Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple –наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую руку.
Отсюда произошло и современное переносное значение слова – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка". Изданный в 1969 году в Нью-Йорке "Современный словарь социологии" определяет манипуляцию как "вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает".

Содержание

I. Введение.
Определение манипуляции. Признаки манипуляции. . 1
II. Психология манипуляции.
Манипуляция на уровне психических процессов. Манипуляция на уровне психологических процессов. Перцептивные,мнемические, интеллектуальные процессы. Механизмы реализующие манипулятивное воздействие. . 4
III. Манипуляция в СМК.
СМИ. Информация. Информационная коммуникация. Массовая коммуникация. Необходимые условия функционирования СМК. Участие телевидения в политической манипуляции. Основные манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций..14
IV. Политическая манипуляция.
Политическая манипуляция. Символическая политика. Информационная асимметрия. Политическая манипуляция в США. Последствия "российского направления" политической манипуляции США. .29
V. Заключение.
Современные тенденции российских СМИ во влиянии на политическое сознание. .37
VI. Список использовавшейся литературы. .40

Работа содержит 1 файл

манипуляц.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

Политика, проводимая в последнее время  в средствах массовой информации содействовала значительному снижению способности критически мыслить  у массовой аудитории. Обществу желают внушать политику именно в той "символической" форме, в какой ее подают в средствах  массовой информации. Политически активный потенциал общества тратиться исключительно  на созерцание политического шоу. Налицо отчуждение от активной деятельности в политике , сводимое к пассивному наблюдению за происходящими событиями.

Впрочем не стоит излишне драматизировать  ситуацию. Не обрушив нынешний социальный порядок, ликвидировать его не возможно. Если исходить из здравого прагматического  реализма , нужно признать, что СМИ  не может функционировать в обществе без определенных правил производства "реальности" и отменить эти  правила даже ради важных моральных  соображений невозможно. Мы можем  вычленить полезные черты средств  массовой информации в политике, так  как упорядочение массовых действий, контроль за общественным эмоциональным  настроением может играть важную и положительную роль в политике. В условиях, когда многомиллионные  общества, огромные экономические и  технологические рынки и тесная взаимосвязь экономики и государства  становятся объективной реальностью, контролируемость и управляемость  общественным мнением посредством  СМИ становиться не менее важным фактором, чем честные парламентские  выборы. Однако слишком частое злоупотребление  манипулятивного потенциалом СМИ  не в интересах широких масс, умаляет "здоровый" потенциал символической  политике в СМИ.

Превращение политики в «транквилизатор» лишь на время способно сохранить лояльность общества по отношение к власти, если проблема реальна не решается ситуация рано или поздно обернется  социо-экономическим кризисом. И  тогда, не смотря на все могущество СМИ, разрыв между объективной реальностью  и виртуальной реальностью не сможет быть заполнен. Наоборот, чем  больше механизмов «символической политики»  СМИ будет задействовано, тем  более жестоким будет шок для  людей от соприкосновения с реальностью.

VI. Список использовавшейся  литературы:

1. Доценко  Е. Л. Психология манипуляции.  Феномены, механизмы, защита. - М., 1996

2. Шиллер  Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980

3. Кара-Мурза  С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000

4. Моль  А. Социодинамика культуры. - М.: Прогресс, 1973

5. Почепцов  Г. Г. Психологические войны. - Москва - Киев: "Рефл-бук", 2000

6. Почепцов  Г. Г. Коммуникативные технологии  ХХ века. - Москва - Киев: "Рефл-бук", 2000

7. Засурский  И. Масс-медиа второй республики. - М.: Изд-во МГУ, 1999

8. Леонов  Н.С. Информационно-аналитическая  работа в загранучреждениях. - М., 1996

9. Зиновьев  А. Русский эксперимент. - М.: "Наш  дом – L’age d’homme", 1995

10. Бурдье  П. Социальное пространство и  символическая властью. - "Thesis"№2, 1993

11. Конецкая  В. П. Социология коммуникации. - М., 1997

Информация о работе Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций