Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:47, курсовая работа
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества.
1. Введение
2. Дошкольное детство
4. Младший школьный возраст
5. Роль семьи в нравственном воспитании детей
6. Заключение
7. Литература
Курсовая работа
На тему:
«Любовь в дошкольном и школьном возрасте»
Выполнила: студентка II курса отделения психологии группы П1-09
Научный руководитель: кандидат психол. наук,
старший научный сотрудник
ф-та психологии МГУ
План.
Формирование основ моральных
качеств человека начинается еще
в дошкольном детстве. От того, насколько
успешно осуществляется этот процесс,
во многом зависит дальнейшее нравственное
развитие детей. Важно с самого начала
воспитывать ребенка в духе высоких принципов
морального кодекса строителя коммунизма,
формировать у него необходимые нравственные
чувства, представления, понятия и на их
основе - поступки, соответствующие нормам
поведения гражданина советского общества.
В дошкольные годы под руководством взрослых
ребенок приобретает первоначальный опыт
поведения, отношения к близким, сверстникам,
вещам, природе, усваивает моральные нормы
социалистического общества. Руководя
деятельностью детей, воспитатель формирует
у них такие важные для советского человека
черты, как любовь к Родине, доброжелательность
и уважение к окружающим, бережное отношение
к результатам труда людей, желание посильно
помогать им, активность и инициативу
в самостоятельной деятельности.
Исследования советских ученых показывают,
что дошкольный возраст характеризуется
большими возможностями для нравственного
воспитания детей: в различных развивающихся
видах их деятельности успешно формируются
некоторые способы сознательного управления
своим поведением, активность и самостоятельность,
интерес к общественному окружению. В
первоначальных объединениях - обществе
сверстников - между дошкольниками устанавливаются
взаимоотношения, которые под руководством
воспитателя приобретают коллективистический
характер, у детей формируются начала
коллективизма, возникает чувство товарищества
и дружбы.
Правильное воспитание предупреждает
накопление ребенком отрицательного опыта,
препятствует развитию нежелательных
навыков и привычек поведения, что может
неблагоприятно сказываться на формировании
его нравственных качеств.
Основные задачи нравственного воспитания
дошкольников включают формирование у
детей нравственных чувств, положительных
навыков и привычек поведения, нравственных
представлений и мотивов поведения.
В воспитании ребенка с первых лет жизни
большое место занимает формирование
нравственных чувств. В процессе общения
со взрослыми воспитывается чувство привязанности
и любви к ним, желание поступать в соответствии
с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться
от поступков, огорчающих близких людей.
Ребенок испытывает волнение, видя огорчение
или недовольство его шалостью, оплошностью,
радуется улыбке в ответ на свой положительный
поступок, испытывает удовольствие от
одобрения близких ему людей. Эмоциональная
отзывчивость становится основой формирования
у него нравственных чувств: удовлетворения
от хороших поступков, одобрения взрослых,
стыда, огорчения, неприятных переживаний
от своего плохого поступка, от замечания,
недовольства взрослого. В дошкольном
детстве формируются также отзывчивость,
сочувствие, доброта, радость за других.
Чувства побуждают детей к активным действиям:
помочь, проявить заботу, внимание, успокоить,
порадовать.
Следует особо подчеркнуть искренность
детских чувств и поступков, ими вызванных.
Так, малыш рассматривал картинку, на которой
изображен ребенок, отнимающий мяч у сверстника
и замахивающийся на него кулачком. Увидев
потом плачущего сверстника, он гладит
его по головке (как это делает мама, утешая
его самого) и отдает игрушку, с которой
только что сам играл.
В среднем дошкольном возрасте нравственные
чувства становятся более осознанными.
У детей формируются чувство любви к родному
краю, чувства уважения и признательности
к трудящимся людям.
В старшем дошкольном возрасте на основе
формирующихся нравственных чувств воспитывается
чувство собственного достоинства, зачатки
чувства долга, справедливости, уважения
к людям, а также ответственности за порученное
дело.
Дошкольное детство
Дошкольное детство - совершенно особенный
период развития ребенка. Это период
первоначального фактического склада
личности, период развития личностных
«механизмов» поведения. В дошкольные
годы развития ребенка завязываются
первые узлы, устанавливаются первые
связи и отношения, которые образуют
новое, высшее единство деятельности и
вместе с тем новое, высшее единство
субъекта - единство личности. В этом
возрасте перестраиваются вся
4) Речь. В дошкольном детстве в основном
завершается долгой и сложный процесс
овладения речью. К 7 годам язык для ребенка
становится действительно родным. Развивается
звуковая сторона речи. Младшие дошкольники
начинают осознавать особенности своего
произношения. Интенсивно растет словарный
состав речи. Как и на предыдущем возрастном
этапе, здесь велики индивидуальные различия:
у одних детей словарный запас оказывается
больше, у других - меньше, что зависит
от условий их жизни, от того, как и сколько
с ними общаются близкие взрослые. Развивается
грамматический строй речи. Детьми усваиваются
закономерности морфологического порядка
(строение слова) и синтаксического (построение
фразы). Ребенок 3-5 лет, верно, улавливает
значения "взрослых" слов, хотя и
применяет их иногда неправильно. Слова,
создаваемые самим ребенком по законам
грамматики родного языка, всегда узнаваемы,
иногда очень удачны и непременно - оригинальны.
Эту детскую способность к самостоятельному
словообразованию часто называют словотворчеством.
Для средних дошкольников главное
- отношения между людьми, игровые
действия производятся ими не ради
самих действий, а ради стоящих
за ними отношений. Поэтому 5-летний ребенок,
никогда не забудет "нарезанный"
хлеб поставить перед куклами и никогда
не перепутает последовательность действий
- сначала обед, потом мытье посуды, а не
наоборот.
3. Возникают новые мотивы поступков и
действий, общественные по своему содержанию,
связанные с пониманием взаимоотношений
между людьми (мотивы долга, сотрудничества,
соревнования и т. п. ). Все эти мотивы вступают
в различные соотношения, образуют сложную
структуру и подчиняют себе непосредственные
желания ребенка. В этом возрасте уже можно
наблюдать преобладание обдуманных действий
над импульсивными. Преодоление непосредственных
желаний определяется не только ожиданием
награды или наказания со стороны взрослого,
но и высказанным обещанием самого ребенка.
Благодаря этому формируются такие качества
личности, как настойчивость и умение
преодолевать трудности; возникает также
чувство долга по отношению к другим людям.
Проблемы в развитии ребёнка дошкольного возраста
· Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т. д. );
· Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр. );
· Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т. п. );
· Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т. д. );
· Неврологические проблемы (тики,
навязчивые движения, повышенная утомляемость,
нарушение сна, головные боли и т. п. ).
В современном обществе остро стоит вопрос
о нравственно-патриотическом воспитании
подрастающего поколения, поэтому работа
по воспитанию любви к матери проводится
с детьми всех возрастных групп, но особое
место уделяется старшему дошкольному
возрасту. Именно в этом возрасте у детей
формируются нравственные основы личности.
Старший дошкольный возраст связан с большими изменениями
в умственном и эмоционально-волевом развитии
дошкольников, в мотивационной сфере,
общении со взрослыми и сверстниками.
Это возраст осознания детьми своих чувств,
своего отношения к людям, и в первую очередь
к матери. Во время общения с детьми, их
тестирования мы выявили, что у некоторых
дошкольников достаточно ярко выражены
чувства тревожности, эгоизма и даже враждебности
по отношению к своим родителям, проявляющиеся
в высказываниях, поступках. Излишнее
оберегание детей от «взрослых» проблем,
эмоциональная «закрытость» родителей,
не желание вести беседы, общаться, приводит
к непониманию детьми их внутреннего состояния,
а, следовательно, у ребенка не формируются
эмпатийные чувства, что выражается в
его полной индифферентности к своим родителям
и близким людям. В своей работе педагоги
детского сада попытались определить
средства и методы, помогающие в воспитании
нравственно здорового ребенка - ребенка
не только любящего своих родителей, и
в первую очередь маму, но и умеющего любить
действенно: проявить заботу, поддержать
добрыми словами, сочувствием, конкретными
делами..