Манипуляция. Характеристики. Типы. Методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:51, лекция

Описание работы

Манипуляция – один из способов психологического воздействия на личность или группу, направленный на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем незаметного для объекта манипуляции его подталкивания к осуществлению желаемых манипулятором проявлений активности, как правило, несовпадающих с изначальными намерениями объекта манипуляции.

Работа содержит 1 файл

Манипуляция.docx

— 34.92 Кб (Скачать)

3 «Это лишь теория, на  практике все иначе»;

Применение этой уловки в  споре, то есть высказывание, что все, о чем говорит собеседник, хорошо лишь в теории, но неприемлемо на практике, заставляет человека искать новые доводы и доказательства, которые очень легко оспорить и доказать неверность этих доводов. Человек будет раздражен, но в итоге, скорее всего, сдаст позиции и признает вашу правоту. Пример: муж с женой решают, что им лучше купить. Жена хочет дачу, а муж новую машину, чтобы перед друзьями покрасоваться, да и женским вниманием добавиться. Фраза мужа «давай лучше машину купим, вот буду тебя на ней возить на работу, представляешь, как все будут завидовать?» (причем это тоже попытка манипуляции, так как машина нужна ему явно не для этого), жена «ну да конечно, это только на словах, а на деле будешь все деньги на бензин тратить». Дальше муж еще пару раз ищет разные доводы и доказательства, которые легко женой опровергаются и в итоге она предлагает купить дачу, а муж измученный беседой либо соглашается, понимая, что сил на спор уже нет, либо пытается найти новые доводы, того, что машина лучше дачи.

4 сведение аргумента человека к его частному мнению, которое может быть ошибочным, как и мнение любого другого человека;

Если удается, то человек  начинает доказывать, что это не только его мнение. А значит, попадается на уловку. Дальше разговор легко направить  в другое русло либо использовать любой другой метод манипуляции.

5 лесть;

Особенность этого метода состоит в том, чтобы, «обсыпав человека комплементами», намекнуть ему, как  много он может выиграть если согласится с вами. Примером лестного оборота речи может служить высказывание «Как человек умный, ты не можешь, не понимать, что…..» или же «как человек мудрый и опытный, ты обязательно должен сделать…..» и подобные. Но если вы заметили, что на вас пытаются воздействовать этим методом, не стоит сразу обвинять человека в попытках манипуляции, возможно, он просто очень уважает вас и не хочет конфликта.

6 чужой авторитет:

С помощью этой уловки существенно  повышается психологическая значимость приводимых собственных доводов  с помощью авторитета других. Например «Мне Василий сказал, что в этом году обязательно нужно покупать новые серебряные вещи, тогда будет удача», но при этом Василия должны уважать и его авторитетность не ставят под сомнение. Поэтому пользую авторитет чужих людей, человек добивается своих целей. Причем тот «авторитет» мог об этом даже не писать и не говорить. Его просто упоминают как уважаемый источник, имеющий ценность, а не просто мнение одного человека. И да, уважать источник должен, не тот кто говорит, а тот кому говорят. Потому, что глупо говорить, о том, что писали в газете, которую тот кому, говорят считает не достойной чтения.

Как не попасть под влияние манипулятора?

Основные принципы, которым имеет смысл следовать, чтобы не угодить в манипулятивную ловушку:

Во-первых, важно доверять себе, в том числе и собственному бессознательному, образно говоря "шестому  чувству". Если честное и открытое, на первый взгляд, предложение вызывает вроде бы совершенно необоснованное беспокойство и дискомфорт, это может  означать, что вами пытаются манипулировать.

Во-вторых, не следует действовать  и принимать решения под воздействием моментально возникшего импульса. Надо проанализировать ситуацию, посмотрев  на нее как бы извне, постараться  понять истинные мотивы партнера по взаимодействию и ролевую структуру, заданную объективными обстоятельствами.

Шаг первый. Логика: поскольку  чаще всего в манипулятивном сообщении нет никакой связи, между первой частью и второй (“если ты будешь пить латте с подругами, я не буду зарабатывать деньги”), можно объяснить манипулятору, что в его фразе отсутствует логика. Иногда это помогает.

Шаг второй. Неловкость: иногда манипулятивное высказывание звучит вполне логично, но имеет скрытый подтекст. Ставить манипулятора в неловкое положение – увлекательное занятие. “Ты говоришь, что очень уважаешь меня, потому что хочешь уйти пораньше? Ну так, так и говори”.

Шаг третий. Оцените: обычно манипулятор не уверен в себе, а  иначе, зачем бы ему манипулировать? Своим поведением, он пытается обеспечить себе власть над окружающими, хотя больше всего его заботит собственная  безопасность. Дайте ему почувствовать  себя комфортно, скажите, что понимаете, цените и принимаете его. Увидите, тяга превращать людей в марионеток уменьшиться.

Шаг четвертый. Сделайте свой выбор: манипулятор давит на ваши чувства и надеется тем самым  заставить сделать то или иное. Однако, то, что люди заставляют нас  испытывать те или иные чувства –  это миф. Чувства находятся внутри нас и никто кроме нас не в состоянии их “включить” и “выключить”. Вас пугают? Ответьте иронией. Вас берут на слабо? Ответьте удивлением. Вас выводят из себя? Помните о том, что это лишь приглашение, которое вы можете принять и от которого вы можете отказаться. Манипулятор будет озадачен.

Шаг пятый. Понять себя: в  каждой семье принято реагировать  на события определенным образом. В  одной семье принято над всем подшучивать, в другой – расстраиваться по поводу и без, в третьей – винить в своих бедах только себя и посыпать голову пеплом. Дети, которые выросли в этих семьях, получат эту “ведущую” эмоцию по наследству. Они будут иронизировать, печалиться и мучиться чувством вины соответственно, чаще, чем другие. Можно предположить, что когда эти дети вырастут им будут чаще попадаться манипуляторы, которые будут играть именно на их “ведущем” чувстве. Исходя из этого, всем можно посоветовать понять, какая именно эмоция им досталась от родителей. А дальше вернуться к предыдущему пункту.

Время манипулятора: манипулятор  очень редко живет настоящим. Чаще всего, он либо вспоминает прошлое  – “я не могу оправиться после того, как моя кошка пять лет назад  выпрыгнула с балкона” – и еще  в нем оправдание своим недостаткам  и бездействию. Либо он говорит о каком-то туманном будущем “не будешь есть котлеты, не поступишь в институт” или “мы в вас верим и когда-нибудь непременно это отразиться и на вашем финансовом отношения”. Но здесь и сейчас у манипулятора ничего не происходит. Ему все время некогда, он постоянно занят. Его бы можно было бы по-человечески пожалеть, но мы так поступать не станем. Потому что он добивается от нас именно чувства, чтобы его использовать не по назначению.

Рассматривая проблему манипуляции, нельзя не отметить, что манипулятивное воздействие далеко не всегда носит деструктивный характер. Выше уже говорилось об использовании манипуляции в исследовательской социально-психологической практике. Надо заметить, что она присутствует и в чисто практической, например, в тренинговой работе социального психолога. Представляется, что в зависимости от целей правомерно, по аналогии с агрессией, различать злокачественную, направленную на причинение вреда, и инструментальную манипуляцию, которая может использоваться для достижения созидательных целей. Классический пример инструментальной манипуляции такого рода связан с библейской историей о том, как царь Соломон рассудил двух женщин, каждая из которых утверждала, что является матерью одного и того же младенца. Как известно, выслушав женщин Соломон велел принести меч и предложил рассечь ребенка надвое и отдать половину каждой из женщин. Но одна из них стала умолять Соломона отдать ребенка своей сопернице, только чтобы он остался жив. Именно в ней Соломон и признал настоящую мать ребенка. В данном случае хотя и крайне жесткая, но вполне типичная манипуляция послужила восстановлению справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Манипуляция. Характеристики. Типы. Методы