Малоформализованные методики: беседа, наблюдение, контент - анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использо

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 05:47, доклад

Описание работы

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
Терапевтическая беседа
Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
Автобиографическая беседа

Содержание

Беседа как психологический вербально-коммуникативный метод
Наблюдение как один из методов психологии
Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры
Биографический метод
Эмпатическое слушание
Список литературы

Работа содержит 1 файл

пдд готов.docx

— 29.74 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ  ВПО ДВГГУ) 
 
 

Кафедра начального, дошкольного и коррекционного образования 
 
 

Реферат на тему: «Малоформализованные методики: беседа, наблюдение, контент - анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использовании» 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Выполнила: Студентка 3 курса

                                                                  Группа 1131

                                                                                        Дериглазова Анастасия

                                                                       Проверила:  
 
 
 
 
 
 

Хабаровск, 2011

Содержание

    1. Беседа как психологический вербально-коммуникативный метод
    2. Наблюдение как один из методов психологии
    3. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры
    4. Биографический метод
    5. Эмпатическое слушание
    6. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Беседа  как психологический  вербально-коммуникативный метод. 

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. 

Беседы различаются  в зависимости от преследуемой психологической  задачи. Выделяют следующие виды:

  • Терапевтическая беседа
  • Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
  • Автобиографическая беседа
  • Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта)
  • Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта)
 

Выделяют два  стиля ведения беседы, причём в  её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

  1. Рефлексивное слушание

Рефлексивное  слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога  и респондента.

Рефлексивное  слушание используется с целью осуществления  точного контроля, правильности восприятия полученной информации. Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Четыре  основных приёма поддержания  беседы и контроля получаемой информации:

  • Выяснение (использование уточняющих вопросов);
  • Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами);
  • Словесное отражение психологом чувств респондента;
  • Резюмирование
 
  1. Нерефлексивное  слушание

Нерефлексивное  слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый  с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное  слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость  дать субъекту выговориться. Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие  его темы и где он испытывает трудности  в выражении проблем, легко сбивается  с мысли вмешательством психолога  и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом. 

Наблюдение  как один из методов  психологии. 

Наблюдение  — описательный психологический  исследовательский метод, заключающийся  в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения  изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью  их изучения в определённых условиях.

Объектом  наблюдения являются индивид, либо группа индивидов.

  Предметом же — физические проявления интересующего исследователя явления:

  • Вербальное поведение
  • Содержание речи
  • Продолжительность речи
  • Интенсивность речи
  • Невербальное поведение
  • Экспрессия лица, глаз, тела,
  • Выразительные движения
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
 

То есть предметом  наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые  доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении. 

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и  определённым образом фиксируемое  восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться  в естественное течение процесса.

Оно может быть:

 1. Непосредственным и опосредованным,

 2. Внешним и внутренним,

3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным,

4. Прямым и косвенным,

 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам),

6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По  систематичности  различают

  1. Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  2. Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

По  фиксируемым объектам:

  1. Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
  2. Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

По  форме наблюдения:

  1. Осознанное наблюдение
  2. Неосознанное внутреннее наблюдение
  3. Неосознанное внешнее наблюдение
  4. Наблюдение окружающей среды

Преимущества  метода наблюдения.

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации 
  • Относительная дешевизна метода.

Недостатки  метода наблюдения.

  • Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
  • Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры. 

Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность  метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Объектом  контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

Развитие средств  массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях. Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа. После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания. Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

В настоящее время  к основным процедурам контент-анализа относятся:

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и  т. п.;

в) имена, фамилии  людей;

г) события, факты  и т. п.;

д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

Информация о работе Малоформализованные методики: беседа, наблюдение, контент - анализ, биографический метод, эмпатическое слушание, их особенности в использо