Манипулятивные тактики общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 00:59, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение манипулятивных тактик общения.

Задачи:

• Изучить различные тактики и стратегии общения.

• Описать основные характеристики стратегий и тактик общения;

• Подробно рассмотреть манипулятивные тактики общения;

• Выяснить способы противодействия манипуляции.

Содержание

Введение …………………………………………………………….….. 3

Глава 1………………………………………………………………….. 4

Глава 2………………………………………………………………….. 11

Заключение ……………………………………………………………. 14

Список использованной литературы ………………………………

Работа содержит 1 файл

Под стратегией общения понимают общую схему действий участников коммуникативного процесса.docx

— 37.85 Кб (Скачать)

  Вообще  все перечисленные стратегии  общения представлены в так  называемом чистом варианте, в  реальной жизни поведение людей  более разнообразна и комбинированная.  Однако обладание знаниями о  стратегии общения позволит любому  человеку в процессе взаимодействия  с другими понять, почему собеседник  действует так или иначе, почему  его иногда «начинает заносить»  или «заклинивает» и что нужно  сделать, чтобы его «переключить»,  направить в необходимом направлении.  Многое зависит также от вида  деловых отношений и типа деятельности.

  Относительно  тактики общения, то под ней  понимают систему последовательных  действий, которая способствует  реализации выбранной стратегии,  достижению желаемой цели. Известно, что одну и ту же стратегию  общения можно воплотить благодаря  различным тактикам. Поэтому тактики  общения разнообразны по своей  направленности и зависят от  психологических особенностей конкретных  субъектов взаимодействия, их ценностей,  установок, социальной ситуации  общения, социокультурного и этнопсихологических  контекста коммуникативного процесса. Тактики, избранные в одной  ситуации общения, могут оказаться  совершенно неэффективными в  другой. Количество тактик общения, используемых в ходе совместного взаимодействия, может быть существенно увеличена, если субъекты деятельности понимают, какие важные последствия имеют межличностные контакты членов группы. Конечно, знание зависимости между личностными свойствами субъектов взаимодействия, социокультурным контекстом общения и видом стратегии общения, которая обычно определяет тактику, позволит участникам коммуникативного процесса в определенной степени прогнозировать характер межличностного влияния. 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Манипулятивные тактики.

Поскольку прожить жизнь и ни разу не натолкнуться на манипулятора решительно невозможно, есть смысл познакомиться поближе  с основными тактиками этой малопочтенной, но распространенной публики. При этом следует учесть, что исполнение номера зависит от пола, возраста и интеллекта манипулятора и может принимать  различные формы. Неизменна лишь суть: любой ценой оставить жертву в дураках.

№1. Тактика  «оттяжек и проволочек». Это не только одна из самых распространенных тактик, но и одна из самых доступных. Для  ее эффективного использования не нужны  ни актерские способности, ни буйная фантазия, ни сильная энергетика, а  всего лишь немного упорства. Заключается  в бесконечном оттягивании и  откладывании «на потом» некоего  действия, нежелательного для манипулятора. Так, студент, не желающий одалживать однокурснику конспекты, упорно «забывает» их принести. При этом манипулятор «в принципе» совсем не против (иначе это была бы не манипуляция) – но только не сегодня, не в этом месяце и не в этом календарном году. Условие, при котором манипулятор выполнит свое обещание или одобрит некое действие, на первый взгляд выглядит вполне достижимым. В противном случае объект манипуляции может соскочить с крючка. Попытки «прижать к стенке» манипулятора, как всегда, оказываются мало успешны: он в очередной раз изворачивается, демонстрируя при этом неподдельную обиду. Противоядие: помнить, что в 99 случаях из 100 слово «потом» означает «никогда» - и действовать соответственно. К примеру, если приятель обещает узнать некую информацию через неделю, потому что «сейчас очень занят», нужно не ждать 7 дней, а искать другой источник информации.

№2. Тактика  прокурора. Заключается в предъявлении объекту манипуляции любых обвинений, с глазу на глаз или в присутствии  третьих лиц. Соответствие действительности значения не имеет, главное – сохранение минимального правдоподобия. Обвинять можно в чем угодно – в аморальном поведении или ханжеском пуританстве, лени или делячестве, в агрессивности или чрезмерной пассивности, в хамстве или издевательской вежливости, в панибратстве или демонстративной отстраненности – как говорится, был бы человек, а статья найдется. Очень хорошо обвинять человека в эгоизме или скверном отношении к манипулятору, причем чем расплывчатей обвинение, тем труднее его опровергнуть. «Ты стал холоднее ко мне относиться! Меня ранит такое отношение!» - на подобное обвинение трудно возразить хотя бы потому, что критерии «холодного» и «горячего» у каждого свои. Можно также обвинить объект манипуляции в реальных проступках, совершенных кем-то другим: «Это ваша кошка загадила весь подъезд! Не надо, я сам видел!». Данная тактика используется с самыми различными целями. Прежде всего, она является отличным отвлекающим маневром: с ее помощью можно перевести в выгодное манипулятору русло любой сложный разговор. Также она позволяет манипулятору уйти от личной ответственности за содеянное, напав первым или переложив вину на другого. Работает она и на перспективу, помогая дрессировать объект манипуляции и одновременно принижая его в глазах окружающих. Главное – заставить объект оправдываться, т.е. занять позицию слабейшего. Впрочем, переход объекта в контратаку тоже может входить в задачи манипулятора, который, спровоцировав конфликт, охотно выставляет себя его жертвой.

Противоядие: разрыв шаблона, позволяющий уничтожить исходный расклад, т.е. ситуацию некоего  «суда». Это может быть, например, перевод происходящего в комическую плоскость: обвиняемый вместо попытки  оправдаться или поспорить извлекает  записную книжку и просит манипулятора говорить помедленнее, т.к. он записывает. В другой ситуации шаблон разрывает  внезапное отстранение от ситуации, например, с помощью

наушников и плейера, или физическое прекращение  контакта (закрыть дверь перед  носом скандалящей соседки).

№3. Тактика  критики. По сути, ничем не отличается от прокурорской, разве только агрессия не явная, а скрытая. Заключается в критике объекта манипуляции, что ведет к снижению его самооценки и, следовательно, делает более податливым для дальнейших манипуляций. Критика под соусом дружбы произносится мягким, сочувственным тоном; по словам манипулятора, она вызвана исключительной дружеской заботой и желанием помочь объекту критики – помочь стать совершеннее, разумеется.

Частным проявлением тактики является игра «Ты можешь лучше». Что бы ни сделал объект манипуляции, каких бы успехов  не достиг, манипулятор уверяет его, что на самом деле он не продемонстрировал  и четверти своих способностей, не заработал и половины денег, которые  может заработать, не вкусил славы в должном объеме и т.д. Противоядие: помнить, что «конструктивной» критики не существует даже в деловой сфере. Если кто-то в самом деле знает, как сделать лучше, он делает, а не разглагольствует. Чаще всего, однако, критик ничего не знает (хотя убежден, что знает «как не надо»), но страстно хочет самоутвердиться за чужой счет. Что до личной сферы, то каждый имеет простое человеческое право мысленно или вслух посылать любого критика как можно дальше, не дожидаясь следующей реплики.

№4. Тактика  вызывания вины. Собственно, это  квинтэссенция любой манипуляции  – пробудить в жертве чувство  вины; как тактика она проявляется  в перекладывании на жертву ответственности  за то, за что она никоим образом  не должна отвечать – например, за неправильные решения манипулятора, или за его  физическое состояние и здоровье (классическая фраза «Ты доведешь мать до инфаркта»). Противоядие: называть вещи своими именами, не заботясь о нежном «эго» манипулятора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Данная  работа была посвещена изучению различных манипулятивных тактик поведения.

Целью данной контрольной работы было изучение манипулятивных тактик общения.

Для достижения поставленной цели достигались следующее  задачи:

• Изучить различные тактики и стратегии общения.

• Описать основные характеристики стратегий и тактик общения;

• Подробно рассмотреть манипудятивные тактики общения;

• Выяснить способы противодействия манипуляции.

В первой главе основной части рассматриваются основные стратегии и тактики общения. Определяются их основные черты и свойства. Во второй главе основной части подробно рассмотрены тактики манипулятивого общения и приведены способы противодействия.

Материалом  для данной работы послужило анализ различных публикаций таких, как книги Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защиты и Ермакова Ю. А. Манипуляция личностью., а также следующие интернет-ресурсы: http://webcommunity.ru/493/, http://ellena.sitecity.ru/index.phtml, http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=4, http://comm-psy.ru, http://psyhelpn.ru/index.htm. 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

Книга

  1. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защиты. – М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 19772. Священные письмена майя / Пер. Р. В. Кинжалова, Ю. В. Кнорозова. – СПб.: Амфора, 2000. – 251 с.
  2. Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью. Екатеринбург, 1995.

Internet-ресурсы

http://webcommunity.ru/493/,

 http://ellena.sitecity.ru/index.phtml,

http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=4,

http://comm-psy.ru, http://psyhelpn.ru/index.htm.

Информация о работе Манипулятивные тактики общения