Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 00:59, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение манипулятивных тактик общения.
Задачи:
• Изучить различные тактики и стратегии общения.
• Описать основные характеристики стратегий и тактик общения;
• Подробно рассмотреть манипулятивные тактики общения;
• Выяснить способы противодействия манипуляции.
Введение …………………………………………………………….….. 3
Глава 1………………………………………………………………….. 4
Глава 2………………………………………………………………….. 11
Заключение ……………………………………………………………. 14
Список использованной литературы ………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА
БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ
Контрольная работа студентки II курса группы 2-сз-1
Батечко Ирины Викторовны
ТЕМА:
Манипулятивные
тактики общения
Санкт-Петербург
2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………….….. 3
Глава 1………………………………………………………………….. 4
Глава 2………………………………………………………………….. 11
Заключение ……………………………………………………………. 14
Список
использованной литературы
……………………………… 15
ВВЕДЕНИЕ.
Данная работа посвещена изучению манипулятивных тактик общения.
Каждый человек неоднократно участвовал в манипуляции как в роли манипулятора, так и в роли жертвы манипуляции. Последняя роль неизменно связана с неприятными переживаниями. Часто человек поддается на манипулятивную провокацию, чтобы избежать неприятных чувств ( страха, стыда, вины и т.д.), или желая снискать чье-то одобрение, повысить свой престиж, лучше выглядеть в чьих-то глаза.
Целью данной контрольной работы является изучение манипулятивных тактик общения.
Задачи:
• Изучить различные тактики и стратегии общения.
• Описать основные характеристики стратегий и тактик общения;
• Подробно рассмотреть манипулятивные тактики общения;
• Выяснить способы противодействия манипуляции.
В первой главе основной части расматриваются основные стратегии и тактики общения. Определяются их основные черты и свойства. Во второй главе основной части подробно рассмотрены тактики манипулятивого общения и приведены способы противодействия.
Список
использованной литературы включает в
себя книги Доценко Е.Л. Психология
манипуляции: феномены, механизмы и
защиты и Ермакова Ю. А. Манипуляция
личностью., а также следующие
интернет-ресурсы: http://webcommunity.ru/493/, http://ellena.sitecity.ru/
Основная часть.
Глава 1. Стратегии и тактики общения
Под стратегией общения понимают общую схему действий участников коммуникативного процесса, общий план достижения цели к которой стремятся собеседники. Обобщенная характеристика формируется из следующих основных видов стратегий общения:
• гуманистически-диалогическая, направленная на достижение общей цели;
• гуманистически монологическая, направленная на достижение общей цели;
• гуманистически-диалогическая, направленная на достижение индивидуальной цели;
• гуманистически монологическая, направленная на достижение индивидуальной цели;
• манипулятивно-диалогическая, направленная на достижение общей цели;
• манипулятивно-монологическая, направленная на достижение общей цели;
• манипулятивно-диалогическая, направленная на достижение индивидуальной цели;
• манипулятивно-монологическая, направленная на достижение индивидуальной цели.
Исходя из манипулятивных особенностей общения, Э. Шостром выделяет четыре основные стратегии манипуляторов.
■ Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он не демонстрирует свою слабость в отношениях, а играет роль человека полного сил. При этом он использует свое социальное положение (босс, отец, старший брат, учитель, начальник). Активный манипулятор достигает удовлетворения, опираясь на бессилие других и контролируя их. Он применяет систему прав и обязанностей, приказов и просьб, табелей рангов и т. п., управляя людьми как марионетками.
■ Пассивный манипулятор представляет собой противоположность активному. Этот тип человека решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипуляторов. Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и играет роль «угнетенного». Он побеждает своей вялостью и пассивностью, позволяя активному манипулятору думать и работать за него.
■ Манипулятор, который соперничает, относится к жизни как к состоянию, что требует постоянной бдительности, поскольку здесь можно выиграть или проиграть: третьего не дано. Для такого типа человека жизнь - это битва, где все остальные люди - соперники или враги, реальные или потенциальные. Этот человек шатается между методами «угнетателей» и «угнетенного», и поэтому его можно считать чем-то средним между активным и пассивным манипуляторами.
■ Равнодушный манипулятор играет в индифферентность. Он пытается отойти от контактов. Однако в действительности его поведение связано с желанием обыграть партнера.
В противоположность манипуляторов актуализатор - это человек, который проявляет свои внутренние потенции активнее, чем средний индивид, и поэтому живет более полным и богатой жизнью. Э. Шостром обращает внимание на то, что стиль жизни манипулятора характеризуют четыре основных фактора:
• ложь (манипулятор ломает комедию и играет роли, имеющих произвести впечатление);
• бессознательность (манипулятор не осознает истинного значения жизни, видит и слышит лишь то, что хочет;
• контроль (манипулятор кажется спокойным, однако держит себя и других под постоянным контролем, скрывая от них свои мотивы);
• цинизм (манипулятор не доверяет себе и другим)
Философия жизни актуализатора отличается четырьмя факторами:
• честностью (актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они были);
• осознанностью (актуализатор восприимчив к себе и другим);
• волей (актуализатор способен к свободному выражению присущих ему возможностей);
• доверием (актуализатор глубоко верит в себя и других).
По мнению автора, переход от манипуляции к актуализации в целом представляет собой континуум от апатии и нарочитости к жизнерадостности и спонтанности.
Американский психолог В. Сатир предлагает свою классификацию стратегий общения (они еще называются категориями или моделями).
1. Обвинитель. Такой человек ведет себя так, будто он самый главный и от него все зависит. Это диктатор, хозяин ситуации, который постоянно ищет тех, кто виноват. Его внутреннее состояние: одиночество, неуверенность, потребность в самоутверждении за счет других.
2. Тот, что угодно. Он всегда в разговоре стремится угодить другим, извиняется, не вступает в споры. Демонстрирует свою беспомощность и зависимость от других, чувство вины за все происходящее. Внутреннее состояние характеризуется высказываниями типа:« ничего у меня не получается »,« я ни на что не способен ».
3. «Компьютер» - это человек, который всегда корректен, слишком спокойный, собранный.
4. Разрушитель. Он никогда не говорит и не делает ничего конкретного, на вопросы отвечает неуместно, несвоевременно и неточно.
Кроме перечисленных категорий, В. Сатир выделяет и такой стратегический тип, как «выравнивание», для которого свойственны свобода, гармоничность и последовательность. Такой человек никогда не унижает человеческое достоинство, открыто высказывает свое мнение. Это уравновешенная, цельная личность в отличие от первых четырех категорий, которые свидетельствуют о заниженной самооценке человека, чувство неполноценности.
Чрезвычайно
популярной и широко
1. Конкуренция, соперничество или противоборство участников общения. Это стратегическое действие сопровождается открытой борьбой за свои интересы и обязательно предполагает того, кто выиграл, и того, кто проиграл. Она может быть эффективной в том случае, когда человек имеет определенную или когда участник конфликта не заинтересован в сотрудничестве с другими, способен на принятие волевых решений. Обычно люди, которые используют эту стратегию общения, удовлетворяют собственные интересы в ущерб интересам других, заставляя их поддерживать именно свое решение. Однако эту стратегию не стоит использовать в личных отношениях - она может вызвать отчуждение. И если применить ее в ситуации, когда человек не имеет достаточной власти, а ее мнение не совпадает с мнением других, то вообще можно потерпеть фиаско.
2. Приспособления или стратегия сглаживания противоречий. Человек может использовать эту стратегию, когда исход дела чрезвычайно важен для другого лица и не очень существенный для нее. Этот тип поведения является полезным также и в тех ситуациях, когда человек не может взять верх, поскольку иное лицо обладает большей властью, таким образом индивид идет на уступки и соглашается с тем, чего хочет оппонент.
Названную
стратегию необходимо
3. Сотрудничество. Рассматривается как лучшая стратегия в конфликтной ситуации, ведь она направлена на поиск решения, которое бы удовлетворяло интересы всех сторон. Следуя этой позиции, человек принимает активное участие в улаживании конфликта и защищает свои интересы, но стремится при этом сотрудничать с другим человеком. По сравнению с другими подходами к конфликту этот тип требует длительной работы, поскольку лицо сначала «выкладывает на стол» потребности, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждает их. Она особенно эффективна, когда стороны имеют различные скрытые нужды, различные стратегические цели и планы на будущее, что является непосредственным источником конфликта. При этом важным условием является отказ сторон от сильного противостояния и переход к совместному решению проблемы, что она осуществляется, как правило, путем переговоров.
4. Компромисс характеризуется тем, что проблема урегулируется путем взаимных уступок: одна из сторон уступает чем, другая тоже чем уступает, и в результате можно прийти к общему решению. Эта стратегия является наиболее эффективной в тех случаях, когда обе стороны хотят и стремятся одного и того же, но знают при этом, что одновременно это является для них невыполнимым.
Ни
одну из выделенных выше