Массовидные социально – психологические явления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ теоретических подходов к массовидным социально – психологическим явлениям.
Объект – массовидные явления.
Предметом исследования стали такие массовидные явления, как толпа и паника.
Задачи:
Изучить теоретические подходы к стихийным массовидным явлениям в XX веке.
Теоретически проанализировать научные подходы к исследованию толпы и ее закономерностей.
Изучить и представить виды толпы и факторы, влияющие на нее.
Проанализировать механизмы и факторы массовой паники.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИХИЙНОГО МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ: ТОЛПА…………………….5
Изучение стихийных массовидных явлений в XX веке………. ………..5
Понятие «толпа». Механизмы поведения ………………………………..6
Виды толпы…………………………………………………………………8
Факторы, влияющие на толпу……………………………………………11
ГЛАВА 2 МАССОВАЯ ПАНИКА: МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ……….13
2.1. Индивидуальная и массовая паника…………………………………….13
2.2. Факторы возникновения массовой паники……………………………...14
2.3. Ликвидация массовой паники……………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..……21

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 2010Г..doc

— 117.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3                                                                                                                                

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИХИЙНОГО МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ: ТОЛПА…………………….5

    1. Изучение стихийных массовидных явлений в XX веке………. ………..5
    2. Понятие «толпа». Механизмы поведения ………………………………..6
    3. Виды толпы…………………………………………………………………8
    4. Факторы, влияющие на толпу……………………………………………11

ГЛАВА 2 МАССОВАЯ ПАНИКА: МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ……….13

2.1.     Индивидуальная и массовая паника…………………………………….13

2.2.    Факторы возникновения массовой паники……………………………...14

2.3.    Ликвидация массовой паники……………………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..……21 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе массовидные социально-психологические явления играют особую роль. Они находят множество проявлений, буть то митинг, толпа и т.д. Их возникновение не предсказуемо, а закономерности развития мало изучены. С такими явлениями мы сталкиваемся почти, ежедневно и просто необходимо знать основные законы возникновения функционирования «людской массы», чтобы не оказаться под ее, зачастую, пагубным влиянием.

  Изучение массового стихийного поведения началось со второй половины XIX века и привело к формированию двух основополагающих социально-психологических школ: немецкой психологии народов (М. Лазарус, Г. Штейнталь, В. Вундт) и франко-итальянской психологии масс (Г. Лебон, Г. Тард, В. Парето, Ш. Сигеле) [12]. В России массовидные явления изучались М.Г. Михайловским (субъективная социология), В.М. Бехтеревым (коллективная рефлексология), А.Л. Чижевским (гелиопсихология)[16].

  Важность  изучения данной проблемы с течением времени не снизилась. Наоборот, окружающая нас действительность конкретными примерами доказывает, что у современных психологов есть необходимость вновь и вновь обращаться к трудам философов, социологов и психологов. Французский социолог Г. Лебон в конце XIX в. первым предпринял научные попытки подойти к проблеме толпы. Первые две статьи Г. Лебона по вопросу массового поведения были опубликованы в 1895 г. в журнале "Revue scientific" ("Научное обозрение"), и самим фактом публикации в таком журнале была сделана заявка на подход к проблеме с научных позиций. В том же году статьи Г. Лебона вышли в книге "Психология толпы", принесшей ему широкую известность [8].

  Цель данной работы – анализ теоретических подходов к массовидным социально – психологическим явлениям.

  Объект  массовидные явления.

  Предметом исследования стали такие массовидные явления, как толпа и паника.

  Задачи:

  1. Изучить теоретические подходы к стихийным массовидным явлениям в XX веке.
  2. Теоретически проанализировать научные подходы к исследованию толпы и ее закономерностей.
  3. Изучить и представить виды толпы и факторы, влияющие на нее.
  4. Проанализировать механизмы и факторы массовой паники.

  Теоретическая основа исследования связана с концептуальными подходами Г. Лебона, С.Московичи, А.С. Прингишвили, и их научными взглядами на поведения толпы.

  Основной  метод исследования – теоретический анализ литературы по социологии, социальной психологии, истории психологии.

  Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (23 источника) и электронных ресурсов.  
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ  СТИХИЙНОГО МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ: ТОЛПЫ

    1. Изучение стихийных массовидных явлений в XX веке

  Стихийное массовое поведение (англ. – collective behavior) – несколько расплывчатый термин социальной и политической психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, иногда также моду, коллективные мании, общественные движения и прочие «массовидные явления». Чтобы приблизительно очертить предметное поле, охватываемое этим понятием, выделим следующие признаки: вовлеченность большого количества людей, одновременность, иррациональность (ослабление сознательного контроля), а также слабую структурированность, т. е. размытость позиционно-ролевой структуры характерной для нормативных форм группового поведения. Систематическое изучение таких феноменов началось во второй половине XIX века. Французскую политическую элиту к тому времени гораздо больше волновало нараставшее в стране революционное движение; по выражению современного ученого    С. Московичи, «революции и контрреволюции следовали одна за другой, и террору и разрушениям, казалось, не будет конца» [14, С.34]. Поэтому интерес ученых концентрировался на свойствах толпы, механизмах коллективной агрессии и т.д. Задачи состояли в том, чтобы, во-первых, доказать антисоциальную, антигуманную и деструктивную сущность человеческой массы как таковой (в их текстах понятия «масса» и «толпа» ещё синонимичны); во-вторых, обеспечить инструментарий для действенных манипуляций.

  Между тем в Западной Европе и в США 20 – 60-е годы XX века ознаменованы всплеском интереса ученых, политиков и военных к проблематике политической психологии вообще и к стихийному массовому поведению в особенности. За прошедшие десятилетия наука ушла далеко вперед, и в конце 60-х годов, когда советские психологи, пробиваясь не без потерь через заслон партийных философов и чиновников, смогли вновь добиться права на исследование этой проблематики, они уже чувствовали себя робкими учениками.

  Также  с конца 20-х по начало 70-х годов в СССР было опубликовано лишь несколько работ по интересующей нас проблеме, причем в основном на грузинском языке, поскольку психологи Грузии, широко используя понятие установки Д. Н. Узнадзе, зарезервировали себе право рассуждать о неосознаваемых факторах человеческого поведения [22]. В частности, в 1943 году по-грузински, а в 1967 году по-русски вышла большая и яркая статья А.С. Прангишвили о массовой панике.  В 90-е годы курс психологии стихийного массового поведения изучался (отдельно или в рамках общего курса политической психологии) на психологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова, в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в Московском Государственном лингвистическом университете и ряде других учебных заведений. Его содержание продолжало обогащаться анализом политических событий и результатами практической работы в России и других странах СНГ. Лекционные занятия дополняются семинарами, участники которых анализируют предметные ситуации и самостоятельно находят продуктивные решения.

    1. Понятие «толпа». Механизмы поведения толпы

  Толпа образуется на улице по поводу самых  различных событий: дорожно-транспортного  происшествия, поимки правонарушителя, недовольства действиями представителя  власти или просто проходящего человека. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента: толпа зевак может разойтись, как только элемент зрелищности ликвидирован. В другом случае, особенно, когда это связано с выражением недовольства каким-либо социальным явлением (не привезли продукты в магазин, отказались принимать или выдавать деньги в сберкассе), толпа может все более и более возбуждаться и переходить к действиям, например к движению в сторону какого-либо учреждения. Ее эмоциональный накал может при этом возрастать, порождая агрессивное поведение участников, в толпе могут возникать элементы организации, если находится человек, который сумеет ее возглавить. Но если даже такие элементы возникли, они очень нестабильны: толпа легко может, и смести возникшую организованность. Стихия остается основным фоном поведения толпы, приводя часто к его агрессивным формам[9].  Исходя из этих предварительных соображений, примем ориентировочное исходное определение. Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием. При этом общей считается такая цель, достижение которой каждым из участников взаимодействия положительно зависит от достижения её другими участниками; наличие такой цели создаёт предпосылку для сотрудничества. Если цель каждого достигается вне зависимости от достижения или не достижения её остальными, то взаимодействие отсутствует или оно минимально (при появлении второстепенной общности целей: например, веселее провести время в ожидании). В толпе цели людей всегда одинаковые, но обычно не бывают сознательно общими, а при их пересечении возникает острейшее отрицательное взаимодействие. Например, при массовой панике каждый страстно желает спастись, в стяжательной толпе каждый стремится что-то приобрести, и все друг для друга являются помехой.

  Толпа иногда (в редких случаях) способна структурироваться и приобрести групповое качество, а организованная группа (чаще) – деградировать в  толпу. Иногда ситуативная общность сочетает в себе настолько разнородные свойства, что не может быть однозначно отнесена к той или иной категории и занимает на шкале «группа – агрегат» промежуточное положение. Например, очень хорошо организованная массовая демонстрация (вспомним советские праздничные шествия по Красной площади) несёт в себе в равной мере признаки группы и толпы.

  Представьте себе полный зал, где рассказан очень  смешной анекдот и все громко смеются. Вы только что вошли и  не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией, т.е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и, например, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т.д. Циркулярная реакция, как всякое социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие: совместный просмотр спектакля и даже фильма, дружеское застолье, боевую атаку (с криками «Ура!», воинственным визгом и прочими атрибутами), деловое или партийное собрание и т.д. В жизнедеятельности первобытных племен процессы взаимного заражения перед сражением или охотой выполняли важнейшую роль. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы. Но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами. Группа вырождается в толпу, которая становится всё менее управляемой при помощи нормативных механизмов и вместе с тем всё легче подверженной иррациональным манипуляциям.

    1. Виды толпы

  Большое количество наблюдений и специальных  исследований позволили выделить четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами.

  Окказиональная  толпа (от англ, occasion – случайность) – скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие. Это самая обыденная из ситуаций стихийного массового поведения, которую доводилось в жизни наблюдать любому взрослому человеку, горожанину или жителю села (ДТП, пожар, драка и т.д.).

  Конвенциональная  толпа (от англ, convention – условность) собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные или собачьи бои, боксёрский или футбольный матч, митинг, концерт рок группы и т.д. Здесь уже преобладает более направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям (конвенциям). Поведение основывается на явных или подразумевающих нормах отношениях.

  Экспрессивная толпа (от англ, expression – выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т.д. Как видим, спектр эмоциональных доминант здесь очень широк, а главная отличительная черта – ритмичность выражения. Легко догадаться, что речь идёт о людях, скандирующих лозунг на митинге или манифестации, громко поддерживающих любимую команду или клеймящих судью на стадионе, танцующих на карнавале и т.д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.

  Экстатическая толпа (от англ, ecstasy – экстаз) – экстремальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди, например, самозабвенно истязают себя цепями на шиитском религиозном празднике «шахсей-вахсей», доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока…

  Все перечисленные виды толпы относятся  к пассивным видам. Активную действующую толпу отличает ярко-выраженный заряд позитивной или негативной направленностью, в зависимости от обстоятельств.

  Существуют  и подвиды толпы:

  Действующая (active) толпа – политически наиболее значимый и опасный вид коллективного  поведения. В её рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.

  Агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта  которой (ярость, злоба), равно как  направленность действий, прозрачно  выражены в названии. Люди данной толпы  находятся в состоянии фрустрации, направляют свой гнев на совершенно случайные объекты.

  Паническая (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением  каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что её спровоцировало, т.е. скопление людей, охваченное чувством страха, стремление избежать мнимой опасности.

Информация о работе Массовидные социально – психологические явления