Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 20:16, контрольная работа
В своей работе поставил цель раскрыть понятие стресс, его механизм воздействия на человека, методы предупреждения и управления стрессом.
Введение.
Немного из истории стресса.
Механизм стресса. Профессиональный стресс.
Конфликты в организации. Их виды и методы разрешения.
Оптимальный уровень стресса.
Вывод.
Практическое задание.
Список использованной литературы.
В частности, С. Касл выделяет основные направления концепутуализации стресса в трудовой деятельности:
Создание перечней стрессогенных условий среды
Обновление понятия "стресс" с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержания основных функций на требуемом уровне; стресс как "информирование" об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена; стресс как непредсказуемость будущего
Определение "стресса" в терминах некоторых "базовых" поведенческих характеристик, например: отсутствие адекватной реакции, что влечет за собой нежелательные (негативные) последствия; новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемые ситуации; мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведет к перенапряжению).
Попытки
придать еще большую четкость
понятию "стресс" с целью сделать
его пригодным для
В
более узкой трактовке стресс
- это завышенные требования среды
к наличным возможностям субъекта,
т.е. перегрузка, сверх-стимуляция и т.п.
В более широкой трактовке стресс - это
неадекватность в целостной системе взаимоотношений
"человек - среда", которая включает
не только приведенное выше толкование,
но и связи между потребностями человека
и возможностью их удовлетворения в труде
(другими словами, неиспользование человеком
своих возможностей, снижение нагрузки,
низкая стимуляция). Кстати, это в немалой
степени связано с проблемой справедливости
в труде (вклад должен соответствовать
вознаграждению), а эта проблема напрямую
связана с проблемой чувства собственного
достоинства работника.
Причины
низкой удовлетворенности трудом:
1) Связанные с условиями труда: риск для
здоровья и безопасности; интенсивность
заданного темпа и физической нагрузки;
большая продолжительность труда (особенно,
если она навязана кем-то); вечерние и ночные
смены; неопределенность заданий; недостаток
контроля в течение работы.
2) Связанные с содержанием труда: недостаточное
использование навыков и способностей;
мелкая раздробленность повторяющейся
задачи (одни и те же примитивные операции).
3) Связанные с взаимоотношениями в группе;
отсутствие возможности реально взаимодействовать
с коллегами; большие группы с недостаточным
(реальным) взаимодействием; неприятие
сослуживцами.
4) Связанные с руководством: изоляция
от процесса принятия решения; невозможность
наладить обратную связь с руководителем;
отсутствие оценки хорошего исполнения;
недостаток внимания и понимания со стороны
руководства.
5) Связанные с особенностями организации:
большие организации с уровневым подразделением
(особенно при относительно небольшом
числе уровней в организации, когда особенно
очевидна иерархическая разница); штатная
должность (по сравнению с карьерным перемещением,
ростом в рамках одной должности); дискриминация
при приеме на работу.
6) Связанные с заработной платой и служебным
ростом: низкое материальное вознаграждение;
ощущение несправедливости в зарплате;
отсутствие перспектив в продвижении
по службе.
Характеристика "желательных" условий труда:
Работа должна соответствовать "интеллектуальному запросу" работника, что ведет к его личной заинтересованности;
работа должна быть не слишком утомительной;
вознаграждение за труд должно быть справедливым, информативным и соответствовать устремлениям (установкам) работника;
условия труда должны быть совместимы с физическими потребностями и содействовать достижению трудовых целей;
работа должна способствовать росту самооценки работника;
факторы, действующие на рабочем месте, должны помогать достижению значимости труда.
Купер
и Маршалл исследовали
Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:
слишком много работы (перегрузки);
плохие физические условия труда;
дефицит времени (когда все время чего-то не успеваешь…);
необходимость самостоятельного принятия решения.
Факторы стресса, связанные с ролью работника в организации:
ролевая
неопределенность, например недостаточная
информированность о
ролевой конфликт, когда субъект считает, что он делает то, чего не должен, или чего он не желает делать…
ответственность за других людей и за какие-то вещи (за оборудование, за бюджет и т.п.). Заметим, что ответственность за людей - более стрессогенна;
слишком
низкая ответственность (больно бьющая
по самолюбию и очень
малая степень участия в принятии решений в организации.
Факторы стресса, связанные с взаимоотношениями на работе:
взаимоотношения
с руководством, с подчиненными,
с коллегами. Интересно, что для
руководителей с научной и
технической ориентацией
трудности в делегировании полномочий (например, отказ подчиненных выполнять распоряжения руководителя).
Факторы, связанные с деловой карьерой:
два основных стрессогенных фактора: профессиональная "неуспешность", боязнь ранней отставки; статус несоответствия, медленное или слишком быстрое продвижение, фрустрация из-за достижения "предела" своей карьеры;
отсутствие гарантированной работы (постоянное ожидание каких-то изменений);
несоответствие уровня притязаний данному профессиональному статусу.
Факторы, связанные с организационной структурой и психологическим климатом:
неэффективное
консультирование (невозможность получить
своевременную
ограничение свободы поведения, интриги и т.п.
Внеорганизационные источники стрессов:
Основные проблемы менеджера, возникающие в семейной жизни: распределение времени (работник мечется между семьей и домом, таким образом, сам менеджер "нуждается в социальной поддержке для борьбы с "подводными камнями" семейной жизни"); перенесение кризисов из одной ситуации в другую. Ряд авторов считают, что идеалом для руководителя является схема: "Работающий, пробивающий себе дорогу муж - заботливая жена" (где жена - как "группа поддержки"). Другой вариант семьи руководителя: "Две карьеры с акцентом на полное разделение и невмешательство".
Мобильность менеджера - ведет к обострению конфликтов в семье, когда необходимо менять место жительства и т.п. (основную тяжесть переездов обычно принимает на себя жена). Интересно, что по данным специальных исследований (опрос 1800 семей в 70 странах), успех мужа-менеджера часто связан с тем, насколько успешно жена включается в новую (особенно иностранную) среду общения, т.е. как быстро жена находит смысл в новых отношениях и, как следствие, меньше попрекает своего мужа.
Различия по психометрическим данным: экстерналы более адаптивны к различным ситуациям, чем интерналы; "ригидные" больше реагируют на неожиданности, идущие "сверху", от начальства; "подвижные" чаще оказываются перегруженными работой; ориентированные на достижение показывают большую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность и спокойствие…
Основные направления управления производственным стрессом:
Изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника.
Построение
"мостов" между работой и
домом (семьей), создание возможностей
для жен управленцев лучше
понять работу своего мужа и даже "возможностей
для включения в процесс
Повышение
квалификации (в плане осознания
своих ролевых позиций и
Самое главное - создание в организации благоприятного социально-психологического климата.
Проблема контроля
и предотвращения стресса (дистресса)
в труде связана не столько с тем, чтобы
непременно "бороться" со стрессом,
сколько в грамотном и ответственном управлении
стрессами и снижении вероятности перерастания
стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса
в труде близка
к проблеме конфликтов в трудовой деятельности,
ведь известно, что так же, как и стресс,
конфликт может быть полезен и даже необходим
для развития организации и конкретных
сотрудников этой организации. И уже применительно
к конфликту в организации, проблема также
состоит в том, чтобы направить энергию
этого конфликта в позитивное русло развития
самой организации и личности работников.
Конфликты
в организации. Их виды и методы разрешения.
Термин "конфликт" имеет множество различных определений. В управленческой науке конфликт рассматривается как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Субъектами конфликта могут быть отдельные люди, малые группы, или целые коллективы.
В научной литературе выделяются различные подходы к сути и оценке конфликта. С точки зрения авторов, принадлежащих к школе научного управления, основанной на теории бюрократии Вебера, конфликт - негативное явление в управленческой деятельности.
Конфликтов
следует избегать, если они появляются
- разрешать немедленно. Данный подход
к конфликту опирался на представление
об организации, как совокупности определенных
задач, процедур, правил взаимодействия
должностных лиц и
Подобные
механизмы устраняют условия
для возникновения конфликтов и
ведут к бесконфликтному
Авторы, принадлежащие к школе "человеческих отношений", также считали, что конфликта можно и необходимо избегать. Они допускали возможность появления противоречий между целями отдельных личностей и целями организации, возможностями одного лица и различными группами руководителей и т.п. Но с точки зрения концепции "человеческих отношений" конфликт является признаком неэффективной деятельности организации и плохого управления.
Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации. Нередко конфликт имеет отрицательный характер. Иногда он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем. Это делает процесс принятия решения группой более эффективным, а также дает возможность людям выразить свои мысли, удовлетворить свои личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, так как обсуждение различных точек зрения на эти документы происходит до их фактического исполнения.
Итак,
конфликт может быть функционален и
вести к повышению
В научной литературе выделяются различные виды конфликтов. Например, Мескон, Альберт, Хедоури различают четыре основных вида конфликта: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт - особый вид конфликта. Одна из самых распространенных его форм - ролевой конфликт. Его суть состоит в том, что человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Также подобный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями человека. Кроме того, внутриличностный конфликт, возможно, является ответом на перегрузку в работу или малую нагрузку.
Информация о работе Механизм стресса. Профессиональный стресс