Лидерство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:03, контрольная работа

Описание работы

Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………....3
2. Понятие лидерства……………………………………………………………...4
3. Черты и формы лидерства……………………………………………………...5
4. Стиль лидерства………………………………………………………………...9
5. Литература……………………………………………………………………...11

Работа содержит 1 файл

контрольная Организационное поведение.doc

— 64.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                  по предмету Организационное поведение

                              ТЕМА 6. Лидерство в организации. Вопросы:

                                                 1. Понятие лидерства.

                                                 2. Черты и формы лидерства.

                                                 3. Стиль лидерства. 
 
 
 
 
 

выполнил:

студент 2 курса ф-та ЭП

специальность 080507 
 
 
 
 
 
 

    Москва – 2008 г. 
 
 
 
 
 

                                                              
 
 

                                                                      ПЛАН 

      1. Введение………………………………………………………………………....3

      2. Понятие лидерства……………………………………………………………...4

      3. Черты и формы лидерства……………………………………………………...5

      4. Стиль лидерства………………………………………………………………...9

      5. Литература……………………………………………………………………...11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        1. Введение. 

   Феномен лидерства на протяжении веков волновал  сознание  многих  исследователей. В начале двадцатого  столетия  началось  изучение  управления.  Руководство  и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах  был  предпринят  ряд  крупномасштабных исследований на системной основе.

   Начиная с 70- х годов интерес к изучению  лидерства  начал  расти  еще больше, о чем свидетельствует появление работ  Дж.  Мак  -  Грегора  Бернса, Р.Такера, Б. Келлермана, Дж. Пейджа.

   До недавнего времени в нашей стране не было условий  для  формирования лидеров и спроса на них, а  следовательно,  не  было  исследования  проблем, связанных  с  лидерством.  В  связи  с  этим  большинство  работ  в  области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

   Изучение  проблемы  лидерства  необходимо   для   выработки   методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

   Руководитель  должен  уметь  ставить  задачи,   определять   средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной  мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

   Из  вышесказанного  ясно,  что  проблемы  руководства  и  лидерства  в

организации на  данный  момент  стоят  довольно  остро,  и  поэтому  большое

значение  имеет изучение феноменов руководства и лидерства. 
 
 
 
 
 
 

            2. Понятие лидерства.

  

 

 Понятие "лидерство" происходит от английского "leader", что означает ведущий, управляющий другими людьми. Смысл данного слова достаточно отражает предназначение человека - лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Если же говорить о данном понятии более конкретно, то следует отметить, что для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей.

   Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности - от небольших групп людей до сообществ государственного уровня. Иными словами, лидер - "авторитетный член социальной группы, чья власть и полномочия добровольно признаются другими участниками группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним".

    Становление и функционирование  лидеров - это объективное и  универсальное явление. Объективное  - потому что любая совместная  деятельность нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Эти функции выполняют люди, в которых верят, которые пользуются авторитетом, люди высокоактивные и энергичные. Универсальное - потому, что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения.

    Таким образом, "лидерство"  относится к числу широких,  комплексных понятий. С одной  стороны, оно предполагает генерирование  лидером новых идей, активное  и действенное влияние на людей, управление ими; с другой стороны, оно основывается на вере в лидера, подчинении ему, на готовность людей следовать за ним, участвовать в выполнении поставленных задач.

    Более полное раскрытие данной  категории вызывает необходимость  дать еще несколько его характеристик. В частности, важно подчеркнуть, что лидерство отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей. Общественный характер труда предполагает согласованность, координацию, регулирование индивидуальных трудовых усилий людей в процессе "…опосредования, регулирования и контролирования обмена веществ между собой и природой".

    Эту функцию по упорядочению и управлению общественными процессами и осуществляет институт лидерства. Он управляет межличностными отношениями, объединяет и координирует индивидуальные усилия людей. Поэтому лидерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность.

    Лидерство - ведущий признак всех организаций. Не удивительно, что оно столь же древнее явление, как и само человечество. Однако, отмечая универсальный характер лидерства, нельзя не подчеркнуть, что его конкретное содержание и формы правления во многом определяются рядом объективных и субъективных факторов. В их числе: условия конкретной ситуации; социальное положение лидеров и ведомых; их психологические особенности. 
 
 

          3. Черты и формы лидерства. 

                                                         Черты лидерства. 

    К чертам, определяющим эффективность  управления, относят высокую уверенность  в себе, энергичность, инициативность, эмоциональную стабильность, устойчивость к стрессу, интернальный локус-контроль. Д. Мак Клелланд и другие исследователи установили, что эффективные лидеры в больших иерархичных организациях испытывают большую потребность во власти, меньшую потребность в достижениях и слабую потребность в принадлежности (аффилиации). Оптимальный случай — доминирование потребности в достижении и высокая степень независимости.

   По мнению некоторых ученых, эффективность  лидерства обусловлена специальными навыками: аналитическими, ораторскими, навыками активного слушания, аргументирования, памятью на детали, эмпатией и т. п. У читателей есть возможность оценить наличие у себя необходимых лидерских навыков в соответствии с перечнем Д. Ханта и Р. Озборна: 

1. Концептуальные  навыки — способность анализировать  и решать комплексные проблемы. Управленческие навыки — способность  решать специальные задачи. 

2. Навыки  планирования и организации —  способность выбрать курс действий  и сконцентрировать ресурсы для достижения цели. 

3. Навыки  принятия решений — способность  использовать информацию и логику  для поиска альтернативных решений. 

4. Поведенческая  гибкость — способность изменять  личное поведение в соответствии  с целями или реагировать на  изменение ситуации. 

5. Коммуникативные  навыки — способность эффективно  взаимодействовать с людьми. 

6. Административные  навыки — способность стимулировать  и руководить (направлять) людьми  или группами для достижения  цели или выполнения задания.  Объективность — способность объективно оценивать усилия персонала и его слабости. 

7. Личное  влияние — способность производить  хорошее впечатление. 

8. Речевые  навыки и навыки письменных  коммуникаций — способность ясно  и убедительно выражать свои  мысли в устной и письменной  форме. 

9. Навыки  снятия стресса — способность  сохранять высокую работоспособность  при наличии стресса. 

    Какое сочетание отдельных черт, оказывающих влияние на эффективность лидерства, можно считать оптимальным?

    Теория черт не дает однозначного ответа на этот вопрос. Исследователи этого направления часто не учитывают компенсаторные возможности психики и особенности управленческой деятельности. Одним из основных понятий теории черт, позволяющих снять некоторые ограничения данного направления исследований, является понятие баланса. 

Рассматривается баланс между: различными чертами; 

конкурирующими  ценностями; 

личными потребностями лидера и организационными потребностями; 

различными  лидерами в управленческой команде. Ситуационный подход 

   В рамках ситуационного подхода существует два основных направления исследований.

   Первое изучает лидерское поведение как зависимую переменную. Это поиск ответа на вопрос: как ситуация влияет на лидерское поведение?

   Второе направление акцентирует свое внимание на ситуациях и рассматривает влияние лидера на их изменение. 

Лидеры  адаптируют свое поведение к требованиям  роли и давлению ситуации.

  

   Попытка ответить на этот вопрос предпринята в рамках теории атрибуции (приписывание). Две стадии процесса: приписывание причинности и выбор ответа.

   Экстернальное приписывание. Руководитель полагает, что причины сложившейся ситуации, например крупных финансовых потерь, скрыты во внешней для организации среде. В этом случае руководитель старается изменить ситуацию: привлечь дополнительные ресурсы, лучше информировать, изменить задание, устранить трудности.

   Интернальное приписывание (атрибуция). По мнению лидера, причины тех или иных событий скрыты внутри организации. Руководитель старается дать прямые и косвенные советы, более тщательно контролирует подчиненных, находит новые побуждения или предостерегает, наказывает.

   Ситуационные теории утверждают, что различные модели поведения могут быть эффективны в различных ситуациях и что одна модель может быть оптимальной во многих ситуациях.

   Стиль руководства группой может быть охарактеризован по трем направлениям: степень директивности (склонность руководителя отдавать распоряжения, указания, директивы), степень поддержки (склонность руководителей к оказанию помощи сотрудникам в достижении целей), степень вовлеченности (участие сотрудников в принятии решений). По мнению сторонников ситуационного подхода, степень директивности, поддержки и вовлеченности зависит от стадии развития группы. 

                                                      Формы лидерства. 

На практике существуют различные формы лидерства: 

   1. Мета-лидерство. Реализуется через воздействие, лидерства главным образом с помощью метода убеждения без использования власти иди формального авторитета  

   2. Макро-лидерство. Проявляется в достижении необходимых результатов по оптимальному подбору вариантов в выборе и сплочении работников, способных добиваться этих результатов в рамках специально создаваемой организационной системы 

Информация о работе Лидерство в организации