Лидерство в малой группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: лидерство.
Предмет исследования: лидерство в школьном коллективе (классе).
Цель работы: изучение и исследование феномена лидерства в школьном коллективе (классе).

Работа содержит 1 файл

Курсовая Лидерство в малой группе.doc

— 738.50 Кб (Скачать)

     Социометрическая  карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе  разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение  к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

     Обработка результатов. Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

     Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.

     По  вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая  изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь.

     Взаимный  положительный или отрицательный  выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

     Анализ  социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений  в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.

     Социограмма. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью).

     Социограммная техника является существенным дополнением  к табличному подходу в анализе  социометрического материала, ибо  она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

     Анализ  социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов. [11]. 

 

      3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСТВА  У ШКОЛЬНИКОВ 

     3.1 Исследование методикой  диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.) 

       

     Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)»

№ исследуемого п/п Сумма балов Уровень выраженности лидерских способностей
1 26 2
2 28 2
3 26 2
4 31 2
5 36 3
6 27 2
7 24 1
8 29 2
9 20 1
10 25 1
11 23 1
12 24 1
13 28 2
14 32 2
15 21 1
16 24 1
17 26 2
18 28 1
19 30 2
20 27 2
21 31 2
22 24 1
23 26 2
24 27 2
25 23 1
26 21 1
27 22 1
28 20 1

     Примечания:

     1 – качества лидера выражены слабо.

     2 – качества лидера выражены  средне.

     3 – лидерские качества выражены  сильно.

     4 – данный человек как лидер  склонен к диктату 

     Аналитические данные исследования данной методикой  заключаются в следующем (рис. 1, таблица 1):

     46,4 % исследованных имеют слабовыраженные лидерские способности.

     50 % человек имеют средний уровень  выраженности лидерских способностей, что говорит средней выраженности  лидерских качеств.

     У 3,6 % исследованных лидерские качества выражены сильно. 

 

      3.2 Исследование методикой диагностика склонности к

     определенному стилю руководства (И.П. Ильин) 

       
 

     Таблица 2. Данные исследования методикой «Диагностика склонности к определенному стилю  руководства (И.П. Ильин)»

№ исследуемого п/п Стиль руководства
1 Склонность  к демократическому стилю руководства
2 Авторитарно-демократический  стиль руководства
3 Склонность  к демократическому стилю руководства
4 Склонность  к демократическому стилю руководства
5 Авторитарно-демократический  стиль руководства
6 Склонность к демократическому стилю руководства
7 Склонность к либерально-демократическому стилю руководства.
8 Авторитарно-демократический  стиль руководства
9 Склонность  к демократическому стилю руководства
10 Склонность к либерально-демократическому стилю руководства.
11 Авторитарно-демократический  стиль руководства
12 Склонность  к демократическому стилю руководства
13 Склонность  к демократическому стилю руководства
14 Авторитарно-демократический  стиль руководства
15 Склонность  к демократическому стилю руководства
16 Авторитарно-демократический  стиль руководства
17 Склонность  к демократическому стилю руководства
18 Авторитарно-демократический  стиль руководства
19 Склонность к либерально-демократическому стилю руководства.
20 Склонность  к демократическому стилю руководства
21 Склонность  к демократическому стилю руководства
22 Авторитарно-демократический  стиль руководства
23 Склонность  к демократическому стилю руководства
24 Склонность к либерально-демократическому стилю руководства.
25 Склонность к демократическому стилю руководства
26 Авторитарно-демократический  стиль руководства
27 Склонность к либерально-демократическому стилю руководства.
28 Склонность  к демократическому стилю руководства
 

     По  результатам исследования сложилась  следующая ситуация (рис. 2, таблица 2):

     У 46,4 % исследованных присутствует склонность к демократическому стилю руководства. Данный стиль руководства характеризуется  распределением полномочий, инициативы и ответственности между старостой  и заместителями. Человек с демократическим стилем управления всегда выясняет мнение коллектива по важным для класса вопросам, принимает коллегиальные решения. Так же регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с одноклассниками проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются принуждения к деятельности. Данный школьник стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы всего класса. [10].

     У 32,2 % человек отмечается авторитарно-демократический  стиль руководства. Данный стиль  руководства характеризуется преобладанием  и сочетанием двух стилей управления. Т.е. человек, имеющий данный стиль управления может вести себя в различных ситуациях и вопросах как авторитарно, так демократично. Например, данный человек возможно будет доминировать как староста с жесткой централизация, при достаточном для него распределении полномочий, инициативы и ответственности между старостой и заместителями, руководителем и классом. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему. Возможен очень строгий контроль, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Вместе с тем, общение с одноклассниками может проходить в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо. По необходимости применяются приказы. Другой стороной данного стиля руководства может быть то, что к мнению коллектива (класса) данный человек может не прислушивается, может все решать за коллектив (класс) сам и преобладающими методами управления могут являются приказы, замечания, выговоры.

     У 21,4 % исследованных отмечается либерально-демократический  стиль руководства. Данный стиль  управления характеризуется сочетанием двух стилей руководства. Т.е. человек, имеющий данный стиль управления может вести себя в различных ситуациях и вопросах как достаточно либерально, так и демократично. Данный стиль управления может характеризоваться отсутствием активного участия старосты в управлении коллективом с присутствующим распределением полномочий, инициативы и ответственности между старостой и заместителями, руководителем и подчиненными. Такой человек как староста может «плыть по течению», ждать или требовать указаний сверху или попадает под влияние коллектива (класса). Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, может стремиться уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Может регулярно и своевременно проводиться информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, доброжелательно и вежливо.

 

      3.3 Исследование методикой  на коммуникативные  и 

     организаторские способности (КОС-1) 

     

     Таблица 3. Данные исследования методика коммуникативных  и организаторских способностей (КОС-1)

№ исследуемого п/п Уровень коммуникативно-организаторских  способностей
1 3
2 4
3 3
4 5
5 5
6 3
7 2
8 4
9 4
10 4
11 3
12 3
13 3
14 3
15 5
16 4
17 3
18 4
19 4
20 4
21 3
22 3
23 3
24 4
25 4
26 5
27 5
28 4

Информация о работе Лидерство в малой группе