Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:57, контрольная работа
Психогигиена – отрасль гигиены, изучающая условия жизни, влияющие на психическое здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению возникновения и развития психических заболеваний.
По мнению Л.Л. Рохлина, хотя психогигиена и психопрофилактика полностью не покрывают друг друга, но она настолько тесно связаны между собой, особенно в практическом отношении, что их разграничивать можно только условно.
1. Понятие о психогигиене и психопрофилактике………………………….3
2. Психопрофилактика болей в родах………………………………………..6
3. Психогигиена умственного труда………………………………………….8
4. Психогигиена и психопрофилактика психических заболеваний в детском возрасте………………………………………………………………………11
5. Психогигиены и психопрофилактика в пожилом возрасте………………15
6. Список используемой литературы…………………………………………
МЕДИЦИНСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОГИГИЕНА
Содержание
Нельзя представить себе сохранение и укрепление психического здоровья (психогигиена) без предупреждения возникновения психического заболеваний (психопрофилактика). Нельзя предупреждать возникновение психических заболеваний, в то же время не сохраняя и укрепляя психическое здоровье. Не следует также искусственно противопоставлять психогигиену так называемым, по терминологии ВОЗ, вторичной и тритичной психопрофилактике предупреждения развития начальных форм психических заболеваний и их рецидивов при ремитирующем течении. Психогигиена в практических целях должна быть объединена и с этим формами психопрофилактики.
Психогигиена – отрасль гигиены, изучающая условия жизни, влияющие на психическое здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждению возникновения и развития психических заболеваний.
По мнению Л.Л. Рохлина, хотя психогигиена и психопрофилактика полностью не покрывают друг друга, но она настолько тесно связаны между собой, особенно в практическом отношении, что их разграничивать можно только условно. В отношении так называемой, по терминологии ВОЗ, абсолютной первичной профилактики – предупреждения возникновения заболеваний – имеется полное единство понятий психогигиены и психопрофилактики.
Рождаясь на стыке гигиены и психиатрии, психогигиена должна сочетать в неразрывном единстве как гигиеническую, так и психиатрическую компетенцию. В отношении гигиенических дисциплин (общая и социальная гигиена) ее специфика определяется использованием достижений психиатрической науки и практики в изучении этиологии и патогенезе психиатрических заболеваний. В отношении же психиатрии она по существу является ее профилактическим разделом и должна осуществлять приложение гигиенических методов к проблеме психического здоровья.
Успешное развитие психогигиены возможно только при наличии самого тесного неразрывного ее единства с медицинской психологии с клинической практикой. Установление такого единства не устраняет, но напротив предполагает специфичность подхода, различные объекты действий, разные задачи и методы работы психогигиены и психиатрической клиники. Психогигиена имеет своей целью изучение общих и социальных закономерностей сохранения и укрепления психического здоровья, а также предупреждения возникновения и развития психических заболеваний. В ее задачи входит установление того, – какие условия в жизни могут способствовать осуществлению этого. Психиатрическая же клиника изучает закономерности течения психических заболеваний, типичные и атипичные их проявления, причины и механизмы развития психических расстройств и намечает дифференцированные лечебные мероприятия различным группам психически больным.
Медицинская психология имеет в центре своего исследования и воздействия психически больной индивидуум с целью восстановления его здоровья и лечение личности; психогигиена же имеет предметом своего исследования изучения влияний социальной среды (производство, труд, быт), ставя себе задачу сохранения и укрепления психического здоровья населения и профилактики психических заболеваний и психических расстройств.
Взаимное
использование опыта и
Медицинская психология позволяет разработать принципы и методы психиатрической помощи, исходя из задач психопрофилактики, обслуживания «пограничных» контингентов, постановки предупредительного лечения, обеспечения ранней диагностики и выявления инициальных стадий заболевания, способствуя организации закрепляющего и предупреждающего рецидивы лечения.
Медико-психологические аспекты психологии требуют разработки форм методов психогигиенической пропаганды и психогигиенического воспитания широких кругов населения, вооружения их необходимыми знаниями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление их психического здоровья.
Психологический
аспект психопрофилактики медико–
в системе так называемого
психопрофилактического обезболивания
родов, предложенной отечественным
психоневрологом И.З.
Убежденность в неизбежности боли, ожидание ее с естественным чувством тревоги и страха – вот первый источник болей перед родами, как болей самовнушенных, болей коркового происхождения, а не вызванным самим процессом родов. Второй источник болей – это поведение роженицы во время родов, когда она пассивна и когда у нее, в связи с этой пассивность и истощающим ожиданием болей, страхом и тревоги, в коре больших полушарий мозга наступает гипнотическое фазовое состояние. Напомним, что одно из таких гипнотических фаз – парадоксальная – характеризуется таким извращенным реагированием, когда небольшие по своей силе раздражения вызывают несоответствующим им, чрезвычайно сильный эффект. Вот почему и те естественные и нерезкие болевые ощущения, которые испытывает роженица при прохождении ребенка через родовой путь в процессе родов, принимают, благодаря гипнотическому состоянию коры, характер сильных и мучительных болей. Из такого понимания происхождения болей при родах и построен психопрофилактический метод их обезболивания. Он включает в себя:
В подготовительный период к родам врач стремится рассеять у будущей матери ложные представления о родах, страхи перед якобы неизбежными «родовыми муками», объясняет весь процесс родов, их физиологические основы и старается создать у нее бодрое, радостное, уверенной ожидание столь важного для нее события – рождения ребенка.
В тот же период врач по специальной программе подготавливает будущую роженицу к сознательному и активному участию в процессе родов, обучает ее ряду необходимых технических приемов, которыми она должна пользоваться для успешного, легкого и безболезненного прохождения родов. Это обучение имеет целью обеспечить такое поведение роженицы во время родов, какое само по себе должно содействовать устранению болей. Сознательное и активное, лишенное страха и тревоги, участие женщины в происходящем у нее родах несовместимо с тем гипнотическим состоянии коры ее мозга, которое, как мы уже указывали, содействует возникновению болей при родах.
Таковы
исходные принципиальные положения, лежащие
в основе так называемого
С одной стороны, совершенная техника, высокий класс организации и культуры управления современного производства должны обусловить повышение культурно-технического уровня рабочих, все большое соединение физического труда с умственным, увеличения удельного веса инженерно-технических работников в составе предприятий.
С
другой стороны, в области народного
образования проводится такое обучение
и воспитание подрастающего поколения,
которое тесно связано с
Оба
эти моменты содействуют
Этот процесс изменений характера труда неправильно представлять как наносящий какой-либо ущерб психическому здоровью. На первых этапах развития психогигиены умственного труда в СССР такие ошибочные концепции вредоносного действия умственного труда на психическое здоровье, в особенности при переключении на него работников физического труда получили известное распространение. Но еще в начале XX века в работе «О лечебном значении умственного труда для больных общими неврозами»– В.М.Бехтерев указывал обратное, а массовые наблюдения над работниками умственного труда сделали ясным полную ошибочность представлений о его вредных влияниях на психическое здоровье.
Однако
отрицание патогенной роли умственного
труда не означает того, что неправильная
его организация и
Практическая деятельность в области психогигиены умственного труда, с самого начала ее организации, строились на основе применения диспансерного метода. Сущность этого метода заключалась в активной плановой психогигиенической работе, основанной на всестороннем учете психического и общего здоровья обслуживаемого коллектива, изучении условий труда и быта и организованном распределении лечебной, социальной и профилактической помощи. При этом учитывалось, что умственный труд, получивший массовый характер, имеет самые различные формы своего проявления и деятельности. Таковы, например, специфические формы умственного труда у врача, педагога, литератора, научного работника, особенности умственного труда учащихся в школе и т.д.. В силу этого психогигиена умственного труда строится, главным образом, на изучении ее в рамках профессиональной деятельности. Опыт проведения психогигиенической работы в ВУЗах показал, что в основном эта работа должна строится таким же образом, как и психогигиеническая работа на производстве. Врач, ведущий психогигиеническую работу, должен вести ее в медчасти в контакте с врачами других специальностей и в комплексе с врачами, обеспечивающими особую гигиеническую компетенцию.
Большое значение имеет психогигиена умственного труда, планирование умственной работы, способствующее выработке прочных рефлексов. Твердый распорядок дня приучает к четкости, точности, обусловливает эффективность слаженной, ритмичной работы.
Выдающийся русский физиолог Н.Е.Введенский писал, что «возможен длительный без утомления умственный труд при определенном соотношении между факторами работы и продолжительностью периода покоя. При умелом распределении умственного труда, возможно, развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, может быть на всю жизнь умственную жизнеспособность и общий тонус жизнедеятельности. Следует помнить, что вдохновение не приходит извне, а возникает во время труда и есть умение производить себя в состоянии большой трудоспособности.