Малоформализованные методики: беседа, наблюдение, контент - анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использо

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:47, доклад

Описание работы

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
Терапевтическая беседа
Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
Автобиографическая беседа

Содержание

Беседа как психологический вербально-коммуникативный метод
Наблюдение как один из методов психологии
Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры
Биографический метод
Эмпатическое слушание
Список литературы

Работа содержит 1 файл

пдд готов.docx

— 29.74 Кб (Скачать)

а) физическая протяженность  текстов;

б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

г) длительность трансляции по радио или ТВ;

д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом  и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста. 

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биографический  метод. 

Биографические  методы в психологии (ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX века (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития её индивидуального бытия. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников, писем и т. п.

В двадцатом  веке ленинградский учёный и психолог Б.Г. Ананьев положил начало развитию биографического метода в современной  психологической науке. Его последователь  и ученица Н. А. Логинова продолжает теоретическое и практическое исследование метологических основ биографического метода в психологии. Известен её труд "Психобиографический метод исследования и коррекции личности", изданный при Казахском Национальном университете имени аль-Фараби.

Особенность биографического  метода в психологии заключается  в том, что личность изучается  в перспективе развития. Например, семья пьющих родителей может  стать причиной повышенной тревожности  или агрессивности. Элементы метода опросники, интервью, спонтанные автобиографии, изучение документации, контент - анализ писем и дневников, свидетельства очевидцев.

Этот метод  не распространен широко, он используется в основном при диагностике поведения, а не психических процессов. Ну и  психоанализ играет в этом далеко не последнюю роль. В совокупности данные могут дополнить картину  развития личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Эмпатическое слушание. 

Подразумевает совмещение понимания и сочувствия-сопереживания. Противоположным является бесчувствие, равнодушное слушание собеседника  или выступающего. Эмпатия во время коммуникативного акта – это понимание эмоционального состояния речевого партнера, которое он проявляет через свою речь, его переживаний и выражение ему в своих репликах этого понимания, какого-то сочувствия, хотя и не обязательно согласия со всем, что он говорит, духовно-нравственного принятия. Можно, например, слушая, понять затруднительность, трагичность положения человека, его радость от каких-то жизненных успехов, но все же не быть согласным со всем его поведением – состояние студента, исключенного из института, трагизм положения алкоголика, радость школьника по случаю отмены занятий. Это и есть эмпатия, а если вы вашими репликами даете о ней знать собеседнику, то это эмпатическое слушание. Связано с понятием «чуткость», подчас имеет немало общего с речевой тактичностью.

 Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему - переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Эмпатическое слушание обосновал и использовал в своей психотерапевтической практике К.Роджерс. Как способ общения с собеседником и его познания, эмпатическое слушание представляет собой определенную технику поведения субъекта-исследователя (психотерапевта, адвоката, следователя) и субъекта-исследуемого (клиента, подзащитного, подозреваемого). Это близкая дистанция между сидящими друг против друга собеседниками, контакт глаз, полная поглощенность собеседником ("центрированность" на нем), эмоциональное сопереживание содержанию высказываемого и т.д. Подобное поведение способствует установлению психологического контакта в беседе, максимальной открытости и откровенности в общении. Поэтому использование данного метода, по К.Роджерсу, "требует определенного мастерства, и эмпатическое понимание заключается в проникновении в чужой мир, умении релевантно войти в феноменологическое поле другого человека, внутрь его личного мира значений и увидеть, правильно ли мое понимание".

Суть эмпатического слушания заключается не в том, что вы с кем-то соглашаетесь; его суть в том, что вы полностью, глубоко понимаете этого человека – как умом, так и сердцем Эмпатическое слушание означает гораздо больше, чем регистрацию, отражение или даже понимание произносимых слов По оценкам экспертов в области общения, через слова передается лишь 10 процентов информации; 30 процентов передается через интонацию и 60 процентов – через язык мимики и жестов. При эмпатическом слушании вы слушаете ушами, но, кроме того, – и это гораздо важнее – вы слушаете глазами и сердцем Вы слушаете не только смысл, но и чувства Вы слушаете поведение человека Вы используете как левое, так и правое полушарие мозга Вы чувствуете, ощущаете, интуитивно угадываете Эмпатическое слушание представляет собой мощную силу, так как наделяет нас точными данными для действия.

Список  литературы. 

    1. Стивен. Р. Кови. «Семь навыков высокоэффективного человека»;
    2. Большой психологический словарь. Под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Москва, 2004.
    3. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002.
    4. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.

Информация о работе Малоформализованные методики: беседа, наблюдение, контент - анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использо