Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:47, курсовая работа
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества.
1. Введение
2. Дошкольное детство
4. Младший школьный возраст
5. Роль семьи в нравственном воспитании детей
6. Заключение
7. Литература
При всей кажущейся простоте, распознавание
и передача эмоций - достаточно сложный
процесс, требующий от ребенка определенных
знаний и определенного уровня развития.
Дети прежде всего обращают внимание на
выражение лица, не придавая значения
пантомимике - позе и жестам.
Источником переживаний малыша оказывается
все, к чему он прикасается, все, что имеет
для него интерес и значение. Во взаимоотношениях
с другими людьми - взрослыми (сначала
близкими) и детьми - ребенок остро чувствует
и ласку, и несправедливость, добром отвечает
на добро и гневом - на обиду. В сказки он
вживается как в реально происходящее.
Герои, попавшие в беду, принимаются малышом
близко к сердцу, и сочувствие им заставляет
его порой вмешиваться в то, что он видит,
например, на сцене театра. Мир природы
ребенок не склонен до поры отделять четкой
границей от мира людей: он жалеет сломанный
цветок и сердится на дождь, из-за которого
не пускают гулять.
Чувства малыша менее осознанны, чем чувства
взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко
и столь же быстро могут гаснуть. Переход
от одного состояния к другому часто молниеносен:
бурное веселье, а через минуту - слезы.
Управлять своими переживаниями ребенок
не умеет, почти всегда он оказывается
в плену у чувства, которое его охватило.
Не умеет он таиться, как взрослый человек,
- у малыша все на виду. Пятилетняя девочка
спрашивает отца: "Когда ты что-нибудь
теряешь, ну, галстук, книгу, ты плачешь?'"
- "Нет, - отвечает отец, - я ищу и стараюсь
найти". - "А я плачу". - "Разве
это помогает найти?'" - "Нет, но слезы
сами выскакивают".
Наиболее сильный и важный источник переживаний
ребенка - его взаимоотношения с другими
людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие
ласково относятся к ребенку, признают
его права, проявляют к нему внимание,
он испытывает эмоциональное благополучие
- чувство уверенности, защищенности. Обычно
в этих условиях у ребенка преобладает
бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное
благополучие способствует нормальному
развитию личности ребенка, выработке
у него положительных качеств, доброжелательного
отношения к другим людям.
Поведение окружающих по отношению к ребенку
постоянно вызывает у него разнообразные
чувства: радость, гордость, обиду и т.
д. Ребенок, с одной стороны, остро переживает
ласку, похвалу, с другой - причиненное
ему огорчение, проявленную к нему несправедливость.
Дошкольники испытывают чувство любви,
нежности к близким людям, прежде всего
к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют
по отношению к ним заботу, сочувствие.
Вместе с тем, когда другой ребенок (даже
любимый им брат, сестра) пользуется, как
кажется дошкольнику, большим вниманием,
он испытывает чувство ревности.
Чувства, возникающие у ребенка по отношению
к другим людям, переносятся им и на персонажей
художественных произведений - сказок,
рассказов; он сочувствует несчастью Красной
Шапочки немногим меньше, чем реальному
несчастью. Он может вновь и вновь слушать
одну и ту же историю, но его чувства к
персонажам от этого не ослабевают, а становятся
даже сильнее: ребенок вживается в сказку,
начинает воспринимать ее персонажей
как знакомых и близких. Он идентифицируется
с любимыми персонажами, сочувствует тем,
кто попал в беду.
Особое сочувствие ребенка вызывают положительные
герои, но он может пожалеть и злодея, если
тому приходится уж очень плохо. Чаще,
однако, дети возмущаются поступками отрицательных
персонажей, стремятся защитить от них
любимого героя.
Чувства, испытываемые ребенком при слушании
сказок, превращают его из пассивного
слушателя в активного участника событий.
Ужасаясь предстоящим событиям, он в испуге
начинает требовать, чтобы закрыли книгу
и не читали ее дальше, или сам придумывает
более приемлемый, с его точки зрения,
вариант той части, которая его пугает.
При этом нередко ребенок берет на себя
роль героя.
"Эмоциональное благополучие обеспечивает
высокую самооценку, сформированный самоконтроль,
ориентацию на успех в достижении целей,
эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Именно эмоциональное благополучие является
наиболее емким понятием для определения
успешности развития ребенка. Оно зависит
не от культурных и индивидуальных особенностей
ребенка, а только от оптимальности системы
"мать - дитя"".
Взаимоотношения с другими людьми, их
поступки - важнейший, но, конечно, не единственный
источник чувств дошкольника. Радость,
нежность, сочувствие, удивление, гнев
и другие переживания могут возникать
у него по отношению к животным, растениям,
игрушкам, предметам и явлениям природы.
Знакомясь с человеческими действиями
и переживаниями, дошкольник склонен приписывать
их и предметам. Он сочувствует сломанному
стульчику, гневается на ударивший его
(ребенка) камень.
Особое место среди детских чувств занимает
бурное переживание страха. Зарождение
страха происходит чаще всего вследствие
неправильного воспитания и неразумного
поведения взрослых. Типичными являются
случаи, когда взрослые приходят в отчаяние
по малейшему поводу. По их мнению, ребенку
постоянно грозит опасность. Такое поведение
взрослых приводит ребенка в состояние
напряжения, тревоги и страха.
Чувство страха иногда возникает и без
воздействия взрослых. При встрече ребенка
с необычным, новым у него, кроме удивления
и любопытства, может возникнуть острое
тревожное состояние. Одной из причин,
вызывающих страх, бывает необычное изменение
знакомого лица (когда, например, лицо
закрывается вуалеткой, на голову надевается
капюшон и т. д.).
От этих форм страха принципиально отличается
страх за других, когда самому ребенку
ничто не угрожает, но он переживает страх
за тех, кого любит. Такого рода страх есть
особая форма сочувствия, и его появление
у ребенка свидетельствует о развивающейся
способности к сопереживанию.
На протяжении дошкольного детства чувства
ребенка приобретают значительно большую
глубину и устойчивость. У старших дошкольников
уже можно наблюдать проявления подлинной
заботы о близких людях, поступки, которые
направлены на то, чтобы оградить их от
беспокойства, огорчения.
Типичной для ребенка старшего дошкольного
возраста становится длительная привязанность
к сверстнику, хотя сохраняется и большое
количество случаев попеременной дружбы.
При завязывании дружбы между детьми основное
значение теперь приобретает не внешняя
ситуация, а их симпатии друг к другу, положительное
отношение к тем или иным качествам сверстника,
его знаниям и умениям.
Одно из главных направлений развития
чувств в дошкольном детстве - увеличение
их "разумности", связанное с умственным
развитием ребенка. Ребенок только начинает
познавать окружающий мир, знакомиться
с последствиями своих поступков, разбираться
в том, что такое хорошо и что такое плохо.
Развитие "разумности" чувств охватывает
не только чувства, относящиеся к людям,
предметам, событиям, но и чувства, связанные
с собственным поведением ребенка.
Существенно изменяются в дошкольном
детстве и внешние проявления чувств ребенка.
Во-первых, ребенок постепенно овладевает
умением до известной степени сдерживать
бурные, резкие выражения чувств. В отличие
от трехлетнего, пяти-шестилетний дошкольник
может сдержать слезы, скрыть страх и т.
п. Во-вторых, он усваивает язык чувств
- принятые в обществе формы выражения
тончайших оттенков переживаний при помощи
взглядов, мимики, жестов, поз, движений,
интонаций голоса.
Мотивы поведения ребенка существенно
изменяются на протяжении дошкольного
возраста. Один и тот же поступок, совершенный
детьми разного возраста, часто имеет
совершенно разные побудительные причины.
Трехлетний малыш бросает курам крошки,
чтобы посмотреть, как они сбегаются и
клюют, а шестилетний мальчик - чтобы помочь
матери по хозяйству. И в том, и в другом
случае - это эмоционально окрашенный
поступок, однако эмоциональный ответ
ребенка на оценку его поступка взрослым
будет разным. В случае запрета взрослым
трехлетний малыш просто огорчится - его
оторвали от интересного занятия, шестилетний
обидится - его неправильно поняли. Можно
выделить несколько видов мотивов, типичных
для дошкольного возраста в целом, оказывающих
наибольшее влияние на эмоциональную
окраску поведения детей. Это прежде всего
мотивы, связанные с интересом детей к
миру взрослых, с их стремлением действовать
как взрослые. Другая группа мотивов, постоянно
проявляющихся в поведении детей, - мотивы
игровые, связанные с интересом к самому
процессу игры. Эти мотивы появляются
в ходе овладения игровой деятельностью
и переплетаются в ней со стремлением
действовать как взрослый.
Большое значение в поведении ребенка-дошкольника
имеют мотивы установления и сохранения
положительных взаимоотношений с взрослыми
и другими детьми. В отличие от трехлетнего
ребенка, который может провоцировать
(сознательно!) конфликтную ситуацию, просто
чтобы, так сказать, посмотреть на результат
(для него это тоже своего рода эксперимент!),
ребенок возраста пяти - семи лет будет,
не имея серьезной на то причины, любым
образом конфликтных ситуаций избегать.
В дошкольном детстве развиваются мотивы
самолюбия, самоутверждения. И они, конечно,
тоже теснейшим образом связаны с эмоциями.
Исходный пункт этих мотивов - возникающее
на рубеже раннего детства и дошкольного
возраста отделение себя от других людей,
отношение к взрослому как к образцу поведения.
Ребенок начинает претендовать на то,
чтобы его уважали и слушались другие,
обращали на него внимание, исполняли
его желания. Одно из проявлений стремления
к самоутверждению - притязания детей
на исполнение главных ролей в играх. Стремление
к самоутверждению при известных условиях
может приводить к отрицательным проявлениям
в форме капризов и упрямств.
Особое значение в развитии мотивов поведения
имеют нравственные мотивы, выражающие
отношение ребенка к другим людям. Эти
мотивы изменяются и развиваются на протяжении
дошкольного детства в связи с усвоением
и осознанием нравственных норм и правил
поведения, пониманием значения своих
поступков для других людей. В старшем
дошкольном возрасте нравственное поведение
детей начинает распространяться на широкий
круг людей. Это связано с осознанием детьми
нравственных норм и правил, пониманием
их общеобязательности, их действительного
значения (например, утверждение: "Драться
с товарищами нельзя, потому что стыдно
обижать их"). К концу дошкольного детства
ребенок понимает значение выполнения
нравственных норм как в собственном поведении,
так и в поступках литературных персонажей.
Эмоциональное развитие в период от пяти
до семи лет имеет и еще одну особенность,
которая в конечном итоге будет определять
всю систему реакций ребенка, а потом и
подростка, и взрослого, и других людей.
Эмоциональные реакции ребенка пяти -
семи лет формируются, преломляясь через
призму общения, связываясь всегда с ситуацией
непосредственного взаимоотношения с
другим человеком.
Любовь другого и любовь к другому человеку для ребенка выступает как первейшая, острейшая потребность. Особое место занимает любовь ребенка к родителям. Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального благополучия. Ребенок нуждается в непосредственных проявлениях любви со стороны матери и старается всеми способами привлечь ее внимание. С отцом эмоциональные взаимоотношения, как правило, сложнее, но нередко и глубже, а главное - они не менее (а иногда и более) значимы. Это почти всегда сравнительные, оценочные отношения.
Хочется подчеркнуть, что именно в этой сфере будет лежать способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом "счастье".
Младший школьный возраст
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества Ведущей в младшем школьном
возрасте становится учебная деятельность.
Она определяет важнейшие изменения,
происходящие в развитии психики детей
на данном возрастном этапе. В рамках учебной
деятельности складываются психологические
новообразования, характеризующие наиболее
значимые достижения в развитии младших
школьников и являющиеся фундаментом,
обеспечивающим развитие на следующем
возрастном этапе. Постепенно мотивация
к учебной деятельности, столь сильная
в первом классе, начинает снижаться. Это
связано с падением интереса к учебе и
с тем, что у ребенка уже есть завоеванная
общественная позиция ему нечего достигать.
Для того чтобы этого не происходило учебной
деятельности необходимо придать новую
лично значимую мотивацию. Ведущая роль
учебной деятельности в процессе развития
ребенка не исключает того, что младший
школьник активно включен и в другие виды
деятельности, в ходе которых совершенствуются
и закрепляются его новые достижения. С формированием у младших
школьников произвольного поведения тесно
связаны такие новообразования, как планирование
результатов действия и рефлексия. Ребенок
способен оценить свой поступок с точки
зрения его результатов и тем самым изменить
свое поведение, спланировать его соответствующим
образом. Появляется смыслово-ориентировочная
основа в поступках, это тесно связано
с дифференцированностью внутренней и
внешней жизни. Ребенок способен побороть
в себе свои желания, если результат их
выполнения не будет, соответствовать
определенным нормам или не приведет к
поставленной цели. Важной стороной внутренней
жизни ребенка становится его смысловая
ориентировка в своих действиях. Это связано
с переживаниями ребенка по поводу боязни
изменения отношения с окружающими. Он
боится потерять свою значимость в их
глазах. Ребенок начинает активно размышлять
по поводу своих действий, утаивать свои
переживания. Внешне ребенок не такой,
как внутренне. Именно эти изменения в
личности ребенка часто приводят к выплескам
эмоций на взрослых, желаниям сделать
то, что хочется, к капризам. «Негативное
содержание этого возраста проявляется
в первую очередь в нарушении психического
равновесия, в неустойчивости воли, настроения
и т. д.». Развитие личности младшего школьника
зависит от школьной успеваемости, оценки
ребенка взрослыми. Как я уже говорила,
ребенок в этом возрасте очень сильно
подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря
этому он впитывает в себя знания как интеллектуальные,
так и нравственные. «Значительную роль
в установлении нравственных норм и развитии
детских интересов играет учитель, хотя
степень их успешности в этом будет зависеть
от типа его отношения с учениками». Другие
взрослые тоже занимают важное место в
жизни ребенка. В младшем школьном возрасте
происходит рост стремления детей к достижениям.
Поэтому основным мотивом деятельности
ребенка в этом возрасте является мотив
достижения успеха. Иногда встречается
другой вид этого мотива — мотив избегания
неудачи. |
Роль семьи в нравственном воспитании детей
Семья играет большую роль в нравственном
воспитании детей. Помочь родителям
в этом сложном деле - долг и обязанность
педагогов.
Важно, чтобы влияние семьи и детского
сада на ребенка шло в едином направлении.
Отсутствие контактов между ними приводит
к раздвоенности личности ребенка, поскольку
он пытается приспосабливаться к нередко
противоречивым требованиям.
Необходимым условием установления единства
детского сада и семьи в нравственном
воспитании детей является знание родителями
программы нравственного воспитания и
методики его осуществления в детском
саду. Не менее важно, чтобы они правильно
оценивали уровень морального развития
своих детей, видели положительные и отрицательные
их черты, понимали причины появления
последних и пути преодоления их.
Работа воспитателя с семьей направлена
на педагогическое просвещение родителей
в вопросах нравственного воспитания
детей. Она также включает изучение системы
нравственного воспитания в каждой семье.
Выявив трудности, с которыми сталкиваются
родители, их ошибки и промахи, воспитатель
оказывает им необходимую помощь советами,
рекомендациями. При этом его внимание
должно быть сосредоточено прежде всего
на воспитании у детей гуманных чувств,
культуры поведения, действенной любви
к родным и близким, любви к Родине.
Беседуя с родителями об условиях и методах
нравственного воспитания в семье, педагог
специально разъясняет роль личного примера
родителей, значение семейных праздников
и традиций.
Надо добиваться, чтобы в каждой семье
поняли необходимость требовательной
любви к детям, уважения к ним, соблюдали
разумную меру в использовании поощрений
и наказаний. Советы и рекомендации, которые
воспитатели дают родителям, должны быть
теоретически обоснованными и одновременно
конкретными.
Надо убедить их в воспитательной ценности
семейных чтений, слушания музыки, исполнения
любимых песен, приглашения к ребенку
его друзей, организации игр, развлечений.
Убедительной формой педагогической пропаганды
является просмотр и обсуждение с родителями
кинофильмов о воспитании («Однажды солгав»,
«Ничему плохому не учили», «Мама заболела»
и др.).
Целесообразно периодически обсуждать
с родителями уровень нравственного развития
их детей, отмечая сдвиги, выделяя конкретные
задачи для совместного их решения.
Результатом работы, проводимой воспитателями
с семьей, является убежденность родителей
в необходимости нравственного воспитания
детей с первых лет жизни, в возможности
предупредить и преодолеть отрицательные
проявления в их поведении, вырастить
из них достойных граждан нашей страны.
Заключение
Изученная литература позволила сделать следующий вывод:
ЭМОЦИИ (франц. emotion - волнение - от лат. emoveo - потрясаю, волную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний.
Эмоции в психологии — это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций.
В дошкольном возрасте и младшем школьном ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Семилетний ребенок в отличие от пятилетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.
Но младшие
школьники все еще остаются непосредственными
и импульсивными. Эмоции, которые
они испытывают, легко прочитываются
на лице, в позе, жесте, во всем поведении.
Для практического психолога
поведение ребенка, выражение им
чувств – важный показатель в понимании
внутреннего мира маленького человека,
свидетельствующий о его
Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.
Основное в воспитании чувств ребенка — научить его управлять своими чувствами, научить сдерживать свой гнев, бурное раздражение, а иногда и бурное веселье. Это достигается только тренировкой, упражнением. Путем упражнения развивается и совершенствуется у ребенка чувство долга.
Исследования подтвердили гипотезу о том, что особенности развития эмоциональной сферы личности младших школьников могут положительно или отрицательно влиять на процесс обучения.
Эмоциональное развитие ребенка является значимой составляющей развития его личности. Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка в затруднении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации.
Эмоциональные нарушения - одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей. К ним относятся трудности общения со взрослыми и сверстниками, агрессивность, негативизм, тревожность, эмоциональная лабильность, страхи, упрямство повышенная эмоциональная истощаемость и пресыщаемость и другие нарушения поведения, мешающие нормальному социальному и физическому развитию, их свободному общению с окружающим миром.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание личности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Объяснение этому положению дали психологи: тот предмет (идея, цель, отношение), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превращается в самостоятельный мотив. Если общение со взрослым идет плохо, безрадостно, постоянно приносит огорчения, то весь механизм не работает, новые мотивационные образования у ребенка не возникают, правильного воспитания личности не происходит. Это говорит о том, что личность выбирает тот способ удовлетворения своих потребностей в общении и деятельности, который соответствует ее жизненным ценностям. Она овладевает и своими потребностями, и своими чувствами, а не влечется за ними. И здесь важное для индивида место занимает воля. Личность (по Д.Н. Узнадзе) начинается там, где она соотносит свои потребности не с ситуацией ее удовлетворения, а с другими людьми, когда она проявляет волю для управления своими потребностями и чувствами.