Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple –наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую руку.
Отсюда произошло и современное переносное значение слова – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как "акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка". Изданный в 1969 году в Нью-Йорке "Современный словарь социологии" определяет манипуляцию как "вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает".

Содержание

I. Введение.
Определение манипуляции. Признаки манипуляции. . 1
II. Психология манипуляции.
Манипуляция на уровне психических процессов. Манипуляция на уровне психологических процессов. Перцептивные,мнемические, интеллектуальные процессы. Механизмы реализующие манипулятивное воздействие. . 4
III. Манипуляция в СМК.
СМИ. Информация. Информационная коммуникация. Массовая коммуникация. Необходимые условия функционирования СМК. Участие телевидения в политической манипуляции. Основные манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций..14
IV. Политическая манипуляция.
Политическая манипуляция. Символическая политика. Информационная асимметрия. Политическая манипуляция в США. Последствия "российского направления" политической манипуляции США. .29
V. Заключение.
Современные тенденции российских СМИ во влиянии на политическое сознание. .37
VI. Список использовавшейся литературы. .40

Работа содержит 1 файл

манипуляц.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

В целях  манипуляции сознанием приходится воздействовать на все виды памяти человека и разными способами. С  одной стороны, надо, чтобы человек  запомнил (а то и заучил до автоматизма) какую-то мысль, метафору, формулу ("ДА-ДА-НЕТ-ДА!"). С другой стороны, бывает необходимо"отключить" его краткосрочную или историческую память – они создают психологический барьер против внушения.

Рассмотрим  сначала важность запоминания. Когда  человек получает какое-то сообщение, его взаимодействие с памятью  делится на два этапа: сначала  происходит пассивное запоминание. Затем информация перерабатывается рассудком, и если она признается мало-мальски убедительной,эмоционально окрашенной и представляющей интерес, она «внедряется» в память и начинает воздействовать на сознание.

Исследователи пришли к печальному для простого человека выводу: то, что в результате частого повторения прочно запоминается,действует  на сознание независимо от того, вызывает ли это утверждение возражения или  одобрение. Этот вывод проверен на коммерческой рекламе, ценность которой для ученых – в огромном количестве эмпирического  материала. Мастера рекламы знают, что для ее эффективности неважно, вызывает ли она положительную или  отрицательную реакцию, важно, чтобы  она застряла в памяти. Так возник особый вид – «раздражающая реклама», подсознательное влияние которой  тем больше, чем сильнее она  возмущает или раздражает людей.

Подробно  изучено влияние эмоциональных  элементов сообщения на его запоминаемость. Во всем балансе разных видов памяти (образной,словесной, звуковой и т.д.) главной для манипуляции сознанием  является именно эмоциональная память. Запоминается и действует прежде всего то, что вызвало впечатление. Любая информация, если она не подкреплена  «памятью чувств», быстро стирается, вытесняется.

Очень важна связь эмоциональной памяти и узнавания. В манипуляции сознанием  узнавание играет ключевую роль, потому что порождает ложное чувство  знакомства. Это становится предпосылкой согласия аудитории с коммуникатором (отправителем сообщения) – он воспринимается аудиторией как свой. Для "захвата" аудитории узнавание гораздо  важнее сознательного согласия с  его утверждениями. Поэтому так  важно намозолить людям глаза  с телеэкрана.

Действуя  через средства массовой информации, манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. Поэтому  для них гораздо важнее создать  поток сумбурных сообщений, чем  изложить одну связную идею, которую  человек обдумает и преднамеренно  запомнит. Сумбурные сообщения откладываются  в латентных, дремлющих слоях  памяти и действуют подспудно, больше на подсознание. Они оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями,которые  их "будят". При этом для манипулятора даже не важно, как отнесся человек  к сообщению, которое он запомнил непроизвольно.

Механизмы реализующие манипулятивное воздействие (по Доценко).

Присоединение к внутреннему  мира аудитории. "Включается в работу в тех случаях, когда структура ситуации ... оказывается сходной по своим характеристикам с соответствующей частью внутреннего мира"[1]. С. Кара-Мурза[3] называет это вторым этапом после установления контакта с аудиторией (установление контакта предполагает создание канала, по которому может пройти сообщение). Присоединением называют такой контакт,который в силу положительного отношения к нему аудитории имеет тенденцию сам себя поддерживать, воспроизводится уже без специальных больших усилий манипулятора. Различают "присоединение по…" и "присоединение к…". Первое – это контакт, который поддерживается в силу каких-то объективных признаков общности (по языку, этнической принадлежности и т.д.). Главная задача манипулятора – "присоединение к…" (к каким-то ценностям, лозунгам, действиям).

Первое  правило для успешного контакта – заявить о том, что отправитель  сообщения входит с аудиторией в  какую-то общность (по социальному, национальному, культурному признаку и т.д.). Для  этого выработан целый язык и  манера обращения: коллеги, мужики, православные и т.д. Так что первые же шаги по установлению контакта служат кличем "мы с тобой одной крови –  ты и я!". Поэтому первый признак  манипуляции – уклончивость в  изложении собственной позиции, использование туманных слов и метафор. Ясное обнаружение идеалов и  интересов, которые отстаивает «отправитель сообщения»,сразу включает психологическую  защиту тех, кто не разделяет этой позиции, а главное, побуждает к  мысленному диалогу, а он резко затрудняет манипуляцию.

Психические автоматизмы. "Психические автоматизмы выступают в роли передаточных рычагов, благодаря которым энергия воздействия манипулятора превращается в энергию действия адресата"[1]. Психические автоматизмы - это типичные схемы поведения, естественные для большинства людей. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении – обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Здесь впервые появляется понятие "стереотипа". Полезность стереотипов для человека заключается в том, чтобы воспринимать и оценивать сообщение быстро, не думая; манипулятор может применять их как "фильтры", через которые его жертвы видят действительность.

Одним из главных "материалов", с которым  орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. В словарях сказано: "Социальный стереотип – устойчивая совокупность представлений, складывающихся в сознании как на основе личного жизненного опыта, так и с помощью многообразных  источников информации. Сквозь призму стереотипов воспринимаются реальные предметы, отношения, события, действующие  лица. Стереотипы –неотъемлемые компоненты индивидуального и массового  сознания. Благодаря им происходит необходимое сокращение восприятия и иных информационных и идеологических процессов в сознании…" Обычно стереотипы включают в себя эмоциональное  отношение человека к каким-то объектам и явлениям, так что при их выработке  речь идет не только об информации и  мышлении, а о сложном социально-психологическом  процессе. Таким образом, стереотипы, как необходимый человеку инструмент восприятия и мышления, обладают устойчивостью, могут быть выявлены, изучены и  использованы как мишени для манипуляции.

Еще более  удобны для манипулятора метафоры –  выраженные художественно стереотипы - это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Поэтически выраженная мысль всегда играла огромную роль в соединении людей и программировании их поведения. "Метафоры, включая ассоциативное  мышление, дают огромную экономию интеллектуальных усилий"[3]. Известно, что человек, чтобы действовать в своих  интересах (а не в интересах манипулятора), должен реалистично определить три  вещи: нынешнее состояние, желательное  для него будущее состояние, путь перехода от нынешнего состояния  к будущему. Соблазн сэкономить интеллектуальные усилия заставляет человека вместо изучения и осмысления всех этих трех вещей  прибегать к ассоциациям и  аналогиям: называть эти вещи какой-то метафорой, которая отсылает его  к иным, уже изученным состояниям. Чаще всего, иллюзорна и сама уверенность  в том, что те, иные состояния, через  которые он объясняет себе нынешнее, ему известны или понятны.

Механизм "включения" автоматизмов - мотивационное обеспечение.Никакой автоматизм не будет работать без мотивационной поддержки. Впрочем, манипуляционное воздействие в числе мишеней обязательно имеет и мотивационные структуры. Е. Доценко выделяет такие способы управления мотивационными предпочтениями человека, как прямая актуализация мотивов, простое обусловливание и знаковое опосредствование.

Прямая  актуализация требуемого мотива может  происходить в ответ на появление  релевантных этому мотиву раздражителей. "Открытое побуждение со стороны  актора нередко принимает форму  соблазнения - от вполне легального и  невинного до скрытого и злонамеренного"[1]. С манипулятивной целью прямая актуализация мотива используется в основном в  составе комплекса мероприятий: для маскировки основного воздействия, отвлечения внимания на второстепенные элементы ситуации,приведения адресата в необходимое состояние (дискомфорт, бездумная легкость).

Обусловливание - "перенесение побудительной  силы какого-нибудь мотива на действия, к которым раньше этот мотив не побуждал"[1]. Данный механизм лежит  в основе дркссировки животных.

Мотивационное опосредствование - "эмоциональное  переключение на основе представляемых, воображаемых,восстанавливаемых вследствие полученной словесно информации событий"[1]. Многообразие возможных для человеческой психики переключений позволяет  связать все со всем, сколь бы слабыми или надуманными ни казались основания для такой связи.

Отождествление "Я" адресата со своей активностью. "Субъективность, личностное начало в человеке, по каким-то еще мало понятным законам присваивает психические процессы и содержания, придает им статус "моего". Это личностное начало, или "Я", будучи обманутым, принимает чужое желание за свое"[1].

III. Манипуляция в  СМК.

СМИ. Информация. Информационная коммуникация.

Средства  массовой информации стали главным  инструментом для распространения  сообщений, воздействующих на общественное сознание. Хотя,конечно, старые инструменты  продолжали использоваться, но и они  были усилены участием массовой прессы. А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская  ее через свои фильтры, выделяют отдельные  элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес,повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом  все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в  наше время почти не оказывает  влияния на развитие общества"[4]. Таким образом, современный человек  не может уклониться от воздействия  СМИ (под культурой А. Моль понимает все стороны организации общественной жизни, которые не даны природой в  первозданном виде).

Н.С.Леонов справедливо отмечает: "Информация, как никогда, стала инструментом власти. Когда была обнаружена восприимчивость  человеческой психики к внушению, информация в форме пропаганды и  агитации стала главным рычагом  управления людьми. Она постепенно заменила собой грубую силу,насилие, которое долгое время считалось  единственным и непременным орудием  управления. Покойный ныне президент  США Ричард Никсон, выступая однажды  в Совете национальной безопасности по вопросу бюджетных расходов, сказал, что он считает 1 доллар, вложенный  в информацию и пропаганду, более  ценным, чем десять долларов, вложенных  в создание систем оружия, ибо последнее  вряд ли будет когда-либо употреблено  в дело, в то время как информация работает ежечасно и повсеместно"[8].

Информационная  коммуникация осуществляется кем-то и  для кого-то, или чего-то. Все, что  происходит в рамках информационной коммуникации, так или иначе связано  с достижением некоторых целей  индивидами или социальными группами. Последовательность этапов взаимодействия можно представить в виде следующих  друг за другом фаз, в основе каждой из них лежит состояние информации и характер реализации отношений.

1 фаза. На этой стадии происходит контакт с базовым фактом, появляющимся в процессе человеческой деятельности - необходимое условие для начала информационной коммуникации.

2 фаза (производящая). На этой стадии производящий информацию придает полученным сведениям, выступающим в роли содержания, ту или иную знаковую форму, тем самым создавая сообщение. К этой же стадии следует отнести все процедуры, связанные с упорядочением информации и формированием массивов информации, предназначенных для последующей передачи.

3 фаза (передача). Передающий и потребляющий обозначились только соответствующей потенцией, которая актуализируется на данном этапе – фазе передачи. Здесь происходит передача информации при помощи соответствующей системы технических средств.

4 фаза (потребление). Эта фаза представляет из себя весьма сложный процесс, который характеризуется активным включением психологических механизмов. Лишь на фазе потребления начинаются изменения в системе установок и ценностных ориентаций.

5 фаза (постфаза). Использование информации индивидом и группами людей вряд ли можно рассматривать как процесс, всегда проходящий в явной форме.Воздействие информации на сознание объекта может происходить не только однократно, сиюминутно, но и обладать временной протяженностью. Информация,следовательно, может продолжать воздействие на психику в течение длительного времени независимо от того осознается этот процесс или нет.

Характерно, что включение механизмов реализующих  манипулятивное воздействие приходится на фазы передачи и потребления. На постфазе происходит накопление непроизвольно  усвоенной информации, способной  подспудно влиять на сознание и являющейся хорошим фундаментом для следующих  серий манипулятивного воздействия.

Пользуясь градацией, которую предложил А. Моулз можно выделить такое понятие  как эстетическая информация, которая  в отличие от семантической информации не подчиняется общим законам  логики. Семантическая информация настраивает  людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Семантическая информация в открытую побуждает человека к определенным действиям. Она обращена к логике и здравому смыслу человека. Семантическая  информация "правила бал" в  политической деятельности до активного  внедрения массовых коммуникаций в  политику. Эстетическая же информация является превалирующей в сообщения  и сюжетах, передаваемых СМИ. В отличие  от семантической информации она  не предметна. Эстетическая информация, исходящая от средств массовой информации, не столько отражает реальное положение  вещей, сколько вызывает у аудитории  определенные душевные состояния, реакции  и эмоции.

Информация о работе Манипулятивные технологии в системе массовых коммуникаций