Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:47, доклад
Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
Терапевтическая беседа
Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
Автобиографическая беседа
Беседа как психологический вербально-коммуникативный метод
Наблюдение как один из методов психологии
Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры
Биографический метод
Эмпатическое слушание
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ
ВПО ДВГГУ)
Кафедра
начального, дошкольного и коррекционного
образования
Реферат
на тему: «Малоформализованные методики:
беседа, наблюдение, контент - анализ, биографический
метод, эмпатическое слушание, их особенности
в использовании»
Реферат
по дисциплине «Психолого-педагогическая
диагностика»
Хабаровск, 2011
Содержание
Беседа
как психологический
вербально-коммуникативный
метод.
Метод
беседы — психологический вербально-
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.
Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.
Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля, правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).
Четыре основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:
Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.
Нерефлексивное
слушание применяется в тех случаях,
когда существует необходимость
дать субъекту выговориться. Оно особенно
полезно в ситуациях, где собеседник
проявляет желание выразить свою
точку зрения, обсудить волнующие
его темы и где он испытывает трудности
в выражении проблем, легко сбивается
с мысли вмешательством психолога
и ведёт себя закрепощённо в связи
с разницей в социальном положении между
психологом и респондентом.
Наблюдение
как один из методов
психологии.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.
Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов.
Предметом же — физические проявления интересующего исследователя явления:
То есть предметом
наблюдения способно выступать лишь
то, что возможно объективно зарегистрировать.
Таким образом, исследователь не
наблюдает свойства психики, он регистрирует
лишь те проявления объекта, которые
доступны для фиксации. И только
исходя из предположения о том, что психика
находит своё проявление в поведении,
психолог может строить гипотезы о психических
свойствах, основываясь на данных, полученных
при наблюдении.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Оно может быть:
1. Непосредственным и опосредованным,
2. Внешним и внутренним,
3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,
4. Прямым и косвенным,
5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам),
6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.
По систематичности различают
По фиксируемым объектам:
По форме наблюдения:
Преимущества метода наблюдения.
Недостатки метода наблюдения.
Контент-анализ:
сущность, задачи, процедуры.
Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.
Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.
Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.
Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.
Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях. Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа. После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания. Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).
В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:
1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.
Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: