Лидерство в малой группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить коммуникативные и организаторские способности, стили руководства, лидерские способности учащихся;

Работа содержит 1 файл

Лидерство в малой группе.doc

— 632.50 Кб (Скачать)

                  Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?

                   да;

                   нет.

                  Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?

                   самый компетентный человек;

                   тот, у кого самый сильный характер.

                  Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

                   да;

                   нет.

                  Уважаете ли Вы дисциплину?

                   да;

                   нет.

                  Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее?

                   тот, который все решает сам;

                   тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

                  Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы учитесь или работаете командой?

                   коллегиальный;

                   авторитарный.

                  Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?

                   да;

                   нет.

                  Какой из следующих портретов больше напоминает Вас?

                   человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;

                   человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

                  Как Вы поведете себя на собрании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

o                      промолчите;

o                      будете отстаивать свое мнение.

                  Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

                   да;

                   нет.

                  Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

                   да;

                   нет.

                  Что бы Вы предпочли?

                   работать под руководством хорошего человека;

                   работать самостоятельно, без руководителей.

                  Как Вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

                   согласен;

                   не согласен.

                  Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

                   да;

                   нет.

                  Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?

                   да;

                   нет.

                  Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

                   опускаете руки;

                   появляется сильное желание их преодолеть.

                  Упрекаете ли Вы людей людям, если они этого заслуживают?

                   да;

                   нет.

                  Считаете ли Вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

                   да;

                   нет.

                  Как Вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

                   введу нужные изменения немедленно;

                   не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

                  Сумете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

                   да;

                   нет.

                  Согласны ли Вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

                   да;

                   нет.

                  Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

                   да;

                   нет.

                  Кем бы Вы предпочли стать?

                   художником, поэтом, композитором, ученым;

                   выдающимся руководителем, политическим деятелем.

                  Какую музыку Вам приятнее слушать?

                   могучую и торжественную;

                   тихую и лирическую.

                  Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

                   да;

                   нет.

                  Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

                   да;

                   нет.

 


Приложение 2

 

Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)

Инструкция к тесту: представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.

Тестовый материал

                  При принятии важных решений вы:

                  посоветуетесь с коллективом;

                  постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;

                  примете решение единолично.

                  При организации выполнения задания:

                  предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;

                  не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;

                  будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.

                  При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:

                  будете жестко контролировать каждого из них;

                  доверите осуществление контроля самим подчиненным;

                  посчитаете, что контроль не обязателен.

                  В экстремальной для коллектива ситуации:

                   будете советоваться с коллективом;

                   возьмете все руководство на себя;

                   полностью положитесь на лидеров коллектива.

                  Строя взаимоотношения с членами коллектива:

                   будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;

                   будете общаться, в основном если к вам обратятся;

                   будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.

                  При управлении коллективом:

                   будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;

                   посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться;

                   будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.

                  В отношениях с членами коллектива:

                   будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;

                   будете поддерживать только деловые отношения;

                   будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.

                  По отношению к замечаниям со стороны коллектива:

                   не допустите замечаний в свой адрес;

                   выслушаете и учтете замечания;

                   отнесетесь к замечаниям безразлично.

                  При поддержании дисциплины:

                   будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;

                   сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;

                   учтете, что поддержание дисциплины - это не ваш конек, и не будете оказывать давление на подчиненных.

                  В отношении того, что о вас подумает коллектив:

                   вам будет безразлично;

                   постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;

                   внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.

                  Распределив полномочия между собой и подчиненными:

                   будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;

                   будете полагаться на исполнительность подчиненных;

                   будете осуществлять только общий контроль.

                  При возникновении затруднений при принятии решения:

                   обратитесь за советом к подчиненным;

                   советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;

                   примете советы подчиненных, даже если их не просили.

                  Контролируя работу подчиненных:

                   будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;

                   будете выискивать в первую очередь недостатки, которые надо исправить;

                   осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).

                  Руководя подчиненными:

                   сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;

                   будете в основном использовать просьбу, а не приказ;

                   вообще не умеете приказывать.

                  При недостатке знаний для принятия решения:

                   будете решать сами - ведь вы же руководитель;

                   не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;

                   постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.

                  Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:

                   будете строгим, даже придирчивым;

                   будете требовательным, но справедливым;

                   к сожалению, будете не очень требовательным.

                  В отношении нововведений:

                   будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);

                   если они целесообразны, то охотно их поддержите;

                   если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.

                  Вы считаете, что в нормальном коллективе:

1.                  подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;

2.                  должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится;

3.                  исполнители могут быть предоставлены сами себе.

 


Приложение 3

 

Методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1)

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

Информация о работе Лидерство в малой группе