Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:57, контрольная работа
Психогигиена – отрасль гигиены, изучающая условия жизни, влияющие на психическое здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению возникновения и развития психических заболеваний.
По мнению Л.Л. Рохлина, хотя психогигиена и психопрофилактика полностью не покрывают друг друга, но она настолько тесно связаны между собой, особенно в практическом отношении, что их разграничивать можно только условно.
1. Понятие о психогигиене и психопрофилактике………………………….3
2. Психопрофилактика болей в родах………………………………………..6
3. Психогигиена умственного труда………………………………………….8
4. Психогигиена и психопрофилактика психических заболеваний в детском возрасте………………………………………………………………………11
5. Психогигиены и психопрофилактика в пожилом возрасте………………15
6. Список используемой литературы…………………………………………
Верным средством снять утомление и активизировать работу мысли служит чередование умственной и физической деятельности.
Труд и отдых надо рассматривать в единстве. Единую схему отдыха, как и единый режим труда, для всех видов умственной деятельности дать нельзя. Но можно установить некоторые физиологические закономерности и гигиенические требования для отдыха. Он должен быть рациональным организованным, регулярным и активным. Значительное место в нем должны занять физические упражнения, различные виды спорта.
Процессы восстановления работоспособности происходит не только во время отдыха, но и в процессе самой работы, причем те физические сдвиги, которые обусловливают утомление во время деятельности, могут, по Павлову, являться в то же время основными возбудителями процессов восстановления.
Отдых в процессе умственного труда может дать также правильное чередование занятий. Длительная однообразная работа, вызывая однотипное раздражение, в силу так называемой отрицательной индукции обусловливает переход клеток коры головного мозга в тормозное состояние.
На основании многочисленных экспериментальных исследований доказана нерациональность систематического применения различных «допингов» для стимуляции умственной деятельности (алкоголь, курение фенамин).
Эффективность умственной работы во многом способствуют положительные эмоции.
Значение психической гигиены в детском возрасте для профилактики нервно-психических расстройств и в более позднем возрасте, для нервно-психического оздоровления населения в целом, отмечали выдающиеся русские психиатры еще в дореволюционное время.
Вопросами психогигиены и психопрофилактики детского возраста большое внимание было уделено также прославленные русским ученым В.М.Бехтеревым. Бехтерев подчеркивал важность поведения психопрофилактических мероприятий с самого раннего периода детства. В этом он видел залог большой эффективности этих мероприятий. Психопрофилактика детского возраста должна проводится, учил Бехтерев, на основе учета эволюции высшей нервной деятельности с ее особенностей на разных этапах возрастного развития.
Отечественные психиатры (В.А.Гиляровский, М.О.Гуревич, Н.И.Озерецкий, Г.Е.Сухарева, Т.П.Симсон и др.) изучили нервно-психических заболеваний в детском возрасте и разработали глубоко продуманную систему их лечения и профилактики.
При
этом учитывались следующие
С одной стороны, нервная система у детей отличается большой хрупкостью и ранимостью, у них легче возникают нервные и психические расстройства и поэтому особенно важно заботится о профилактике этих расстройств. С другой стороны, надо учитывать, сто рост и развитие мозга у детей еще продолжается, а это создает чрезвычайно широкие возможности для компенсации и устранения тех или иных психических нарушений, для быстрого восстановления психического здоровья больного ребенка.
Профилактика
нервно-психических
Особенно
часто возникают нервно-
Забота о нормальном физическом развитии ребенка, о создании для него гигиенического режима в школе и дома, о том, чтобы он правильно питался, хорошо отдыхал, много бывал на свежем воздухе и не был перегружен учебными занятиями, помогает укрепить здоровье детей и, в частности, предотвратить нервно-психические заболевания в детском возрасте.
Большую роль в предупреждении и устранении проявлений детской нервности (ночные страхи, беспокойный сон, заикание, различные дурные привычки) играет воспитание. Неровное обращение с детьми – то бурные ласки и потакание любому капризу, то грубые окрики и запугивание, ссоры между родителями в присутствии детей – все это может иметь очень большое значение в возникновении детской нервности. По этой же причине столь велика роль лечебно-педагогических учреждений – вспомогательных школ для умственно-отстающих детей, школ-санаториев. Здесь, как и в других детских психоневрологических учреждениях, уделяется много внимания не только лечению, но также воспитанию т обучению детей. Детям полезен физический труд на свежем воздухе, например, на огороде или в саду. В правильном воспитании детей положительную роль играет, то, чтобы это воспитание проходило в детском коллективе. В этих условиях можно широко использовать примеры хорошего поведения, вызывать соревнования, воспитывать у детей чувство товарищества.
Необходимо
развивать у детей
Особенно важное значение имеет психогигиеническая работа в школе.
Школьный врач следит за соблюдением в школе режима труда и отдыха, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, гигиенических требований, относящихся к культуре помещения, отоплению, освещению, школьной мебели и т.п. Он контролирует с общегигиенической и психогигиенической точки зрения весь режим учебной жизни в школе, школьное расписание занятий, чередование физического и умственного труда, правильность организации перерывов в занятиях и создание надлежащих условий для отдыха учащихся в свободное от занятий время, обеспечение должного физического воспитания учащихся. Важнейшей задачей школьной психогигиены является психопрофилактика переутомления и психической травматизации детей, создание в школе условий, сохраняющих нервную систему учащегося от чрезмерного перенапряжения и в то же время тонизирует его, обеспечивающих преобладание положительных эмоций, творческого подъема, бодрого самочувствия, жизнерадостности и морального удовлетворения.
Осуществление мероприятий, относящихся к области вторичной психопрофилактики, в которые входит организация предупредительного лечения и индивидуального психогигиенического режима школьной и внешкольной жизни для учащихся с ослабленной нервной системой и различными нервными расстройствами. Сюда включаются дети с остаточными явлениями после перенесения травм мозга, инфекций, с патологическими особенностями характера, с нервными расстройствами, обусловленными перенесенной или постоянно действующей психической травматизацией в силу бытовых условий, конфликтов и алкоголизма в семье и т.п. Весь этот раздел психогигиены осуществляется школьным врачом совместно с педагогами, при постоянной взаимной помощи и с привлечением актива родителей. Школьные врачи в этой своей работе должны пользоваться систематической консультацией районного детского психоневролога. Вместе с последним должна проводится также выборочная диспансеризация отдельных групп школьников: длительно и часто болеющих, с различными нервными расстройствами, трудно-воспитуемых, с нарушением поведения, малоуспевающих. Необходимая организация психогигиенической работы вне школы, с целью коррекции нездоровых бытовых условий учащихся в семье, семейная психотерапия.
В настоящее время наблюдается повышений интерес к старости во всем мире. Во многом такой интерес объясняется определившимися за последние десятилетия изменением («постарением») возрастной структуры населения и увеличения средней продолжительности жизни. Нельзя не считаться с повышенной чувствительностью к различным вредностям, вызывающими психические расстройства в пожилом возрасте. Комитет экспертов ВОЗ связал изучение психического здоровья у лиц преклонного возраста «с демографическим, эпидемиологическими и медицинскими сторонами проблемы». Было уделено особое внимание социально-экономическим, культурным и психогигиеническим различиям в положении стариков в различных странах и в связи с этим были намечены мероприятия по медицинской им помощи и социальному их обеспечению В отчетах Комитета указываются, что «по многим данным большая часть престарелых лиц в обществе страдает от нищеты, изоляции, неуверенности в своем положении и от общего несчастного состояния. «Система охраны психического здоровья общество – пишется в этих рекомендациях – должна быть многосторонней и включать в себя создание требуемых домашних условий и организации помощи на дому, специальные мероприятия, обеспечение средним медицинским персоналом, консультантами-психиатрами, создание Лубов для отдыха престарелых, специальных домов для престарелых, наряду с амбулаториями, стационарами и психиатрическими больницами».
Наиболее
полно может быть использовано для
научного обоснования психогигиены
физическое учение И.П.Павлова и
психологических концепции В.М.
В силу постепенного, незаметного наступления возрастных изменений возможен разрыв между сложившейся у человека к моменту перехода в старость схемой его личности, представлениями о ее возможностями и перспективах и действительными реальными ресурсами личности, диапазон ее приспособленности, а также социальным критериями ее прав. Такое расхождение субъективного и объективного в оценке личности на определенном этапе становится источником ее тяжелого психического травмирования, так как ведет к нарушению жизненных планов и возникновению конфликтов с обществом. Психопрофилактически важным для предупреждения разрыва субъективных оценок и объективных возможностей возрастных изменений личности является соответствующее психогигиеническое просвещение людей, вступающих в пожилой возраст и их самоподготовке к старости.
Список используемой литературы.