Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:58, курсовая работа
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить коммуникативные и организаторские способности, стили руководства, лидерские способности учащихся;
Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не делать?
да;
нет.
Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?
самый компетентный человек;
тот, у кого самый сильный характер.
Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
да;
нет.
Уважаете ли Вы дисциплину?
да;
нет.
Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее?
тот, который все решает сам;
тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором Вы учитесь или работаете командой?
коллегиальный;
авторитарный.
Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
да;
нет.
Какой из следующих портретов больше напоминает Вас?
человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.
Как Вы поведете себя на собрании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?
o промолчите;
o будете отстаивать свое мнение.
Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
да;
нет.
Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
да;
нет.
Что бы Вы предпочли?
работать под руководством хорошего человека;
работать самостоятельно, без руководителей.
Как Вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?
согласен;
не согласен.
Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?
да;
нет.
Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?
да;
нет.
Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
опускаете руки;
появляется сильное желание их преодолеть.
Упрекаете ли Вы людей людям, если они этого заслуживают?
да;
нет.
Считаете ли Вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
да;
нет.
Как Вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?
введу нужные изменения немедленно;
не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
Сумете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
да;
нет.
Согласны ли Вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
да;
нет.
Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
да;
нет.
Кем бы Вы предпочли стать?
художником, поэтом, композитором, ученым;
выдающимся руководителем, политическим деятелем.
Какую музыку Вам приятнее слушать?
могучую и торжественную;
тихую и лирическую.
Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
да;
нет.
Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
да;
нет.
Приложение 2
Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)
Инструкция к тесту: представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.
Тестовый материал
При принятии важных решений вы:
посоветуетесь с коллективом;
постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;
примете решение единолично.
При организации выполнения задания:
предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;
не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;
будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.
При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:
будете жестко контролировать каждого из них;
доверите осуществление контроля самим подчиненным;
посчитаете, что контроль не обязателен.
В экстремальной для коллектива ситуации:
будете советоваться с коллективом;
возьмете все руководство на себя;
полностью положитесь на лидеров коллектива.
Строя взаимоотношения с членами коллектива:
будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
будете общаться, в основном если к вам обратятся;
будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.
При управлении коллективом:
будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться;
будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.
В отношениях с членами коллектива:
будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;
будете поддерживать только деловые отношения;
будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.
По отношению к замечаниям со стороны коллектива:
не допустите замечаний в свой адрес;
выслушаете и учтете замечания;
отнесетесь к замечаниям безразлично.
При поддержании дисциплины:
будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;
сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;
учтете, что поддержание дисциплины - это не ваш конек, и не будете оказывать давление на подчиненных.
В отношении того, что о вас подумает коллектив:
вам будет безразлично;
постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;
внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.
Распределив полномочия между собой и подчиненными:
будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;
будете полагаться на исполнительность подчиненных;
будете осуществлять только общий контроль.
При возникновении затруднений при принятии решения:
обратитесь за советом к подчиненным;
советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;
примете советы подчиненных, даже если их не просили.
Контролируя работу подчиненных:
будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;
будете выискивать в первую очередь недостатки, которые надо исправить;
осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).
Руководя подчиненными:
сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;
будете в основном использовать просьбу, а не приказ;
вообще не умеете приказывать.
При недостатке знаний для принятия решения:
будете решать сами - ведь вы же руководитель;
не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;
постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.
Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:
будете строгим, даже придирчивым;
будете требовательным, но справедливым;
к сожалению, будете не очень требовательным.
В отношении нововведений:
будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);
если они целесообразны, то охотно их поддержите;
если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.
Вы считаете, что в нормальном коллективе:
1. подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;
2. должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится;
3. исполнители могут быть предоставлены сами себе.
Приложение 3
Методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1)
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?