Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:37, курсовая работа
Цель данной работы - определить, что такое лидерство в целом, какими чертами должен обладать настоящий лидер, как ведет себя лидер в малой группе, его значение и влияние на группу. Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть феномен лидерства, как социальное поведение в малых группах.
2. Изучить типологию лидерства.
3. Проанализировать динамику и развитие социально- психологических отношений в группе.
4. Рассмотреть различные стили лидерства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА 6
2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЛИДЕРСТВА 8
3. ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА 12
3.1 Понятие малой группы 13
3.2 Возникновение лидерства в группе 15
3.3 Восприятие лидера его группой 19
3.4 Типы лидерства 21
3.5 Личностные характеристики лидеров 23
4. РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЛИДЕРА 25
5. СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИДЕРОВ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЛИДЕРСТВА
3. ЛИДЕРСТВО И ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА
3.1 Понятие малой группы
3.2 Возникновение лидерства в группе
3.3 Восприятие лидера его группой
3.4 Типы лидерства
3.5 Личностные характеристики лидеров
4. Роль и функции лидера
5. СТИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИДЕРОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Проблема лидерства - это традиционная проблема социальной философии от античности до наших дней. Только если прежде в центре исследования были великие исторические лидеры, то сейчас проблема лидерства исследуется главным образом в малых группах.
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти процесса не просто относятся к проблеме интеграции групповой деятельности, а психологически описывают субъекта этой интеграции. Когда проблема обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь отдается дань социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного феномена. В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства группой. Поэтому крайне важно сделать прежде всего терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель». В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих понятий. При этом не рассматривается употребление понятия «лидер» в политической терминологии. Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:
1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3. Лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;
4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;
5. Руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6. Процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе. Эти различия (с некоторыми вариантами) называют и другие авторы.
Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства — подчинения. Лидер — это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило, снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. [18]
Как бы человек не стремился стать лидером, он им никогда не станет, если окружающие не воспримут его как лидера. А вот в руководстве дело обстоит иначе. Руководитель нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет. Отсюда следует, что руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство - психологический. И в этом - основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.
Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, а именно - они призваны стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.
Это дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.
Последовательность в анализе данной проблемы должна быть именно такой: сначала выявление общих характеристик механизма лидерства, а затем интерпретация этого механизма в рамках конкретной деятельности руководителя. [10]
Актуальность данной темы обусловлена важностью изучения взаимоотношений в малых группах. Цель данной работы - определить, что такое лидерство в целом, какими чертами должен обладать настоящий лидер, как ведет себя лидер в малой группе, его значение и влияние на группу. Из этой цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть феномен лидерства, как социальное поведение в малых группах.
2. Изучить типологию лидерства.
3. Проанализировать динамику и развитие социально- психологических отношений в группе.
4. Рассмотреть различные стили лидерства.
В курсовой работе использованы аналитический и сравнительно-правовой методы исследования. Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью применения результатов исследования в конкретной жизненной ситуации.
1. ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
До сих пор однозначного понимания этого феномена нет. Каждый исследователь, давая свое определение, выделяет лишь тот или иной аспект. Выделяют социологические и психологические теории лидерства. К основным социологическим теориям относятся: «теория черт», «ситуационная теория», «теория определяющей роли последователей», «реляционная (системная) теория» (исследователи: Г. К. Ашин, Г. М. Андреева).
Теория черт полагает, что лидерство – феномен, рождаемый специфическими чертами лидера (искусство убеждать, любовь к риску, энтузиазм, беспристрастность, смелость, воля, справедливость и др.). М. Вебер и Э. Трельч ввели термин «харизма» – исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих людей. Недостатком является неучет того, что различные социальные группы требуют различных лидерских качеств. Существуют разные виды деятельности, которые требуют противоположных черт лидера, таким образом, создать универсальную шкалу черт лидера невозможно. Тем не менее теория продолжает существовать. Д. Майерсом были выделены черты наиболее эффективных лидеров в современных условиях: уверенность в себе; наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщать о них окружающим простым языком; достаточный запас оптимизма и веры в людей; незаурядность; энергичность; добросовестность; покладистость; эмоциональная устойчивость.
Е. Хартли предложил четыре «модели», позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение.
Во-первых, полагает Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации.
Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще».
В-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз.
В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».
Вряд ли можно считать достаточно убедительными эти рассуждения для преодоления полной относительности черт лидера, как они выступают в ситуационной теории. Тем не менее данная модификация ситуационной теории оказалась достаточно популярной: именно на ее основе проведена масса экспериментальных исследований лидерства в школе групповой динамики.[17]
Ситуационная теория полагает, что в процессе выдвижения лидера большую роль играет ситуация. Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, то высока вероятность смены лидера. Т. Шибу-тани выделил два психологических критерия для создания типологии социальных ситуаций: степень формализации группы и степень автономии членов группы. В зависимости от проявлений этих качеств возникает пять типов социальных ситуаций: внезапные критические; критические повторяющиеся, предсказуемые; типичные повторяющиеся; типичные повторяющиеся конвенциональные; групповые ритуалы.
Теория определяющей роли последователей – провозглашала, что лидерство – функция от ожиданий (экспекций) последователей. Лидер выдвигается с учетом требований и интересов группы, как только эти требования не выполняются, лидера смещают. В современном мире многие руководители имеют в штате людей, профессионально занимающихся имиджем. Важными качествами лидера является возможность произвести впечатление на окружающих, умение убеждать.
Реляционная теория – включает основные идеи выше названных теорий.
Психологические теории лидерства не разрабатывались специально, а явились побочным эффектом исследований феноменов личности.
Сторонники психоаналитического подхода к определению лидера считают, что психика первична. Она лежит в основе общественной жизни и определяет ее. З.Фрейд и его последователи рассматривают лидерство как определенный вид помешательства, невроза. По их мнению, общество делится на психически нормальных и ненормальных людей. Именно последние способны быть лидерами. По свидетельству биографов, известные политические деятели страдали теми или иными психическими отклонениями (Наполеон, Робеспьер, Линкольн, Рузвельт, Гитлер, Сталин и др.).
Иное понимание лидерства дается в теориях так называемого гуманистического направления, утверждающего, что человеческое существо по природе своей - сложный мотивированный организм, а организация по природе своей всегда управляема. Поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления его собственных целей, потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей организации.
Гуманистические теории лидерства применимы скорее к малым социальным группам. Довольно широкое распространение в США получила мотивационная теория лидерства, представители которой (С. Митчел, С. Эванс и др.) доказывают, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое ими в процессе работы. [16]
2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЛИДЕРСТВА
Практика показывает, что ни один фактор не обеспечивает большую выгоду и пользу для организации, чем эффективное лидерство. Лидеры нужны для определения целей и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.
Слово «лидер» происходит от английского lead (вести). Значит, лидер — это ведущий, идущий впереди. Лидер — член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций. [11]
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.
Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей. [7]
Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы. Этот процесс может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать.