собой крайне сложную категорию.

Не вдаваясь в их обстоятельный  разбор, заметим лишь, что они  есть симбиоз (сожительство, помощь одному другому) двух составляющих: компетентности и организаторских способностей (знания и умения).

Компетентность понимается как доскональное знание своего дела и существа выполняемой работы, как  понимание связей различных явлений  и процессов, как нахождение возможных  способов и средств достижения намеченных целей.

Руководитель, видимо, не может  в одинаковой степени быть компетентным по всем вопросам, в решении которых  он принимает участие, и в этом нет ничего компрометирующего. Однако руководителю не обойтись без определенной сумммы профессиональных знаний, достаточных для ясного понимания целей, для восприятия новых идей, для квалифицированного разбирательства в возникающих ситуациях и для принятия по ним обоснованных решений.

Информация о работе Менеджер как субъект управления