Лидерство в малой группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).
Задачи:
1. рассмотреть лидерство и руководство в малых группах и теории лидерства;
2. выявить коммуникативные и организаторские способности, стили руководства, лидерские способности учащихся;

Работа содержит 1 файл

Лидерство в малой группе.doc

— 632.50 Кб (Скачать)

 

Корреляции

 

 

уровень лидерских способностей

стиль руководства

уровень коммуникативных и организаторских способностей

уровень лидерских способностей

Корреляция Пирсона

1

.a

,603*

Знч.(1-сторон)

 

.

,043

N

9

9

9

стиль руководства

Корреляция Пирсона

.a

.a

.a

Знч.(1-сторон)

.

 

.

N

9

9

9

уровень коммуникативных и организаторских способностей

Корреляция Пирсона

,603*

.a

1

Знч.(1-сторон)

,043

.

 

N

9

9

9

a. Невозможно вычислить, так как по крайней мере одна из переменных является константой.

*. Корреляция значима на уровне 0.05 (1-сторон.).

 

3.6 Выводы по главе 3

 

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод о том, что выявлены люди с наибольшими склонностями к лидерству, обладающие высокими коммуникативно-организаторскими способностями и люди с наименьшими склонностями к лидерству, обладающие невысокими коммуникативно-организаторскими способностями. Так же выявлены люди со средним уровнем развития лидерских и коммуникативно-организаторских способностей. Каждый из этих людей имеет наличие своего стиля руководства, стиля лидерства.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При характеристике процессов, связанных с образованием малых групп, будет в виду лишь процесс образования реальных естественных малых групп. Поскольку они существуют в самых различных сферах общественной жизни, способы их образования весьма различны. Чаще всего они определяются внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа (например, создается новый отдел в учреждении). В более широком смысле можно сказать, что малая группа задается определенной потребностью общественного разделения труда и вообще функционирования общества. Так, производственная бригада создается в связи с возникновением нового производства, школьный класс — в связи с приходом нового поколения в систему образования, спортивная команда — в связи с развитием спорта в каком-то учреждении, районе и т.д. Во всех этих случаях причины возникновения малой группы лежат вне ее и вне индивидов, ее образующих, в более широкой социальной структуре. Именно здесь создается некоторая система предписаний относительно распределения ролей и статусов в малой группе, целей ее деятельности. Все эти факторы пока еще не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, они есть предпосылки ее существования, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

Лидерство - сложный социально-психологический процесс группового развития, в результате которого и происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, ее оптимизация и непрерывное совершенствование.

Лидерство - один из способов дифференциации группы в результате деятельности, общения и взаимодействия ее членов.

"Формальное" лидерство связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. "Неформальное" лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников.

Лидер непременно должен быть авторитетной личностью, однако существуют и другие немаловажные характеристики. Одно из наиболее важных качеств лидера - умелое общение. Общение тесно связано с доверием. И каждый факт своего общения с людьми лидер может рассматривать как реализованную или упущенную возможность вызова их доверия.

Лидер должен знать, чего хочет добиться, и он должен разрабатывать ряд реалистических шагов для достижения этой конечной цели. Эти цели относятся к работе, взаимоотношениям, самосовершенствованию, материальным объектам, которые хочется получить, или к чему-либо другому - процесс будет один и тот же. Постановка целей и стремление к их достижению помогают развивать качества, необходимые для осуществления намеченного, побуждают к действию. Для того чтобы достичь определенной цели, лидеру, как правило, приходится решать проблемы и принимать решения. И чем быстрее ему удается это сделать, тем более продуктивным и производительным он может стать.

Для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. Становление лидера и развитие группы это непрерывный и не разъединяемый процесс. Ведь сам по себе "лидер" - это статус человека в группе. Статус определенного человека можно изменить. В ходе межличностных отношений, с момента образования группы, определяется статус каждого человека и вместе с тем определяется влияние человека на эту группу.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                  Г.М. Андреева Социальная психология [Электронный ресурс] // http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm, М.: Наука, 1994

2.                  Анализ основных направлений исследования лидерства [Электронный ресурс]: http://heatpsy.narod.ru/04/zlider2.html

3.                  Ю.Н. Емельянов. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.,1971 [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/lider3.htm

4.                  http://vsetesti.ru

5.                  Ж.А. Ермакова. Лидерство как социально-психологический феномен. М., 2002 [Электронный ресурс]: www.psyworld.ru/students/texts/liderstvo.html

6.                  http://www.psycholines.narod.ru/KOS.html

7.                  Психологическая структура школьного класса [Электронный ресурс]: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/89.html

8.                  Возрастные аспекты социально-психологичгеской структуры класса [Электронный ресурс]: http://www.rusmedserver.ru/med/psdiag/90.html

9.                  Управление персоналом. Словарь-справочник [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/personal/personal17-07.htm

10.             Социометрия: исследование межличностных отношений в группе [Электронный ресурс] // http://psyfactor.org/moreno.htm

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

 

Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)

Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-» («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тестовый материал

                  Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

                  да;

                  нет.

                  Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас одноклассников занимают более высокое положение в вашем классе, чем Вы?

                  да;

                  нет.

                  Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

                  да;

                  нет.

                  Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть лидером среди сверстников?

                  да;

                  нет.

                  Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-либо?

                  да;

                  нет.

                  Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?

                  да;

                  нет.

                  Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

                  да;

                  нет.

                  Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить Вашу учебную, познавательную активность?

                  да;

                  нет.

                  Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

                  да;

                  нет.

                  Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?

                  да;

                  нет.

                  Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

                  да;

                  нет.

                  Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?

                  да;

                  нет.

                  Считаете ли Вы себя мечтателем?

                  да;

                  нет.

                  Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?

                   да;

                   нет.

                  Случалось ли Вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд?

                   да;

                   нет.

                  Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:

                   будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого;

                   возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

                  Какое из двух мнений Вам ближе?

                   настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем;

                   настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

                  С кем Вы предпочитаете работать в группе, классе?

                   с покорными людьми;

                   с независимыми и самостоятельными людьми.

                  Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?

                   да;

                   нет.

                  Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью вашего отца?

                   да;

                   нет.

                  Умеете ли Вы в дискуссии на какую-либо учебную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

                   да;

                   нет.

                  Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?

                   предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас;

                   просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

                  Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

                   да;

                   нет.

                  Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

                   да;

                   нет.

Информация о работе Лидерство в малой группе