Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:30, реферат
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что деятельность человека связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействи-ем (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенап-ряжением физических и психических функций, деструк-цией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных фак-торов у человека, является психологический стресс [9, с. 10].
Можно предположить, что характер соотношения ка-тегорий «мотив--цель» деятельности будет существенно отражаться и в особенностях развития и проявления пси-хологического стресса и в этой связи данное понятие является, возможно, более емким, чем понятие эмоциональ-ного стресса.
Однако до настоящего времени оба этих понятия ис-пользуются, как правило, в качестве синонимов, и оба они не имеют достаточно четкого и тем более однознач-ного определения. Разные исследователи термином «эмоциональный стресс » обозначают различные состояния организма и лич-ности: от состояний, находящихся в пределах физиоло-гических и психологических границ психоэмоциональ-ного напряжения, до состояний на грани патологии, пси-хической дезадаптации и развивающихся как следствие длительного или повторного эмоционального напряжения.
Выделение категории «эмоциональный стресс» и про-тивопоставление ее в какой-то мере тому понятию «стресс», которое, по концепции Г. Селье, определяется как общий адаптационный синдром, было, безусловно, прогрессивным явлением. Введение этого понятия определило тот объек-тивный критерий, который позволяет обобщать огромное разнообразие внешних воздействий, ориентированных на человека или животное с одной позиции, а именно с пози-ции их психологической сущности для данного индивида. Тем самым выделяется первичный пусковой (причинный) фактор, определяющий последующее развитие эмоциональ-ных реакций. Им является психологическое состояние, возникающее у данного индивида в ответ на воздействие. Поэтому наряду с термином «эмоциональный стресс» ис-пользуется и термин «психологический стресс».
Г. Н. Кассиль [цит. по 30, с.18 ], М. Н. Русалова [47], Л. А. Китаев-Смык [31] и некоторые другие исследователи под эмо-циональным стрессом понимают широкий круг измене-ний психических и поведенческих проявлений, сопро-вождающихся выраженными неспецифическими изме-нениями биохимических, электрофизиологических пока-зателей и другими реакциями.
Ю. Л. Александровский [2] с эмоциональным стрес-сом связывает напряжение барьера психической адаптации, а патологические последствия эмоционального стресса -- с его прорывом. К. И. Погодаев [цит. по 44, с.28], учи-тывая ведущую роль центральной нервной системы в формировании общего адаптационного синдрома, опре-деляет стресс как состояние напряжения или перенап-ряжения процессов метаболической адаптации головного мозга, ведущих к защите или повреждению организма на разных уровнях его организации посредством еди-ных нейрогуморальных и внутриклеточных механизмов регуляции. Такой подход фиксирует внимание только на энергетических процессах в самой мозговой ткани. При анализе понятия «эмоциональный стресс» вполне естественен вопрос о его соотношении с понятием «эмо-ции». Хотя в основе эмоционального стресса лежит эмо-циональное напряжение, отождествление указанных понятий не является правомерным. Ранее уже отмеча-лось, что Р. Лазарус [34] характеризует психологичес-кий стресс как обусловленное «угрозой» эмоциональное переживание, которое оказывает влияние на способность человека достаточно эффективно осуществлять свою де-ятельность. В таком контексте между эмоцией (отрица-тельной по своей модальности) и эмоциональным стрес-сом нет существенного различия, так как в качестве определяющего фактора рассматривается влияние эмо-ционального напряжения на деятельность индивида. В психологии это составляет традиционную и достаточно подробно изученную проблему о влиянии эмоций на мотивационно-поведенческие реакции.
Как считает В. Л. Вальдман с соавт. [16], в явлении эмоционального стресса следует различать:
а) комплекс непосредственных психологических реак-ций, который в общей форме можно определить как про-цесс восприятия и переработки личностно значимой для данного индивида информации, содержащейся в сигнале (воздействии, ситуации) и субъективно воспринимаемой как эмоционально-негативная (сигнал «угрозы», состоя-ние дискомфорта, осознание конфликта и т. д.);
б) процесс психологической
адаптации к эмоциональ-но-
в) состояние психической
дезадаптации, обусловлен-ной эмоциональными
для данной личности сигналами, вследствие
нарушения функциональных возможностей
системы психической
Каждое из этих трех состояний (они принципиально сближаются с общими фазами развития стресса, но оце-ниваются по психологическим, а не соматическим про-явлениям) сопровождается, по мнению авторов, широ-ким комплексом физиологических сдвигов в организме. Вегетативные, симпатико-адреналовые и эндокрин-ные корреляты обнаруживаются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и не-гативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической дезадаптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций диффе-ренцировать эмоцию от эмоционального (психологичес-кого) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.
В деятельности студента основное внимание привлекает проблема воздействия доминирующего эмо-ционального (психического) состояния на процесс его функциональной активности, на результативность рабо-ты. Состояние эмоциональной (психической) напряжен-ности как раз и определяется по возникновению неуспешности этой деятельности, появлению ошибок, отказов от ответов и т. д. В период развития непосредственной психологической ре-акции на экстремальное воздействие возникает больше всего аварийных ситуаций. На первом этапе стрессовой реакции остро развивающееся эмоциональное возбужде-ние играет роль дезорганизатора поведения, особенно в том случае, если содержание эмоции противоречит це-лям и задачам деятельности. Нарушается сложный про-цесс анализа и плана формирования деятельности, вы-бора наиболее оптимальной ее стратегии.
С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие как тревога, напряжение и т. п. По утверждению Ч. Д. Спилбергера [54], состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциаль-но элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во вре-мени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважению, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональ-ную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивнос-ти. Склонность к такого рода эмоциональной реактивнос-ти характеризуется как личностная тревожность.
При описании тревоги как процесса существенным является не только отчетливое разделение понятий стрес-са и состояния тревоги, но и акцентирование внимания на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время Ч.Д. Спилбергер [54] предложил использо-вать термины «стресс» и «угроза» для обозначения раз-личных аспектов временной последовательности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По мнению авто-ра, понятие «стресс» должно использоваться для соотне-сения с условиями-стимулами, порождающими стрессо-вую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реакции, а также с моторно-поведенческими и фи-зиологическими изменениями. Стресс может понимать-ся как промежуточная переменная и в собирательном смысле для отображения всей сферы исследования.
Термин «стресс»
Ч. Д. Спилбергером предлагается ис-пользовать
для обозначения степени
В противоположность понятию «стресс», отражающе-му объективные свойства стимулов, характеризующих ситуацию, термин «угроза» по мнению автора должен ис-пользоваться для описания субъективной (феноменоло-гической) оценки индивидом ситуации как заключаю-щей в себе физическую или психологическую опасность для него. Несомненно, оценка ситуации в качестве опас-ной или угрожающей будет зависеть от индивидуальных различий в способностях, умениях, свойствах личности, а также от специфики личного опыта индивида в пере-живаниях подобных ситуаций.
Ч. Д. Спилбергер считает, что термин «состояние тре-воги» должен использоваться для отражения эмоциональ-ного состояния или определенной совокупности реакций, возникающих у индивида, воспринимающего ситуацию как личностно угрожающую, опасную, безотносительно к тому, присутствует или отсутствует в данной ситуа-ции объективная опасность.
Анализ литературных
данных свидетельствует о том, что
понятие «стресс» с момента своего
появления пре-терпело
Логика изучения проблемы и расширение сферы про-явления стрессовых состояний обусловливают необходи-мость дальнейшего развития понятийного аппарата в этой области, дифференциации и четкой иерархии основных понятий. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоя-щее время наряду с понятием «психологический стресс», который, как отмечено выше, некоторыми рассматрива-ется в качестве синонима «эмоционального стресса», все чаще используется дифференцировка этого вида стресса в понятиях «профессиональный», «информационный», «операциональный», «посттравматический» и т. д. [31, с. 402]
2. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса
Причины возникновения
эмоционального стресса связаны
с экстремальными воздействиями, прежде
всего, с влиянием организационных,
социальных, экологических и техни-ческих
особенностей деятельности. В основе
его лежат нарушения
Следовательно, развитие эмоционального стресса у человека связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными события-ми в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения, познания окружающего мира. Поэтому деление причин возникновения эмоционального стресса необходимо проводить с учетом особенностей влияния разнообразных жизненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Хроническое ролевое напряжение развивается под вли-янием неблагоприятных условий на протяжении длитель-ного времени, не представляющих непосредственной уг-розы для жизни. Некоторые жизненные обстоятельства яв-ляются комбинацией хронического стресса (ролевого напря-жения) и коротких периодов травм. Эти жизненные собы-тия могут быть разной продолжительности, но они отлича-ются от ролевого напряжения тем, что имеют четко определенные начало и конец. Неприятности (столкновения» конфликты) -- это события с краткой длительностью, обыч-но незначительные, однако они могут быть включены в контекст длительного жизненного события или ролевого напряжения, что может увеличить их значение.
Источником травмирующего воздействия могут быть природные и техногенные катастрофы, война и связан-ные с ней проблемы (например, голод), а также индиви-дуальные травмы. В результате возрастающего исследовательского инте-реса к данной проблеме были выявлены стрессо-ры, но все еще нет четкой и общепризнанной их катего-ризации. В дополнение к указанным выше ка-тегориям С. А. Разумов в 1976 г. [цит. по 30, с.45-46] разделил стрессоры, непосредственно или косвенно участвующие в организации тревожно-стрессовой реакции у человека, на четыре группы:
Стрессоры активной
деятельности: а) экстремальные стрессоры
(боев, космических полетов, подводных
погружений, парашютных прыжков, разминирования
и т. п.); б) производственные стрессоры
(связанные с большой ответственностью,
дефицитом времени); в) стрессоры психосоциальной
мотивации (соревнования, конкурсы, экзамены).
Стрессоры оценок (оценка предстоящей, настоящей или прошед-шей деятельности): а) «старт»-стрессоры и стрессоры памяти (предстоящие состязания, медицинские процедуры, воспоминание о пережитом горе, ожидание угрозы); б) побед и поражений (победа в соревновании, успех в учебе, любовь, поражение, смерть или болезнь близкого человека); в) зрелищ.
Стрессоры рассогласования деятельности: а) разобщения (конф-ликты в семье, на работе, угроза или неожиданное, но значимое известие); 6) психосоциальных и физиологических ограничений (сенсор-ная депривация, мускульная депривация, заболевания, родительский дискомфорт, голод).
Физические и природные стрессоры (мускульные нагрузки, травмы, темнота, сильный звук, качка, высота, жара, землетрясение).
Как указывал П. К. Анохин в 1973 г. [3] сам факт воздействия или его ожидание обязательно предполагает наличие тревоги, как компонента стресса. Беспокойство перед предстоящей сдачей теста, или предэкзаменационная тревожность впервые выявлено Сарасоном и Мандлером в1952 г.. С точки зрения Такмана [цит. по 55, с.201-202] они предположили, что предэкзаменационная тревожность слагается из двух стремлений: (1) стремлений направленных на выполнение задания, которые дают человеку стимул уменьшить это стремление, выполнив задание, и (2) связанное с тревогой стремление, которое мешает выполнению задания, вызывая у человека ощущения своей непригодности и беспомощности. Именно такие, вызванные тревогой побуждения заставляют людей делать вещи, не имеющие никакой связи с выполнением задания, и тем самым ухудшают результат выполнения. Если направленные на выполнение задания побуждения можно рассматривать как облегчающие выполнение, то связанные с тревогой побуждения -- как ослабляющие эффективность выполнения задания.
Они разделили ослабляющее, связанное с тревогой побуждение на две составляющие: (1) тревога, или «когнитивное выражение озабоченности своим исполнем», и (2) эмоциональность, или реакция человеческого тела на ситуацию, например выделение пота и ускоренное сердцебиение.
Спилбергер [54] различал два аспекта тревоги: состояние -- тревога, которую человек чувствует в конкретной ситуации, и (2) отличительную черту -- тенденцию чувствовать беспокойство в целом ряде различных ситуации, например, важный экзамен заставит большинство студентов испытать состояние тревоги. В то же время некоторые из них ощущают беспокойство в любой учебной ситуации, так как постоянно испытывают беспокойство -- это черта их характера.
Информация о работе Механизмы эмоционального стресса, пути преодоления