Ложь и манипуляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

Ложь — это недостоверная информация. Ложными могут быть факты, сведения. Истина в информатике — это достоверная информация. Истинность или ложность информации может быть неопределённой ввиду недостаточности сведений.

Содержание

Ложь. Понятия и виды.
Ложь и эмоции.
Статистика лжи.
Психологическая манипуляция.
Условия успешной манипуляции.
Как манипуляторы управляют своими жертвами.
Мотивы манипуляторов.

Работа содержит 1 файл

ложь и манипуляция.docx

— 40.62 Кб (Скачать)

Содержание:

 

  1. Ложь. Понятия и виды.
  2. Ложь и эмоции.
  3. Статистика лжи.
  4. Психологическая манипуляция.
  5. Условия успешной манипуляции.
  6. Как манипуляторы управляют своими жертвами.
  7. Мотивы манипуляторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определения лжи.

В двоичной логике


Ложь — состояние, противоположное истине.

В информатике


Ложь — это недостоверная информация. Ложными могут быть факты, сведения. Истина в информатике — это достоверная информация. Истинность или ложность информации может быть неопределённой ввиду недостаточности сведений.

В христианстве


Ложь — в христианской вере изобретение лукавого 

 

Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно . В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или удержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине.

Ложь как психологический  феномен


Феномен лжи широко исследуется  в психологии и психолингвистике.

Существует множество  авторских определений лжи: Ж. Мазип предлагает сложное интегративное определение феномена. Обман (или ложь) — намеренная попытка (успешная или нет), скрыть и/или сфабриковать (манипулировать) фактическую или/и эмоциональную информацию, устными или/и невербальными средствами, чтобы создать или поддержать в другом или в других веру, которую сам коммуникатор считает ложной[1].

О.Фрай: Ложь — это успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным[2].

Д. ДеПауло доказала, что ложь очень распространенный в повсеместной жизни коммуникативный феномен, который включает в себя разнообразие ситуаций и тактик лжи. Автор предлагает трехфакторную модель лжи, в которую включены компоненты: содержание, тип и референт. Содержанием лжи может выступать эмоция, действие, оправдание, достижение и факт. По типу ложь бывает: прямая ложь (неправда в чистом виде), преувеличение и тонкая ложь (опускание важных деталей). Референт лжи — это тот о ком (или чем) говорится ложь (самоориентированная и ориентированная на других)[3].

Иногда ложью называют непредумышленное создание и удержание  мнения, которое передающий может  считать истинным, но несоответствие истине которого доказано, подтверждено и известно, но для этого случая чаще применяется термин «заблуждение». П.Экман определяет ложь как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это».

Виды лжи


  1. Манипулирование качеством информации (Осознанное манипулирование качеством передаваемой информации хорошо объясняет ложь или фальсификацию).
  2. Манипулирование количеством информации (Осознанное манипулирование количеством передаваемой информации хорошо объясняет обман или укрывательство).
  3. Передача двусмысленной, размытой информации.
  4. Умолчание — сокрытие правды.
  5. Искажение — сообщение ложной информации, также — фабрикация, фальсификация.

Имплицитные (в  общественном сознании) виды лжи


Мистификация

Мистификация — это утверждение, высказываемое человеком, не уверенным в его истинности. Хотя такое утверждение и может выглядеть правдоподобным (а иногда даже и оказываться истинным), оно не основано на фактах; оно либо выдумано, либо не соответствует действительности.

Фальсификация (подделка)

Фальсификация — 1) Выдавание копии за подлинник (подделка предметов искусства); 2) Подделка документов, а также использование документов, заведомо не являющихся действительными; 3) Частным случаем фальсификации является фальшивомонетничество. Часто некоторые виды фальсификации являются уголовно наказуемыми.

 

 

 

 

Симуляция (притворство)

Симуляция — имитация человеком физического или психического состояния, которого этот человек на самом деле в данный момент не испытывает.

Самозванство

Самозванство — выдавание себя за другое лицо, реальное или вымышленное. Если такой обман преследует корыстные цели, то самозванчество становится мошенничеством.

Плагиат

Плагиат — нарушение авторских прав, состоящее в приписывании себе открытия, изобретения либо художественного произведения (литературного, изобразительного, музыкального), заведомо сделанного другим лицом. Часто понятие «плагиат» используется в более узком смысле для обозначения нарушения авторских прав в литературе. В большинстве современных стран, в том числе в России, плагиат может повлечь за собой судебное разбирательство. Чтобы чьи-либо действия могли квалифицироваться как плагиат, необходимо прежде всего отсутствие указаний на источник информации.

Неприкрытая ложь

Неприкрытая ложь, бесстыдная ложь, наглая ложь — это утверждение, ложность которого очевидна не только тому, кто его высказывает, но и всем заинтересованным лицам. 

Недоговорка (умолчание)

Недоговорка — ситуация, в которой говорящий сообщает ряд фактов, но скрывает самый главный из них, позволяя другой стороне прийти к ошибочному выводу.

Блеф

Блеф — это заявление о наличии у говорящего некоего объекта или намерения, которых тот на самом деле не имеет. Блеф является тактическим приёмом, и может в то же время классифицироваться как иной вид лжи.

Введение в заблуждение

Высказывание, вводящее в заблуждение, не содержит явной лжи, но тем не менее его целью является попытка заставить слушающего поверить в истинность того, что истиной не является.

 

 

 

Ложь и Эмоции


Качество лжи тесным образом  связано с испытываемыми лжецом эмоциями (Пол Экман):

  1. чувство вины
  2. страх
  3. восторг от «надувательства» — чувство всемогущества
  4. стыд

Благородная ложь


За политику «Благородной лжи» выступал ещё Платон, который в произведении Государство предполагал, что в идеальном государстве цари-философы будут распространять ложь во имя общего блага.

Каждодневная  ложь и обман.

  • Большая часть людей в течении 10 минут разговора врет 3 раза.
  • 80% человечества врет каждый день
  • 65% людей считают, что нужно врать, чтобы не обидеть других людей.
  • 45% населения планеты полагают, что просто необходимо преувеличить какие-то события, чтобы они казались интереснее.
  • 95% тинейджеров врут своим родителям.
  • Чем выше социальное положение, тем лучше человек лжет
  • Чем человек старше, тем лучше он врет.
  • 50% людей считают, что воровство в интернете (например скачивание пиратской музыки) приемлемым, и всего лишь 5% людей считают воровство в магазине приемлемым.
  • 70% девушек говорят не правду о своем весе.
  • Совершать ложь и обман по e-mail легче, чем в обычном письме
  • 15% сотрудников уличают во лжи прямо на рабочем месте.
  • 30% пар врут друг другу о количестве денег, которые у них есть.
  • 70% девушек полагают, что ничего страшного в том, что мужчина врет им по поводу их внешнего вида.

 

 

Психологическая манипуляция


 

Психологическая манипуляция — тип социального, психологического воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными.

Социальное воздействие  не во всех случаях бывает отрицательным. Например, доктор может пытаться убедить  пациента изменить нездоровые привычки. Социальное воздействие обычно считается  безвредным, когда оно уважает  право человека принять его или  отклонить и не является чрезмерно  принудительным. В зависимости от контекста и мотивации, социальное воздействие может являться скрытой  манипуляцией.

Условия успешной манипуляции


  • скрывает агрессивные намерения и поведение;
  • знает психологические уязвимости жертвы, чтобы определить какая тактика будет наиболее эффективной;
  • имеет достаточный уровень жестокости, чтобы не беспокоиться о том, что нанесёт жертве ущерб в случае необходимости.

Как манипуляторы управляют своими жертвами


Согласно Брейкер

  • положительное подкрепление — похвала, поверхностное очарование, поверхностное сочувствие («крокодиловы слёзы»), чрезмерные извинения; деньги, одобрение, подарки; внимание, выражения лица, такие как притворный смех или улыбка; общественное признание;
  • отрицательное подкрепление — ворчание, вопли, тихое обращение, запугивание, угрозы, брань, эмоциональный шантаж, чувство вины, обида, плач, изображение жертвы;
  • неустойчивое или частичное подкрепление — может создавать эффективный климат страха и сомнения. Частичное или неустойчивое положительное подкрепление может поощрить жертву упорствовать.
  • наказание;
  • травмирующий одноразовый опыт — словесное оскорбление, взрыв гнева или другое пугающее поведение с целью установить господство или превосходство; даже один инцидент такого поведения может приучить жертву избегать противостояния или противоречия манипулятору.

Согласно Саймону

Саймон  идентифицировал следующие методы управления:

  • Ложь — трудно определить лжёт ли кто-либо во время высказывания, и зачастую правда может открыться впоследствии, когда будет слишком поздно. Единственный способ минимизировать возможность быть обманутым состоит в том, чтобы осознать, что некоторые типы личностей (особенно психопаты) — мастера в искусстве лжи и мошенничества, делают это систематически и, нередко, тонкими способами.
  • Обман путём умолчания — очень тонкая форма лжи путём утаивания существенного количества правды. Эта техника также используется в пропаганде.
  • Отрицание — манипулятор отказывается признать, что он или она сделал что-то не так.
  • Рационализация — манипулятор оправдывает своё неуместное поведение. Рационализация тесно связана со «спином» — формой пропаганды или пиара,
  • Минимизация — разновидность отрицания в совокупности с рационализацией. Манипулятор утверждает, что его или её поведение не является настолько вредным или безответственным, как полагает кто-то другой, например заявляя, что насмешка или оскорбление были только шуткой.
  • Избирательное невнимание или избирательное внимание — манипулятор отказывается обратить внимание на что-либо, что может расстроить его планы, заявляя нечто вроде «Я не хочу этого слышать».
  • Отвлечение — манипулятор не даёт прямой ответ на прямой вопрос и вместо этого переводит разговор на другую тему.
  • Отговорка — подобна отвлечению, но с предоставлением неотносящихся к делу, бессвязных, неясных ответов, с использованием неопределённых выражений.
  • Скрытое запугивание — манипулятор заставляет жертву выполнять роль защищающейся стороны, используя завуалированные (тонкие, косвенные или подразумеваемые) угрозы.
  • Ложная вина — особый вид тактики запугивания. Манипулятор намекает добросовестной жертве, что она недостаточно внимательна, слишком эгоистична или легкомысленна. Это обычно приводит к тому, что жертва начинает испытывать негативные чувства, попадает в состояние неуверенности, тревоги или подчинения.
  • Пристыжение — манипулятор использует сарказм и оскорбительные выпады, чтобы увеличить в жертве страх и неуверенность в себе. Манипуляторы используют эту тактику, чтобы заставить других чувствовать себя малозначимыми и поэтому подчиниться им. Тактика пристыжения может быть очень искусной, например, жесткое выражение лица или взгляд, неприятный тон голоса, риторические комментарии, тонкий сарказм. Манипуляторы могут заставить испытывать чувство стыда даже за дерзость оспаривать их действия. Это эффективный способ воспитать чувство неадекватности в жертве.
  • Осуждение жертвы — по сравнению с любыми другими тактиками эта является наиболее мощным средством вынудить жертву быть защищающейся стороной, одновременно маскируя агрессивное намерение манипулятора.
  • Игра роли жертвы («я несчастный») — манипулятор изображает себя жертвой обстоятельств или чьего-либо поведения, чтобы добиться жалости, сочувствия или сострадания и таким образом достичь желаемой цели. Заботливые и добросовестные люди не могут не сочувствовать чужому страданию, и манипулятор зачастую легко может играть на сочувствии, чтобы добиться сотрудничества.
  • Игра роли слуги — манипулятор скрывает корыстные намерения под видом служения более благородному делу, например утверждая, что действует определенным способом из-за «повиновения» и «служения» Богу или подобной авторитетной фигуре.
  • Соблазнение — манипулятор использует очарование, похвалу, лесть или открыто поддерживает жертву, чтобы снизить её сопротивляемость и заслужить доверие и лояльность.
  • Проецирование вины (обвинение других) — манипулятор делает жертву козлом отпущения, зачастую тонким, труднообнаружимым способом.
  • Симуляция невиновности — манипулятор пытается внушить, что любой причинённый им вред был неумышленным, или что он не делал того, в чём его обвиняют. Манипулятор может принять вид удивления или негодования. Эта тактика заставляет жертву подвергнуть сомнению своё собственное суждение и, возможно, своё благоразумие.
  • Симуляция путаницы — манипулятор пытается прикинуться глупцом, притворяясь, что не знает о чём ему говорят, или что перепутал важный вопрос, на который обращают его внимание.
  • Агрессивный гнев — манипулятор использует гнев с целью достичь эмоциональной интенсивности и ярости, чтобы шокировать жертву и заставить подчиняться. Манипулятор в действительности не испытывает чувство гнева, лишь разыгрывает сцену. Он хочет то, что хочет, и становится «сердитым» когда не получает желаемого.

Информация о работе Ложь и манипуляция