Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 00:59, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение манипулятивных тактик общения.
Задачи:
• Изучить различные тактики и стратегии общения.
• Описать основные характеристики стратегий и тактик общения;
• Подробно рассмотреть манипулятивные тактики общения;
• Выяснить способы противодействия манипуляции.
Введение …………………………………………………………….….. 3
Глава 1………………………………………………………………….. 4
Глава 2………………………………………………………………….. 11
Заключение ……………………………………………………………. 14
Список использованной литературы ………………………………
Вообще
все перечисленные стратегии
общения представлены в так
называемом чистом варианте, в
реальной жизни поведение
Относительно
тактики общения, то под ней
понимают систему
Глава 2. Манипулятивные тактики.
Поскольку прожить жизнь и ни разу не натолкнуться на манипулятора решительно невозможно, есть смысл познакомиться поближе с основными тактиками этой малопочтенной, но распространенной публики. При этом следует учесть, что исполнение номера зависит от пола, возраста и интеллекта манипулятора и может принимать различные формы. Неизменна лишь суть: любой ценой оставить жертву в дураках.
№1. Тактика «оттяжек и проволочек». Это не только одна из самых распространенных тактик, но и одна из самых доступных. Для ее эффективного использования не нужны ни актерские способности, ни буйная фантазия, ни сильная энергетика, а всего лишь немного упорства. Заключается в бесконечном оттягивании и откладывании «на потом» некоего действия, нежелательного для манипулятора. Так, студент, не желающий одалживать однокурснику конспекты, упорно «забывает» их принести. При этом манипулятор «в принципе» совсем не против (иначе это была бы не манипуляция) – но только не сегодня, не в этом месяце и не в этом календарном году. Условие, при котором манипулятор выполнит свое обещание или одобрит некое действие, на первый взгляд выглядит вполне достижимым. В противном случае объект манипуляции может соскочить с крючка. Попытки «прижать к стенке» манипулятора, как всегда, оказываются мало успешны: он в очередной раз изворачивается, демонстрируя при этом неподдельную обиду. Противоядие: помнить, что в 99 случаях из 100 слово «потом» означает «никогда» - и действовать соответственно. К примеру, если приятель обещает узнать некую информацию через неделю, потому что «сейчас очень занят», нужно не ждать 7 дней, а искать другой источник информации.
№2. Тактика
прокурора. Заключается в предъявлении
объекту манипуляции любых
Противоядие:
разрыв шаблона, позволяющий уничтожить
исходный расклад, т.е. ситуацию некоего
«суда». Это может быть, например,
перевод происходящего в
наушников и плейера, или физическое прекращение контакта (закрыть дверь перед носом скандалящей соседки).
№3. Тактика критики. По сути, ничем не отличается от прокурорской, разве только агрессия не явная, а скрытая. Заключается в критике объекта манипуляции, что ведет к снижению его самооценки и, следовательно, делает более податливым для дальнейших манипуляций. Критика под соусом дружбы произносится мягким, сочувственным тоном; по словам манипулятора, она вызвана исключительной дружеской заботой и желанием помочь объекту критики – помочь стать совершеннее, разумеется.
Частным проявлением тактики является игра «Ты можешь лучше». Что бы ни сделал объект манипуляции, каких бы успехов не достиг, манипулятор уверяет его, что на самом деле он не продемонстрировал и четверти своих способностей, не заработал и половины денег, которые может заработать, не вкусил славы в должном объеме и т.д. Противоядие: помнить, что «конструктивной» критики не существует даже в деловой сфере. Если кто-то в самом деле знает, как сделать лучше, он делает, а не разглагольствует. Чаще всего, однако, критик ничего не знает (хотя убежден, что знает «как не надо»), но страстно хочет самоутвердиться за чужой счет. Что до личной сферы, то каждый имеет простое человеческое право мысленно или вслух посылать любого критика как можно дальше, не дожидаясь следующей реплики.
№4. Тактика
вызывания вины. Собственно, это
квинтэссенция любой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная работа была посвещена изучению различных манипулятивных тактик поведения.
Целью данной контрольной работы было изучение манипулятивных тактик общения.
Для достижения поставленной цели достигались следующее задачи:
• Изучить различные тактики и стратегии общения.
• Описать основные характеристики стратегий и тактик общения;
• Подробно рассмотреть манипудятивные тактики общения;
• Выяснить способы противодействия манипуляции.
В первой главе основной части рассматриваются основные стратегии и тактики общения. Определяются их основные черты и свойства. Во второй главе основной части подробно рассмотрены тактики манипулятивого общения и приведены способы противодействия.
Материалом
для данной работы послужило анализ
различных публикаций таких, как книги
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены,
механизмы и защиты и Ермакова Ю. А. Манипуляция
личностью., а также следующие интернет-ресурсы:
http://webcommunity.ru/493/, http://ellena.sitecity.ru/
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Книга
Internet-ресурсы
http://webcommunity.ru/493/,
http://ellena.sitecity.ru/
http://psyznaiyka.net/socio-
http://comm-psy.ru, http://psyhelpn.ru/index.htm.